Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основы психологии манипулирования. Лекции 6 страница




Архетипами являются коллективные модели (паттерны) поведения, исходящие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием сказок, мифологий, легенд, и проч. Архетипов существует очень много. Архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым. (К.Г.Юнг, 1997).

Если человек теряет мысль, забывая, что хотел сказать, то такая мысль не перестает существовать, а исчезает в подсознании. Подсознание бывает занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Забытые идеи не прекращают своего существования. Хотя их нельзя воспроизвести по собственному желанию, они пребывают под порогом сознания, ниже порога памяти, откуда могут всплыть в любой момент, иногда после многих лет полного забвения. В данном случае имеется в виду ситуация, когда мы видим и слышим что-то вполне осознанно, а впоследствии забываем. Наряду с этим мы видим, слышим, чувствуем запах и вкус множества вещей, не замечая этого либо потому, что наше внимание отвлечено, либо потому, что раздражитель, воздействующий на наши органы чувств, слишком слаб для осознанного восприятия. Тем не менее, эту информацию впитывает подсознание, и подобное подпороговое восприятие играет значительную роль в нашей повседневной жизни. Хотя мы не осознаем этого, оно влияет на наше восприятие событий и людей. (К.Г.Юнг, 1997).

Феномен толпы возникает в результате двух типов условий: долговременного и ситуативного характера. К первым относятся любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые создают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства беспомощности и отчаяния. В условиях тоталитарного режима эти чувства не могут найти выхода в форме массовых действий и поэтому трансформируются в состояние общественной апатии. Однако при первой же возможности назревают ситуации социального взрыва.

Существуют и естественные причины образования масс. К таковым можно отнести:

-- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),

-- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

-- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),

-- политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),

-- места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др. (С.К.Рощин, 1990).

Толпы делятся на активные и пассивные[9]. Одним из видов активной толпы является агрессивная толпа. Это толпа, которая вымещает свою бессознательную агрессию на внешнем объекте. Также различают спасающуюся толпу, паническую, стяжательную (массовый грабеж) и демонстрирующую (демонстрация, протест). Спасающаяся толпа превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. (С.К.Рощин, 1990).

Типы толпы:

Окказиональная толпа – случайная толпа, собравшаяся, например, посмотреть на какое-либо происшествие.

Конвенциональная толпа – заранее обусловленное каким-либо событием скопление людей (например, концерт, или боксерский матч).

Экспрессивная толпа – толпа, члены которой ритмично выражают одну эмоцию (например, радость, возмущение и т.п., проявляющиеся на митингах, футбольных трибунах и проч.)

Экстатическая толпа – толпа, доводящая себя до экстаза выполнением каких-либо действий (например, шаманские пляски и проч.)

Подвиды толпы:

--агрессивная (доминанта – агрессия),

--паническая (доминанта – паника),

--стяжательная (доминанта – жадность),

--повстанческая. (А.П.Назаретян, 2003).

Поведение индивида в толпе характеризуется следующими категориями:

-- Снижение самоконтроля. (У человека усиливается зависимость от толпы, и снижаются функции самоконтроля.)

-- Деиндивидуализация поведения. (Попадая в толпу, человек легко утрачивает свою индивидуальность. Становится «как все».)

--Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. (Является следствием общего снижения интеллектуального уровня каждого отдельного индивида при попадании в толпу.)

-- Характерные особенности переработки информации. (Информация в толпе подвергается постоянному искажению, распространяясь по коммуникативным контактам внутри толпы, от одного индивида другому. Каждый участник толпы бессознательно стремится адаптировать подобную информацию «под себя». Вследствие этого наблюдается искажение информации и резкое отличие ее от первоначальной.)

-- Повышенная внушаемость. (Человек в толпе способен поверить в самую необычную информацию или заведомо невыполнимые обещания, а также следовать абсолютно абсурдным лозунгам).

-- Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. (В толпе происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.)

--Нетипичность, необычность поведения. (Находясь в толпе человек способен на нетипичные для него формы поведения, порой заметно отличающиеся от того его психоэмоционального состояния, когда он находится наедине с собой, или вне толпы.)

Следует обратить внимание на такую особенность, как управление толпой (массами). Можно предположить, что если существует какая-либо толпа (масса), то рано или поздно найдется кто-то, кто захочет такую массу подчинить для реализации собственных интересов.

А.П.Назаретян (2003) обращает внимание, что толпа имеет ядро, и более разрозненно на периферии.

Воздействие на толпу может быть различным.

Если воздействовать на периферию, тогда начнет играть роль такой механизм психики масс как заражение (циркулярная реакция), появляющееся в том, что если кто-то, находясь в толпе, начнет выполнять какие-либо действия, то через время остальные подхватят, и в этом случае толпа переключит свое внимание с недавнего объекта – на новый.

Можно воздействовать на центр толпы (на ядро), например через агентов, внедрившихся в толпу.

Если ситуация начинает выходить из под контроля, рекомендуется жертвовать чем-то малым для того, чтобы спасти целое. Например, если толпа идет устраивать массовые погромы, рекомендуется переключить внимание толпы на какой-либо попавшийся на пути крупный и пустой супермаркет, начав громить который толпа успокоится, переключившись на удовлетворение такого архаичного инстинкта в психике индивида как жажда обогащения.

Толпа подчиняется ритму.

 

Э. Канетти (1997) выделял четыре черты массы:

1. Масса хочет постоянно расти.

2. Внутри массы господствует равенство.

3. Масса любит плотность.

4. Массе нужно направление.

Э. Канетти (1997) обращал внимание на такую характеристику массы, как разрядка.

Под разрядкой он понимал такое состояние, когда индивиды, находящиеся в массе, отбрасывают все различия, отделяющие их друг от друга в обычной жизни, и становятся все как один. С равными условиями и правами. В обычной жизни, вне массы, люди отличаются друг от друга по должностным, социальным, имущественным и прочим различиям. Жизнь человека основана на чувстве дистанции: дом, которым он владеет и в котором запирается, должность, которую он занимает, положение, к которому он стремится, все служит тому, чтобы укрепить и увеличить расстояние между ним и другим. Освободиться от этого сознания дистанции можно только в массе. Разрядка позволяет отбросить все различия и почувствовать себя равными. В тесноте между людьми каждый ощущает другого как самого себя и испытывает от этого облегчение. Ради этого счастливого мгновения, по мнению Канетти (1997), люди соединяются в массу.

Способом противодействия толпе является исключение анонимности. В толпе любой индивид безличностен. Поэтому если вычертить его индивидуальность (например, проверкой паспортов или фотографированием на камеру), то в этом случае толпа распадется. (А.П.Назаретян, 2003).

Для создания массы необходим повод. В этом случае будет соблюдено главное условие -- накал социального беспокойства. Вожди массы и провокаторы, сознательно создавая у массы бессознательное чувство вины и страх, формируют невротические установки, снятие которых возможно только при выполнении условий, выдвигаемых вождем массы (манипулятором). Невроз в толпе передается посредством нарастания коллективного возбуждения. Далее происходит какое-либо волнующее массу событие. Это событие приковывает внимание толпы. Тем самым вызывая у толпы интерес. Удовлетворение интереса вследствие поглощенности событием склоняет толпу к утрате самоконтроля. А значит приводит к подчинению. Толчея порождает коллективное возбуждение. Коллективное возбуждение способствует тому, что индивиды становятся менее устойчивы к воздействиям на их психику манипуляторов, и в своих поступках руководствуются эмоциями и сиюминутными желаниями (т.е. правое, животное, полушарие преобладает над левым, логическим). Повышенное эмоциональное возбуждение отдельных индивидов по цепочке захватывает толпу в целом. В результате нарастает коллективное возбуждение. У отдельных индивидов коллективное возбуждение подавляет индивидуальные поведенческие механизмы и служит образованию новых, раннее не свойственных форм поведения, что говорит о снижении роли цензуры психики и устранении критичности в отношении принимаемой информации, и в целом повышает подверженность массы к внушению.

Любое внушение в толпе заразительно. Толпа всегда находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает внушение. Внушение передастся вследствие заразительности другим участникам толпы. У всех, кто находится под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Блуждая на границе бессознательного толпа чрезвычайно легковерна. Невероятное для ее не существует; этим объясняется та легкость, с которой создаются и распространяются легенды и самые неправдоподобные рассказы. (Г.Лебон, 1996).

Агрессию толпы можно использовать в направлении социальных изменений, что приводит к возникновению нового политического строя. Эти убеждения напоминают религиозное чувство: обожание предполагаемого верховного существа, боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их, стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто не признает их. Относится ли это чувство к Богу, к деревянному идолу, или к политической идее, — с момента, как в нем обнаруживаются вышеуказанные черты, оно уже имеет религиозную сущность. Сверхъестественное и чудесное встречаются в нем в одинаковой степени. Толпа бессознательно награждает таинственной силой вождя, возбуждающего в данный момент ее фанатизм. (Г.Лебон, 1996).

Лебон (1996) отмечал, что толпа обладает незаурядным воображением. Истинным источником мотивации толпы являются чувства. Поэтому рациональная аргументация на толпу не действует; т. к. рассуждения толпы основываются на свободных ассоциациях, лидер толпы должен мыслить исключительно образами, и помимо применения трех методов воздействия – убеждения, повторения и внушения, использовать внутреннюю убежденность в собственной правоте.

Для поведения индивида в массе характерно:

--сознательная личность утеряна;

--воля отсутствуют;

--чувства и мысли ориентированы в направлении, указанным вождем.

Законы толпы:

--толпа спонтанна и живет только настоящим;

--толпа непостоянна, безответственна, и легко подвергается различного рода внушениям;

--толпа руководствуется инстинктами и сиюминутными желаниями, и действует на основании единого порыва, направляющего ее.

--толпа легко поддается манипуляциям.

--в толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.

--толпа руководствуется только бессознательным.

--в толпе человек живет по принципу несдерживаемого желания -- будучи уверен в своей безнаказанности. Эта безнаказанность порождает новую безнаказанность.

В.Райх (2004) проводил параллель между развитием авторитаризма в обществе – и авторитаризма в семье, доказывая, что именно семья формируют в последующем послушных членов общества, которые психологически готовы к восприятию вождя, потому что до этого точно также идентифицировались с отцом, а отец теперь идентифицируется с вождем.

В результате морального сдерживания естественной сексуальности, у ребенка развивается пугливость, робость, страх перед авторитетом, покорность, «доброта» и «послушание». Такое сдерживание парализует развития протеста в ребенке, а значит превращает ребенка в будущего послушного члена любого тоталитарного общества. «…задача морали,-- писал В.Райх[10],--заключается в формировании покорных личностей, которые, несмотря на нищету и унижение, должны соответствовать требованиям авторитарного строя. Таким образом, семья представляет собой авторитарное государство в миниатюре, в котором ребенок должен научиться приспосабливаться к социальным условиям». В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти. Авторитарное положение отца отражает его политическую роль и раскрывает связь семьи с авторитарным государством. Отец занимает в семье такое же положение, какое занимает по отношению к нему начальник. В своих детях, особенно в сыновьях, он воспроизводит свое раболепное отношение к авторитету. Это приводит к подавлению женской и детской сексуальности. Если под влиянием среды у женщин развивается покорность, усиленная вытесненной сексуальной непокорностью, то у сыновей, наряду с раболепным отношением к авторитету, формируется глубокая идентификация с отцом, которая служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. (В.Райх, 2004).

Точку зрения В.Райха разделяет С.Московичи (1996), отмечая, что источником и прототипом любого авторитета является отец. Любой человек в какой-то момент пассивно подчиняется решениям своих начальников или вышестоящих лиц. Он без размышления принимает мнения друзей, соседей или своей партии. Он принимает установки, манеру говорить и вкусы своего окружения. Он становится способным на крайние формы насилия или паники, энтузиазма или жестокости. Он совершает действия, которые осуждает его совесть и которые противоречат его интересам. В этих условиях все происходит так, как если бы человек совершенно переменился и стал другим.

Когда люди попадают в массу, то начинают демонстрировать свои худшие качества. В этом случае они образуют толпу. В толпе люди преображаются, приобретают общую сущность, которая подавляет их собственную. Вместо личной воли, такие индивиды проявляют волю коллективную. Следствием погружения в толпу является обезличивание умов, паралич инициативы, порабощение индивидуальной души. Массы живут под влиянием сильных эмоций и аффективных порывов. У индивида, находящегося в массе изменяется личность. Внушение или влияние - это в коллективном плане то, что в индивидуальном плане является неврозом. Наблюдается утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Человек с готовностью подчиняется авторитету группы или вождя, и становится податливым к приказам. Невроз подтачивает сознательный слой личности до такой степени, что его слова и действия становятся не более, чем живым повторением травмирующих воспоминаний его детства. Люди впадают в состояние внушаемости, сходное с гипнотическим. И пока они пребывают в этом состоянии, они верят всему, что им скажут, и сделают все, что им прикажут. Они будут подчиняться каждому призыву, каким бы бессмысленным он ни был. При нахождении в толпе реакции людей обостряются. (С.Московичи, 1996).

Находясь в толпе, людьми начинает руководить воображение. Они возбуждены эмоциями, обладают предрасположенностью верить тому, что им говорят, они идентифицируют себя с персоной, которая избавляет их от одиночества, и поклоняются ей. Единственный язык, который они понимают, это язык обращенный к чувству. Человек-индивид и человек-масса - это две разные вещи. Разница между ними проста: индивида убеждают, а массе внушают. Желая влиять на людей необходимо обращаться к самым древним слоям их психики. Если массы сформировались, замечает Московичи (1996), необходимо выявить среди них вожака, и управлять массами, взывая к их страстям, верованиям и фантазии.

В теме массового поведения рассмотрим такое проявление массового поведения, как массовая паника.

А.П.Назаретян (1999) приводит четыре комплекса факторов превращения организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы - общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями (землетрясение, наводнение, государственный переворот, и т. д.)

2. Физиологические факторы -- усталость, голод, алкогольное и наркотическое опьянение и т.п. снижают контроль сознанием индивида действительности, а значит при массовом скоплении людей могут нести в себе тяжелые последствиями для попавших в панику людей.

3. Общепсихологические факторы - неожиданность, удивление, испуг, и т.п., вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах спасения.

4. Социально-психологические и идеологические факторы -- отсутствие общей цели, пользующихся доверием лидеров, низкий уровень групповой сплоченности.

Рассмотрим механизмы развития паники.

Шокирующий стимул вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети. Их испуг проявляется криками, выражением лиц и суетливыми телодвижениями. Такие люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты меры, люди теряют самоконтроль и начинается паника.

Присутствие в толпе женщин и детей плохо еще и потому, что звук высокой частоты - женские или детские крики - в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. Сразу после шокирующего стимула обычно наступает т. н. психологический момент. Люди оказываются во взвешенном состоянии и готовы следовать первой реакции.

Три правила безопасности в толпе: (А.П.Назаретян, 1999).

1. Держись от толпы подальше.

2. Проникая в толпу, думай, как будешь из нее выбираться.

3. Оказавшись в толпе случайно, не подавайся эмоциям.

 

Тема 5: Основы манипулирования психикой индивида и масс.

«…каждая мать манипулирует своим младенцем, если она хочет, чтобы он жил… А учитель в школе манипулирует вами, заставляя учиться читать и писать. Фактически, жизнь представляет собой одну большую манипуляцию,-- она состоит из нее целиком».

Милтон Эриксон

1. Психика.

1.1. Структура психики и мозга:

-- сознание, бессознательное, цензура психики – Я, Оно, Сверх-Я.

-- теория полушарий (основные характеристики и особенности функционирования)

1.2. Подсознание (личное и коллективное):

-- характерные черты и способы формирования каждого.

1.3. Особенности и механизмы восприятия мозгом (психикой) информации из внешнего (окружающего) мира.

-- репрезентативные и сигнальные системы (кратко характеристики).

-- цензура психики (барьер критичности) (механизм функционирования)

-- доминанта, установки, паттерны поведения, архетипы коллективного и личного бессознательного, полу-установки, полу-доминанты, проч.

-- вытеснение (как формирование личного бессознательного)

1.4. Роль сопротивления.

-- эффект вытеснения инфо в подсознание;

-- после преодоления сопротивления, преодоления себя - открываются новые возможности и мозг лучше запоминает новую информацию.

1.5. Защиты психики.

-- Защитные механизмы психики. Характеристики основных защит (вытеснение, проекция, сублимация и т.п.)

2. Манипулирование индивидом.

2.1. 1-й уровень: Невроз – основной постулат эффективности манипулирования.

-- провокация невроза – основная модель манипулирования.

2.2. 2-й уровень: Три основных блока направленности атак при манипулировании:

-- Страх-Невроз

-- Секс-Любовь

-- Деньги-Власть

3. Манипулирование массами.

3.1.Масса и толпа. Определение. Признаки формируемости.

3.2. Основные характеристики толпы.

3.3. Основные эффекты массообразования.

3.4. Варианты агрессивного поведения толпы по Ольшанскому.

3.5. Типы толпы по Назаретяну и Ольшанскому.

3.6. Главные механизмы управления толпой.

3.7. На чем строится воздействие в толпе (массе).

3.8. Приемы управления толпой.

3.9. Качества вождя (лидера массы).

 

В обработке информации из внешнего мира участвует кора головного мозга (сознание) и подкорковые, сублиминальные, слои мозга (подсознание).

Мозг человека состоит из двух полушарий: правого и левого. Правое полушарие – чувственно-образное. Левое полушарие – словесно-логическое. Правое полушарие – бессознательное психики, левое – сознание. Оба полушария взаимодействуют между собой. Основное отличие работы двух полушарий — анализ и переработка информации, поступающей из внешнего (окружающего) мира. Левое полушарие работает дискретно (прерывисто) и поэтапно (последовательно), это логическо-абстрактные способности человека. Правое полушарие действует непрерывно, одновременно сватывая информацию из внешнего мира в целостном аспекте восприятия. Любое манипулятивное воздействие осуществляется на правое полушарие мозга, чтобы на время отключив разум (левое, логическое, полушарие), тем самым активировать чувства.

Психика человека состоит из трех структурных единиц: Я или Эго (сознание), Оно или Ид (бессознательное), Сверх-Я или Альтер-Эго (цензура психики, барьер критичности).

Цензура психики – барьер критичности между мозгом и внешней средой. Информация из внешнего мира не сразу воздействует на мозг (психику), а сначала наталкивается на цензуру психики. Роль цензуры – отбор и распределение информации между сознанием и бессознательным (подсознанием). Большая часть информации, поступающей из внешнего мира, цензура не пропускает, и такая информация вытесняется, т.е. откладывается исключительно в подсознании. Часть информации – цензура психики пропускает в сознание (при этом сначала такая информация попадает в предсознание, своего рода «прихожую», а уже оттуда – или попадает в сознание, или вытесняется в бессознательное). При этом информация из подсознания (бессознательного) все равно, рано или поздно, оказывается в сознании. Поэтому следует говорить, что любая информация, которая прошла в зоне внимания индивида, оказывает влияние на мозг (психику), независимо от того, была ли такая информация осознанной, т.е. прошла в сознание, или была незамечена сознанием, и присутствовало в бессознательном. Повторим: вся информация из внешнего мира всегда откладывается в подсознании. Из подсознания информация всегда – сознательно или бессознательно – влияет на сознание, т.е. влияет на психику человека.

На наш взгляд понимание данных механизмов весьма важно, т.к., например, суть психопрограммирования, психокодирования, гипноза наяву, классического гипноза и проч., состоит в том, что информация, минуя цензуру психики попадает сразу в подсознание, а уже оттуда начинает оказывать на мозг человека свое скрытое воздействие, таким образом управляя возникновением у такого человека мыслей, и как производное мыслей – желаний и поступков.

Информация задействуется мозгом посредством репрезентативных и сигнальных систем. Сигнальных системы две: чувства и речь. Репрезентативные системы, это посредством чего психика индивида воспринимает внешний мир: аудиальная система (органы слуха), визуальная (зрения), кинестетическая (ощущения), а также обонятельно-вкусовая.

После попадания информации с внешнего, окружающего, мира в спектр действия мозга индивида, такая информация вступает в коррелят (смешивается) с уже имеющейся у человека информацией, полученной в процессе жизненного опыта, образования, воспитания и т.п., в результате чего вновь поступившая информация или обогащается раннее существующей (тем самым на данном этапе может происходить деформирование раннее существовавших полу-доминант, полу-установок, полу-паттернов поведения), или же, не находя схожести кодов-сигналов от афферентных связей (связей между нейронами мозга) – такая информация вытесняется в подсознание (бессознательное психики). При этом заметим, что вновь поступающая информация, может, например, вследствие эмоциональной насыщенности, сразу вызывать очаговое возбуждение в коре головного мозга, рождая доминанту, а значит и закрепляясь таким образом в памяти (в бессознательном), формируя в последствие психологическую установку в подсознании и паттерн поведения в бессознательном. Весь процесс будет выглядеть следующим образом: внешний мир воздействует информацией на кору головного мозга и рождает вследствие этого доминанту, переходящую в установку и паттерн поведения; таким образом, информация, полученная из внешнего мира, закрепившись в подсознании в виде установки, начинает оказывать влияние на возникновение у человека тех или иных мыслей, и как следствия – управлять поведением человека.

Формирование установок и паттернов поведения также оказывается возможным не только благодаря предварительному возбуждению в коре головного мозга (активная доминанта), но и благодаря предварительному торможению в коре головного мозга (пассивная доминанта, когда блокируются все другие участки мозга, кроме задействованных в процессе связи между гипнотизером и гипнотиком, который слышит только голос гипнотизера), а также вследствие усиления раннее уже имеющихся полу-установок и полу-паттернов.

Уточняя вышесказанное, мы должны говорить о том, что в подсознании, ко времени попадания туда новой информации, могут уже иметься определенные, ранее сформированные паттерны поведения (устойчивые механизмы, направляющие в последующем поведение индивида). В этом случае, такие паттерны поведения будут отвечать за совершение индивидом поступков, тогда как установки (образующиеся вследствие предварительного образования доминант) будут участвовать в появлении у индивида мыслей. Таким образом установки могут переходить в паттерны (усиливая последние), а могут действовать самостоятельно, влияя на поведение индивида. Кроме того, в психике человека, помимо того что постоянно формируются новые паттерны поведения и усиливаются раннее существующие, происходит постоянное формирование новых архетипов (в личном бессознательном). Обратим внимание: по нашему мнению, архетипы присутствуют не только в коллективном, но и в личном бессознательном. В этом случае архетипы состоят из остатков информации, которая когда-либо попала в психику человека, но не была вытеснена в сознание или в глубины памяти, а осталась в личном бессознательном, сформировав полу-доминанты, полу-установки, и полу-паттерны; т.е. в свое время такая информация не явилась созданием полноценных доминант, установок или паттернов, но как бы наметила их формирование; поэтому при поступлении в последующем информации схожего содержания (т.е. информации со схожей кодировкой, схожими импульсами от афферентных связей - связей между нейронами мозга), раннее полусформированные доминанты, установки и паттерны доформировываются, в результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании появляются полноценные установки переходящие в паттерны поведения.

Таким образом, новая информация, поступаемая в мозг и в психику в результате отражения (важной функции сознания), может как сразу переходить в паттерны поведения, формируя их и усиливая раннее существующие, так и может предварительно обогащаться остатками информации, хранящейся в личном бессознательном подкрепленном схожей информацией (со схожей кодировкой) из коллективного бессознательного. Раннее у подобной информации не хватило силы для формирования отдельного архетипа (поэтому был сформирован полу-архетип). Теперь же, вследствие повторения сигнала, старый сигнал усиливается (в результате дополнения новой информацией старой), а значит и образуется (формируется) новый архетип бессознательного (архетип личного бессознательного).

Подсознание психики индивида состоит из двух слоев: личного бессознательного и коллективного бессознательного. Личное бессознательное формируется в процессе жизни человека. Личное бессознательное в этом случае представляет собой память, ячейку, куда складывается все что проходило в спектре внимания репрезентативных и сигнальных систем человека (начиная с момента рождения и по сей день). Коллективное бессознательное – это опыт предков, опыт предшествующих поколений, т.е. все, чтобы было накоплено прошлыми поколениями, хранится в глубинах памяти человека, в его бессознательном.

Итак, на пути информации из внешнего мира и мозгом находится цензура психики (барьер критичности). В результате действия цензуры – часть инфо (10%) проходит в сознание (осознается индивидом), а 90% - вытесняется в подсознание. Основа неврозов и проч. симптоматики – вытеснение. Т.е. информация, которая не прошла в сознание, откладывается в подсознании, и оттуда начинает оказывать влияние на психику. Фрейд (2003) видел развитие симптоматики невроза в том, что какой-либо процесс не прошел нормальным образом, начавшись -- не закончился, т.е. что-то индивидом не осозналось (потому что не прошло в сознание, цензура психики не пропустила), отложилось в подсознании, и как червь оттуда начинает подтачивать здоровье индивида, провоцируя (вызывая) какую-либо симптоматику психических или нервных расстройств. Поэтому основной метод психоанализа – катарсис, очищение (т.е. Фрейд открыл, что вспоминания что-то, что является особенно болезненным для психики, человек тем самым избавляется от данной болезненности, потому что причина невроза осознается индивидов, и после перевода в сознание – исчезает; это основной метод психоанализа – воспоминание). При этом психика противиться таким воспоминаниям. Поэтому включается т.н. сопротивление. Сопротивление также включается на пути новой информации. Поэтому именно преодоление сопротивления является, на наш взгляд, возможностью перехода психики на новый, иной, уровень развития. Применимо в теории манипулирования следует заметить, что если нам удастся сломить сопротивление человека (сопротивление его психики, сопротивление, при этом, один из механизмов защит, барьер на пути любой новой для человека информации), то мы этого человека подчиняем своей воле.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты