КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 7. Общество как система Вопросы 1. Социальная философия, эволюция ее предмета. Системный подход к исследованию общества. 2.Общество как система. Основные подсистемы (сферы) общества 3. Общество как процесс. Модели общественно-исторического процесса 4. Основные формы духовной жизни общества Ключевые слова: социальная философия, социальное бытие, материальное производство, социальная структура, политические отношения и политическая структура
7.1. Социальная философия, эволюция ее предмета. Системный подход к исследованию общества. Социальная философия представляет собой теорию и методологию познания общества. Предметомсоциальной философии является общество как целостная социальная система во взаимодействии всех ее сторон, а также законы его функционирования и развития. Общество — это совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. 1. Общество — это необходимая и естественная форма совместной жизни людей. 2. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. 3. Общество воспроизводит (кроме самих людей) основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В античности общество рассматривалось как часть природы, а его возникновение связывалось с естественной потребностью людей в совместной жизни. В Средневековье понятие общества заменилось понятиями «государство», «страна», «народ». В философских учениях рассматривались либо антропологические проблемы, либо отдельные стороны социального бытия — этические, политические, экономические и др. Лишь в Новое время, в эпоху становления капитализма, начинает формироваться представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, отличающегося от существования природы и человека. В эпоху Просвещения в рамках философии истории формируется социологическая проблематика. Таким образом, с 18 века история стала рассматриваться не как последовательность изолированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала XIX в. общество стало превращаться в самостоятельный объект изучения. Философия истории Г.Гегеля — первое систематизированное учение об обществе. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу «всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех». В «позитивной» философии О. Конта было провозглашено создание новой науки — социологии, где общество предстает как самостоятельный объект изучения. · Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реально существуют только отдельные люди, а общество представляет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию. Большинство философов признает, что общество — это объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая несводима к простой сумме составляющих общество индивидов. · В качестве субъекта общественных отношений в различных социальных теориях выступают элементарные единицы, составляющие общество: отдельные люди; объединения людей; их социальные связи, получающие свое выражение в социальных институтах и организациях; определенные виды социального взаимодействия и др. · Общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. Системный подход (системный анализ) к изучению общества, рассматривающий общество каксистему икакпроцесс, сложился во второй трети 19 в. и получил особое распространение в середине 20 в. в исследованиях О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. Сущность данного подхода состоит в рассмотрении общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Основные принципы системного подхода состоят в следующем. 1. Основным признаком системы является ее целостность. Это означает, что свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством. Это качество обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами ее структуры, т. е. порядком и содержанием связей между элементами. 2. Элементы системы, называемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы (так, в качестве систем могут изучаться основные подсистемы (сферы) общества). 3. Системный подход к изучению общества предполагает рассмотрение его как открытой системы, т. е. системы, взаимодействующей со средой. Под средой понимается множество внешних условий существования системы. Система осуществляет постоянное взаимодействие со средой и является ее подсистемой. 4. Средой существования общества является природа, с которой оно постоянно обменивается веществом и энергией. Человек изучает, познает природу с целью приспособить ее и возделать для удовлетворения своих потребностей. Так возникает культура, или «вторая природа». Одним из важнейших направлений философского осмысления природы является проблема взаимодействия природы и общества. 5. Системный подход признает целенаправленный характер поведения – и системы в целом, и отдельных ее элементов – т. е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их основных функций. Функциями элементов системы называются способы и цели их поведения. Исполнение основных функций элементов системы обусловливает сохранение ее целостности.
|