КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Диалектика, принцип глобального эволюционизма и синергетикаВ современной диалектической картине мира центральное местозанимаетконцепция глобального (универсального) эволюционизмакак общая схема единого мирового развития. Согласно этой концепции, настоящее и будущее Вселенной зависят от прошлого, но им не определяются;на развитие Вселенной влияют случайные факторы самоорганизации.Концепция глобального эволюционизма представляет собой результат научных исследований в области: космологии(теория нестационарной Вселенной); биологии (теория эволюции, биосферы и ноосферы); синергетики (теория самоорганизации). Синергетика (от греч. – содействие, сотрудничество) как современная теория самоорганизации разработана бельгийским философом И. Пригожиным. Она основана на общем свойстве всех самоструктурирующихся систем – согласованности действий их элементов. Синергетика – это наука, исследующая на основе междисциплинарного подхода общие принципы самоорганизации и кооперативных действий многих элементов сложных систем. Ее предметомвыступают процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения разнообразных структур живой и неживой материи. Синергетика предполагает создание общей концепции, основанной на аналогиях между процессами различной природы: например, использование принципов организации экологических сообществдля поддержания устойчивости человеческих сообществ. Это совершенно новая концепция, прокладывающая путь к построению единой теории самоорганизации в сложных системах на основе принципа глобального эволюционизма. Концепция глобального эволюционизма исходит из принципов,разработанных акад.Н.Н. Моисеевым. 1. Принцип эволюции,согласно которому эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения стабильности. 2. Принцип системности,рассматривающий Вселенную как единую саморазвивающуюся систему. 3. Принцип флуктуации, выступающей всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация; флуктуация — постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. 4. Принцип избирательности: из возможных вариантов развития система избирает наиболее реальные. 5. Принцип самоорганизации –способность системы ксозданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. В результате этих спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи как системы изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:1) диссипативная структура укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу; 2) диссипативная структура распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии. Вопросы и упражнения 1. Согласны ли Вы с утверждением, что «нельзя войти в одну и ту же реку дважды»? Почему? А однажды? 2. Является ли диалектика свойством объективного мира или это особенность нашего восприятия этого мира? Что общего и в чем различие между диалектикой объективной и субъективной? 3. Можно ли говорить о вреде и пользе противоречий? 4. Переведите текст английского поэта В. Блейка на язык философских категорий: В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка. 5. Можно ли безоговорочно согласиться с утверждением: «Наука враг случайностей»? Какую роль играет случайность в науке? 6. Прокомментируйте поэтичные строки Дж. Донна (XVII в.): «Если то, что мы называем Вселенной, зародилось случайно из атомов, которые неутомимы в своем вихревом движении, то как случилось, что ты столь прекрасна, а я влюблен?». 7. Как вы считаете, в чем особенность восприятия поэтом А. Блоком реальных процессов развития, выраженного в знаменитых строках: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Умрешь – начнешь опять сначала. Бессмысленный и тусклый свет. И повторится все, как встарь: Живи еще хоть четверть века, Ночь. Ледяная рябь канала. Все будет так, исхода нет. Аптека. Улица. Фонарь. 8. «Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность; но так как новое, противоположное первому, явление также, в свою очередь, превращается в свою противоположность, то. третья фаза развития имеет формальное сходство с первой». О какой особенности развития говорит здесь Г.В. Плеханов? Каким законом диалектики она фиксируется? 9. Попытайтесь нарисовать картину мира как «чистой необходимости» и как «чистой случайности». 10. Прокомментируйте слова М. Пришвина: «Не каждый случай начинает судьбу, но каждая судьба начинается случаем». 11. Можете ли Вы ответить на вопрос, сколько возможностей содержится в действительности? А сколько из них становится действительностью в данный момент времени? Что происходит с остальными? Какую роль играет субъективный выбор в превращении возможности в действительность в человеческом обществе и в личной жизни человека? Ответственен ли каждый из нас за «линию своей жизни»? Как Вы понимаете английское выражение «to make myself'» – «сделай самого себя»? 12. Как Вы считаете, полезны ли революции обществу? Возможно ли развитие общества без революций, эволюционным путем?
|