КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы психологии манипулирования. Лекции 5 страница
Массовая культура и социальная среда. В настоящее время можно говорить о том, что в ходе исторического развития в информационной сфере сформировались группы определенных психокоррекционных алгоритмов действий, которые органически вошли в культуру, составив три следующих направления: --литературно-художественную и эстетическую коммуникацию; --традиции оккультно-медицинских подходов со сложившейся позже системой психотерапии; --систему учебно-воспитательной и трудовой подготовки. (Л.П.Гримак, 2004). Рассмотрим вопрос массовой культуры на примере песенного творчества. Песенный жанр оказывает мощное манипулятивное воздействие, закладывая установки в подсознание и моделируя поведение, а значит и жизненный путь человека. Если человек не только слушает, но и запоминает слова, а после напевает понравившийся куплет, значит таким образом происходит психокодирование наподобие аутотренинга или гипноза. Кроме того подобное кодирование усиливается с помощью эмоций (понравившиеся песни вызывают эмоции), и установки прочно закладывают в подсознании механизмы последующих действий такого человека. Психика человека оказывается бессильной перед сочетанием слов, наложенных на музыкальную основу. При объединение в массы (например на концертах), эффект подобного воздействия многократно усиливается. В толпе заразительно любое чувство и действие. При нахождении в массах, как замечал Лебон (1996), в психике исчезает сознательность, а значит «…каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности». В.М.Бехтерев (1994), исследуя вопрос манипуляций в массах, обращал внимание на взаимовнушение, которое производится отдельными индивидами друг на друга. Через время находящийся в толпе индивид впадает в состояние, схожее с гипнотическим. Его воля, разум, чувства и мысли направляются волей гипнотизера. Подобным «гипнотизером» на концерте выступает исполнитель песен, который подчиняет себе слушателей. На концерте толпа реагирует одинаково, подчиняясь единому порыву. Современная массовая культура направлена на формирование установок в массах. В этом направлении активно работают идеологи, выбрасывая на рынок художественную макулатуру, которую жадно разбирают массы, удовлетворяющие посредством изучения жизни звезд (желтая пресса) и просмотра судеб других семей (сериалы и ток-шоу) подсознательный голод по самосовершенствованию, а вместе с тем и временно избавляясь от невротических зависимостей путем приобщения к иной жизни, в которую большинство из них никогда не попадет. Ко времени, когда потребуется «новая доза», они вновь купят «желтую» прессу, пиратский диск с кинофильмами, или книгу сомнительного литературного содержания, но простую и удобную в употреблении. Массовая культура, отмечает С.Г.Кара-Мурза (2005) выносит на рынок соблазнительный продукт, идеологическое содержание которого целенаправленно принижает человека, делает его мышление инфантильным и сильно повышает восприимчивость к внушению. Лебон писал, что для образования толпы не нужен непосредственный физический контакт между отдельными индивидами. Это мы наблюдаем сейчас, когда население, подверженное постоянному воздействию масс-культуры и телевидения, превращается в огромную виртуальную толпу. Такая толпа располагается в своих квартирах у телевизоров. Массовая культура отучает людей думать, формируя общество людей, реагирующих на штампы и стереотипы. Кроме того, в создании, например, кинофильмов, помимо сценаристов, режиссеров и т.п., важное место играют специалисты по манипулированию сознанием. В ведении таких специалистов находится задача воздействия на подсознание масс с целью провоцирования базовых инстинктов (страх, секс, проч.) и задействования архетипов коллективного бессознательного психики (жажда мщения, торжество справедливости, противостояние добра и зла, проч.). Человек, посмотревший, например, фильм, никогда не сможет пересказать «вшитые» в него мысли, обращают внимание авторы «Проекта Россия» (2007). Он начнет пересказывать сюжетную линию, игру актеров, запомнившиеся эпизоды, спецэффекты и прочее. Самой мысли он никогда не увидит. Главная мысль в такой продукции ориентирована не на сознание, а на подсознание. Мысль как бы разбросана по всему фильму в никак не связанных друг с другом деталях. И эти детали, попав в подсознание, объединяются в целое. Это образует точку отсчета, которую человек никогда не осмыслит, но всегда отталкивается от нее, принимая решение. Люди, придя в кино за удовольствием, как бы отключаются от действительности. Они сидят в состоянии отрешенности и получают удовольствие. А в это время им в сознание закачивают установки. При этом создатели фильма получают прибыль, делают новый фильм, еще более привлекательный, и снова продают его. В итоге с каждым разом народ глупеет все больше, понимает все меньше и покупает такую продукцию все чаще. Технология достаточно проста. Посредством сюжета, спецэффектов, игры актеров и прочего основную мысль упаковывают в привлекательный «фантик». Упаковка призвана соблазнить человека. Основная мысль вшита между строк, вплетена в поведение героя, в сюжет, а общую атмосферу произведения. Зрители никогда не догадаются, что их не развлекают, им дают модель поведения, преподносят образцы для подражания, формируют взгляд на мир. Самое глубокое внушение — когда человек вообще не думает. Вот почему так важно ввести человека в состояние эмоций. Пока он сидит с широко открытыми глазами, он ничего не соображает. Он весь в виртуальной реальности. Логическая проверка информации в таком состоянии невозможна. Человек в этот момент беззащитен. Ему можно записать в подсознание любую установку. Наличие установок человек никогда не осознает. Но именно установки лежат в основе всех поступков человека. Во время просмотра телепередач происходит запоминание больших объемов информации. Для этого используются: музыка за кадром, речь ведущего передачи, зрительные образы посредством движущихся картинок-кадров, и т.п. Запоминание достигается за счет того, что цензура психики не в состоянии анализировать поток информации, поступающий через визуальную и аудиальную системы, а значит, в результате образования в коре головного мозга доминанты (очагового возбуждения) формируются установки в подсознании и паттерны поведения в бессознательном. Кроме того частично информация пересекается с уже имеющейся в подсознании информацией и такая информация вступает в коррелят с сформированными раннее установками или архетипами бессознательного. Кроме того, всего через 20-30 минут просмотра телепередачи барьер на пути потока информации – цензура психики – отключается, и тогда уже вообще вся информация откладывается в подсознании. Подобная информация может перейти в сознание, вылившись в поступки, уже на следующий день, а может только через годы. В подсознании (бессознательном) зарождаются мысли, поступки, желания индивида, которые в последующем переходят в сознание, а значит отражают след индивида в окружающем мире. Окружающий мир состоит из социальной среды. Социальная среда представляет некий срез общественной жизни индивида, заключающейся во взаимодействии индивида с различными социальными институтами. Под социальными институтами помимо прочего мы будем понимать возможности формирования личности индивида путем непосредственного взаимодействия личности с социумом. Социум в данном случае – есть совокупность факторов, окружающих индивида при его контактах с внешней средой, т. е. соотношение внутреннего мира индивида – с миром внешним. В социальной среде «доформировывается» то, что получил индивид от рождения. А значит социальная среда оказывает влияние на характер поведения индивида, формируя те установки и паттерны поведения, которые в последующем будут влиять как на жизнь самого индивида, так и на его взаимосвязь с микросоциумомом[6], формирует бессознательное психики. О роли социальной среды в вопросе формирования бессознательного психики и последующего воздействия бессознательного (подсознания) на сознание удачно подмечают авторы «Проекта Россия»[7]: «Не только книги и фильмы формируют наше миропонимание. Этим занимаются эстрада, мода и прочее. Множество областей, не считающихся источниками информации, на самом деле несут огромный информационный поток. На подсознание помимо нашей воли воздействует не только прямая реклама, но и любое изображение, звук и даже дизайн. Вы заходите в магазин одежды, меряете, выбираете. Ни о какой политике, идеологии и мировоззрении думать не думаете. Но ваше сознание получает информацию от формы, дизайна, рисунков, цвета, этикеток и прочее, и ваше мировоззрение формируется. Вы заходите в столовую, кафе, ресторан и любое иное заведение общепита. В формировании вашего подсознания участвуют дизайн заведения, музыка, видеоряд и прочее. Вы идете по улице, и архитектура зданий несет определенную информацию. Дизайн предметов, от ручки до автомобиля, несет информацию, формирующую ваше подсознание. Кажется, это такой бред! При чем тут ручки с дизайном, если человек на это и внимания-то не обращает. Оказывается, очень даже при чем. Сознание личности формируется исключительно благодаря информации, получаемой из внешней среды. Сам в себе человек никакой информации образовать не может. Отсюда такая страсть людей к подражанию. Если человека с детства поместить в информационный вакуум, человека не будет. Будет просто растение, туловище человека, в котором нет личности. Чтобы сформировалась личность, необходимо поступление информации извне. Какая информация будет поступать, такая личность будет формироваться». Таким образом мы можем заключить, что социальная среда, являющаяся частью того общества, в котором пребывает все время индивид, оказывает на него мощнейшее манипулятивное воздействие, вынуждая в большинстве случаев совершать поступки, на которые сам по себе он никогда бы не решился. Но противиться этому человек не может. Над ним довлеет как бессознательное, сформированное в результате проживания в социуме, так и манипуляторы, воздействующие на его подсознание в своих корыстных целях. Какие это цели? Обогащение и власть. А массы в большинстве случаев всегда подвержены и легко поддаются манипуляциям над ними. Тем более на манипуляции со стороны власти капитала, использующих соответствующие методики для формирования нужной идеологии, необходимой для удовлетворения желаний еще большего обогащения и стяжательства.
Тема 4: Основы массовой психологии
«Бесконечно многие культурные люди… не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох». Фрейд 1. Принципы и законы массовой психологии. -- Основные определения. -- Законы массообразования. -- Основные признаки, свойственные массовому поведению. -- Варианты агрессивного поведения толпы. -- Характеристики преобразований психики в толпе. -- Характеристики вождей массы. -- Масса – как первобытная орда. Теория Фрейда. 2. Способы, средства массообразования -- Феномен возникновения толпы. -- Типы толпы. -- Поведение индивида в толпе. -- Воздействие на толпу. -- Технологии управления массами. Толпа представляет собой временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом. (Щепаньский, 1969). Толпа — это контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно (Ю.А.Шерковин, 1975). Толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. (Б.Ф.Поршнев, 1966). Главные черты, характеризующие толпу, исчезновение сознательной личности. Стоит какой-нибудь случайности свести индивидов вместе, и все их поступки немедленно приобретают характер поступков толпы. (Г.Лебон, 1996). Массу образует скопление людей в определенное время и в определенном пространстве вне их постоянной деятельности, причем в тот период, когда они предоставлены самим себе. Масса в этом смысле образуется из обычных граждан общества, способных проводить свободное время по своему усмотрению. (А.А.Зиновьев, 2000). Массовое сознание является особым видом общественного сознания, свойственным большим множествам людей (массам). (Д.В.Ольшанский, 2001). Образовавшаяся из сходных эмоций, толпа не обладает каким-либо комплексом моральных норм. В толпе проявляется примитивные импульсы, не сдерживаемые никакими этическими нормами. Толпа создает ощущение правильности предпринимаемых действий. Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. (Д.В.Ольшанский, 2001). После того как человек попал в толпу, он опускается вниз на несколько ступенек по лестнице цивилизации. А значит становится доступен различным манипулятивным технологиям. В массовом поведении реализуются более примитивные механизмы управления. События и цели таких групп часто несут в себе деструктивную основу. Но при этом знание таких механизмов оказывается необходимо в современной жизни. Чем лучше мы будем знать приемы манипулирования, тем труднее будет манипулировать нами. (А.П.Назаретян, 1999). Существуют законы массообразования. Подобные законы базируются на знании функционирования психики. Кратко обозначим роль подсознания. Ведущая роль в отображении контактов человека с реальностью играет сознание. Помимо сознания существует подсознание. Таким образом психика индивида состоит из двух слоев – сознания и бессознательного. От наполняемости подсознания зависит выполнения индивидом скрытых, сублиминальных воздействий, т.е. воздействий со стороны манипуляторов посредством введения установок в подсознание. Бессознательное тоже представлено двумя слоями. Это личное бессознательное и коллективное (т.н. филогенетическая память). Личное бессознательное формируется при жизни индивида посредством активации его репрезентативных систем (аудиальной, визуальной и кинестической) и сигнальных систем организма (чувство, запахи, и т.п.), а коллективное бессознательное зависит от опыта предшествующих поколений. Бессознательное это багаж знаний, накопленный в процессе жизни человека. При этом происходит постоянная «пополняемость материала». Информация, поступая в мозг, перерабатывается, и является следствием возникновения у индивида определенных мыслей и поступков. Мы заметили, что массу определяет собрание индивидов в одном месте. Руководить массой следует в вертикальной иерархии, т.е. строго и в приказном порядке. При этом рекомендуется действовать методом «кнута и пряника», сначала инсценируя в массе страхи и невроз, а после снимая ее «благами», за которые масса будет охотней подчиняться. Следует добиться слепого подчинения (искренней, фанатичной веры) вождю – руководителю массы. В массе образуется безличностный род коллективной души. Каждый индивид сам по себе может быть личностью, но, оказываясь в массе, у таких индивидов исчезают признаки, свойственные, как считал Фрейд (2003), признакам цивилизованного человека. В толпе берет вверх бессознательное психики, исчезает наносной пласт цивилизации, предоставляя главенство психики первобытного человека. Если масса окажется подчинена общей идее под руководством фанатика (массой лучше всего может управлять фанатик (Лебон, 1996), то человек в массе будет вынужден выполнять общие установки. Рассмотрим основные признаки, свойственные массовому поведению. 1) Эффект подчинения своего «Я» — «Я» коллективному. Лебон (1996) заметил, что когда человек находится в массе, он испытывает чувство непреодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздывать. Он может дать волю инстинктам. Всему, что вынужден скрывать, живя в современном культурном обществе. Культура накладывает отпечаток на поведение индивида, вынуждая его обуздывать свои желания. В итоге, как заметил Фрейд (2003), наблюдается развитие симптоматики психических заболеваний. 2) Эффект заразительности. Лебон (1996) отмечал, что заразительность следует причислить к феномену гипнотического рода. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство. И в такой сильной степени, что индивид легко жертвует личным интересом в пользу интересов общего. А.П.Назаретян (2003) под заразительностью понимает циркулярную реакцию, т. е. передачу эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между людьми. Циркулярная реакция стирает различия между индивидами в личном опыте и ролевой идентификации, уничтожает здравый смысл. А значит в толпе актуализируются низшие, исторически примитивные пласты психики. Толпу охватывает повышенное эмоциональное возбуждение. Такое коллективное возбуждение повышает подверженность толпы к суггестивным воздействиям (к внушению). В результате, человек в толпе, загипнотизированный одинаковыми поступками других участников толпы, бессознательно совершает такие же действия. Владычество толпы указывает на фазу варварства. Цивилизация предполагает существование определенных правил, дисциплину, переход от инстинктивного к рациональному, более высокую степень культуры. Эти условия в толпе не осуществимы. (Г.Лебон, 1996). Масса производит на отдельного человека впечатление неограниченной мощи. На мгновение она заменяет человеческое общество, являющееся носителем авторитета, наказаний которого страшились и во имя которого себя ограничивали. Массе опасно противоречить, и можно себя обезопасить, только следуя окружающему тебя примеру. Таким образом можно выключить свою совесть, предавшись соблазну услады. В отдельном индивиде, под влиянием массы происходят изменения в его душевной деятельности. Повышается аффективность и понижаются интеллектуальные достижения. Это результат внушающего влияние массы. (З.Фрейд, 2003). Внушение в толпе проходит сквозь сознание, и воздействует сразу на чувства. Сила внушения берет перевес над убеждением и волей. Благодаря этому взаимовнушению те чувства, которые испытывают отдельные лица, нарастают до необычайной степени напряжения, делая толпу могучим существом. (В.М.Бехтерев, 1994). Варианты агрессивного поведения толпы. Экспрессивная агрессия -- это устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения. Примеры подобных действий – ритуальные танцы, военные парады, или факельные шествия (фашистская Германию). Импульсивная агрессия — агрессивное поведение, спровоцированное каким-либо фактором. Такая агрессия может носить прерывистый («импульсный») характер, возникая как бы «волнами», в виде своеобразных «приливов» и «отливов» агрессивного поведения. Аффективная агрессия – агрессия толпы носит временный характер. Это особое состояние, требующее немедленных, любой ценой, жертв и разрушений. Враждебная агрессия – характеризуется целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому. Инструментальная агрессия – одна из форм организованной агрессии, где агрессия используется как одно из средств достижения цели. (Д.В.Ольшанский, 2002). Характеристики преобразований, которые психика индивида приобретает в толпе: 1) повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит; 2) снижение способности рациональной переработки воспринимаемой информации; 3) усиление внушаемости и уменьшение критичности по отношению к себе; 4) подавление массой чувства ответственности за поведение индивида; 5) появление чувства своей силы; 6) возникновение ощущения анонимности и безнаказанности своих действий. (Д.В.Ольшанский, 2002) Говоря о поведении в массах, следует выделить стремление массы добиться расположения вождя, руководителя массы. Если толпой руководит лидер, поступки толпы продиктованы в т.ч. и желанием заслужить похвалу вождя. Д.В.Ольшанский (2002), отталкиваясь от Лебона, приводит четыре характеристики вождей массы: «Апостол». Первый тип. Убежденные проповедники и «мессии». Харизматические лидеры, обладающие именно теми качествами, которые востребованы массой. Такие лидеры — как бы прообраз толпы; в себе они несут все основные свойства толпы. Они готовы на жертвы ради распространения толпы. Эти люди находятся как в полубреду. Такой апостол представляет собой религиозно настроенный ум, одержимый желанием распространить свое верование; вместе с тем это простой ум, не поддающийся влиянию доводов разума. Его логика — элементарна. Законы и всякие разъяснения недоступны пониманию. Для таких людей главное перестроить общество. В структуре поведения такого лидера выделяется жажда разрушения. «Случайный фанатик». Второй тип лидеров массы: фанатики одной идеи. В обычных условиях это могут быть нормальные люди. Но при возникновении экстремальных обстоятельств (возникновение массы, появление «апостола» и т. п.) в них просыпается фанатизм. И тогда они становятся верными помощниками «апостолов». «Дегенерат-аутсайдер». Третий тип лидеров массы. Занимая благодаря своим наследственным порокам, физическим или умственным, низкие положения, из которых нет выхода, они становятся естественными врагами общества, к которому они не могут приспособиться вследствие своей наследственной болезни. У них нет фанатизма, веры, увлечения одной идеей. Все решает чувство обиды на жизнь и личная заинтересованность в ее изменении. По своей психологической сути это лица с сильным комплексом неполноценности, у которых желание преодолеть внутренние комплексы с помощью толпы, которую они хотят возглавить. «Диктатор». Четвертый тип лидеров массы: тиран или диктатор. Приходит на смену предшественникам. Основное его качество: он умеет заставить массу полюбить себя. Г.Тард (1999) считал, что масса сама находит себе лидеров, выталкивая их из своей среды. Фрейд (2003) отмечал, что, несмотря на то, что масса идет навстречу вождю, вождь должен соответствовать этой потребности своими личными качествами. Он должен быть захвачен глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в массе и должен обладать сильной волей, которую переймет от него масса. Вождем редко становится мыслитель, потому как мысли рождают сомнения, а сомневаться перед толпой нельзя. Толпа понимает только силу и власть. Силу разума и убеждения. Массы уважают только силу. На доброту они смотрят как на проявление слабости. Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих ее себе. (Г.Лебон, 1996). Вождю необходимо дистанцироваться от массы и не показывать свои слабости. Необходимо возвести вокруг себя некий ореол. Его одежда и средства передвижения должны отличаться от представителей толпы. В ряде случаев вождь может представлять собой невротичную фигуру (А.Гитлер, Б.Муссолини), или наоборот – спокойного и расчетливого в своих действиях вождя (И.Сталин, В.Путин). Но всегда вождь должен быть уверен в своих действиях, проявлять заботу о людях, периодически находить и наказывать виновных в несчастьях народа. По мнению Лебона (1996), вожди должны создавать в массах какую-нибудь веру (религиозную, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею). Управление массами строится внушением, повторением простых истин, личным примером. Оратор, желающий увлечь толпу, замечает Лебон (1996), должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями. Простое утверждение, не подкрепляемое рассуждениями и доказательствами, служит надежным способом заставить эту идею проникнуть в душу толпы. Чем более кратко утверждение, тем более оно оказывает влияние на толпу. Кроме того, человек склонен к подражанию. Эта потребность обусловливает влияние моды. Управляют толпой не при помощи аргументов, а при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им. (Г.Лебон, 1996). Масса завораживает любого индивида, но не всех может подчинить. Не подчиниться толпе можно только одним способом – выйти из ее состава. Фрейд (2003) характеризовал массу следующим образом. Масса напоминает первобытную орду. Так же как в каждом отдельном индивиде сохранился первобытный человек, так и из любой человеческой толпы может снова возникнуть первобытная орда. Масса производит на отдельного человека впечатление неограниченной мощи и непреодолимой опасности. На мгновение масса заменяет все человеческое общество, являющееся носителем авторитета, наказаний которого страшились и во имя которого себя столь ограничивали. Совершенно очевидна опасность массе противоречить, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру, иной раз даже «по-волчьи воя». Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными и жестокими, героическими или трусливыми. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного. Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами. Чувства массы всегда просты и гиперболичны. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности. Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в уверенность, зерно антипатии — в дикую ненависть. Тот, кто хочет влиять на массу, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое. Масса уважает силу. От своего вождя масса требует силы и даже насилия. Масса легко подпадает под магическую власть слов. (З.Фрейд, 2003). Попадая в толпу, любой индивид бессознательно меняет свои привычки, желания, наклонности, и становится частью толпы. Лебон (1996) отмечал: индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе человек менее склонен обуздывать инстинкты. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. В наше время, с развитием СМИ, стало возможно эффективно программировать массовое сознание. Для эффективного управления массами необходимо предварительно провоцировать в массах невроз или страх. После, лидер массы (вождь толпы) «снимает» подобную зависимость, освобождая каждого представителя массы от симптоматики невроза. Фрейд (2003) сравнивал вождя массы и архаичного отца, отмечая что с самого начала существовало две психологии: одна — психология массовых индивидов, другая — психология отца, вождя. Отдельные индивиды массы были так же связаны, как и сегодня; отец первобытной орды всегда был свободен. Его воля не нуждалась в подтверждении волей других. На заре истории человечества он был тем сверхчеловеком, которого Ницше ожидал от будущего. Еще и теперь индивиды в массе нуждаются в иллюзии, что все они равным и справедливым образом любимы вождем, сам же вождь никого любить не обязан, он имеет право быть уверенным в себе и самостоятельным. Идентифицируя вождя массы с отцом (как с архаичным, так и с собственным) представитель толпы бессознательно готов выполнить любой приказ вождя лишь для того, чтобы заслужить одобрение собственного поступка. Вспомним из истории, какое влияние на массы оказывал тот факт, что какой-нибудь из крупных военноначальников лично награждал отличившихся бойцов орденами и медалями. «Вождь массы — все еще праотец, к которому все преисполнены страха, масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть, страстно ищет авторитета»,--писал Фрейд[8]. В массах, по мнению Фрейда (2003), отдельный индивид стремиться отождествиться с вождем, в котором воплощается его массовый идеал. Поэтому вождю массы становится легче управлять массообразованием. Необходимо только производить впечатление силы и могущества; причем не обязательно это распространять на всех. Благодаря внушению, другие индивиды быстро индуцируются (заразятся) от тех, кто попал под воздействия вождя, слившись с его образом, и тем самым получая от него силу и исчезновение от собственного страха. Психика представлена двумя уровнями: личным и коллективным бессознательным. На первом уровне бессознательного залегают воспоминания обо всем, что пережито, прочувствовано, продумано индивидом или узнано им, но что больше не удерживается в активном осознании по причине защитного вытеснения или простой забывчивости. Юнг открыл второй уровень бессознательного, который он обозначил как коллективное бессознательное. Этот уровень бессознательного содержал общие для всего человечества паттерны психического восприятия — архетипы. (В.В.Зеленский, 1996).
|