КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика как философская теория развитияВ современном понимании философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира воплощена в диалектике. В своем развитии диалектика проходит сложный путь. 1. Диалектический подход к бытию и познанию в истории философии возникает первым: античная философия несла в себе наивную, стихийную диалектику, абсолютизируя космический характер изменений без объяснения их причин (вспомним Гераклитово «все течет, все изменяется» или Сократову диалектику спора). 2. В Новое время появление отдельных наук и изучение ими конкретных вещей и явлений приводит к тому, что на смену диалектике приходит метафизический подход, отдающий предпочтение описанию, эмпирическому изучению и классификации этих явлений в их статике и «отдельности». Но метафизика «за деревьями не видит леса» (Ф. Энгельс), она оказывается не в состоянии вывести общие закономерности бытия и дать им теоретическое объяснение. 3. Возникает историческая необходимость возвращения к диалектическому методу, но с «исправлениями» его недостатков. Этот этап диалектики носит теоретический характер и представлен Ф. Гегелем, который впервые создает и обосновывает систему диалектических принципов, законов и категорий. 4. Однако диалектика Гегеля носила идеалистический характер: она рассматривала закономерности развития лишь применительно к абсолютной идее, считая бытие природы косным, неразвивающимся и полностью игнорируя развитие общества. Этот недостаток исправляет марксистская материалистическая диалектика, распространяя принципы, законы и категории диалектики на природу и общество и придавая им всеобщий, универсальный характер Таким образом, можно выделить три исторические формы диалектики: · стихийную диалектику древних; · идеалистическую диалектику Гегеля; · современную материалистическую диалектику, В современной материалистической диалектике находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. Третья историческая форма диалектики является универсальной философской теорией развития и эффективным методом познания сложных развивающихся систем органической, неорганической и социальной природы. Материалистическая диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии природы, человеческого общества и мышления. Соответственно различают объективную и субъективную диалектику. Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития материального мира; объективная диалектика первична. Субъективная диалектика – это процесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании; она вторична. Как философская теория материалистическая диалектика включает три базовых содержательных компонента: принципы, законы и категории.
|