КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество как система. Основные подсистемы (сферы) обществаОсновными элементами общества как системы выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Каждая из этих сфер, в свою очередь, также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов. Основными видами (сферами, подсистемами общества) общественно необходимой человеческой деятельности являются: 1) экономическая— область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ; включает в себя такие важнейшие компоненты: · материальные потребности; · экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности; · экономические ресурсы (источники производства благ); · хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации), выступающие основным элементом экономической системы общества. 2) социальная — область возникновения и функционирования связей и отношений между социальными группами (общностями) людей. Социальная система состоит из: · социальных групп (социальных общностей), · социальных связей, · социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), · социальных норм (правил социального поведения), · ценностей социальной культуры. 3) политическая — область осуществления отношений власти и подчинения, область управления обществом; ее главными элементами выступают: · политические организации и институты (государство – основной элемент политической системы общества, политические партии, общественные организации, СМИ); · нормы политического поведения и политической культуры; · политические идеологии. 4) духовная— область создания и освоения духовных ценностей. Элементами духовной сферы являются: · духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества; · созданные обществом духовные ценности – главный элемент духовной сферы; · средства осуществления духовного производства; · субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы и организации, общество в целом). Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика, эстетика, религиоведение, науковедение) или же дисциплин гуманитарных (правоведение, искусствознание, история, литературоведение и др.).
7.3. Общество как процесс Общество постоянно изменяется. Вечный вопрос, волнующий мыслителей об обществе и истории: откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего? Основным подходом, рассматривающим общество как процесс, т.е. в состоянии изменения, является диалектический. Социальная философия рассматривает общественно-исторический процесс как последовательное изменение состояния общества. О развитии общества можно говорить, если общественные события имеют направленность и выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий. На каждом этапе общественного развития реализуются различные варианты событий. Для характеристики направленности развития общества в социальной философии используются понятия «прогресс» и «регресс». Прогресс — поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам. Регресс — нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам. Единого мнения, какой из видов развития общества является основным, нет; сторонники противоположных позиций приводят доводы как оптимистических, так и пессимистических вариантов развития. Например, французские философы-просветители Д. Дидро, Вольтер защищали идею прогрессивного развития европейского общества, а Ж.-Ж. Руссо — регрессивного, обращая внимание на погибель обществ в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов. В определении прогрессивного или регрессивного путей актуальной является проблема критериев общественного развития. Среди мыслителей нет единого мнения по вопросу существования общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, а также о критерии прогресса (если он существует). Для характеристики социального развития значимым является понятие «фактор общественного развития», т. е. движущие силы общественного развития. В социальной философии существуют разные теории прогресса: 1) многофакторные — признающие, обусловленность общественного развития рядом равнозначных факторов; 2) однофакторные — выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор (например, деятельность великих личностей, материальное производство, либо географическую среду). К объективным факторам общественного прогресса относят: · материальное производство (экономический фактор); · природную среду (природный фактор); · социальные ресурсы (демографический фактор); · науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, а также всего общества. Основными формами общественного развития являются: · эволюция — процесс постепенных изменений; · революция — резкий качественный переход от одного состояния к другому. Социальная философия рассматривает следующие виды революций: 1) социальную — изменение типа общественного устройства; 2) политическую — изменение формы власти; 3) научную — переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии в результате которой меняется научная картина мира; 4) технологическую — качественное изменение в развитии производительных сил (например, промышленный переворот 18-19 вв., в результате которого произошел переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному). 5) Научно-техническая революция, превратившая в середине 20 века науку в непосредственную и ведущую производительную силу также является технологической. Модели общественно-исторического процесса Философские модели общественно-исторического процесса, основанные на рациональном подходе, разнообразны. В качестве критерия развития общества предлагались различные стороны общественной жизни. Так, в идеалистической философии Гегеля история развития человечества, его путь к политической свободе — есть развитие духовной стороны культуры. В философии К. Маркса основное внимание при анализе путей достижения экономической свободы уделяется, напротив, материальнойстороне жизни общества, обеспечивающей общественно-исторический прогресс. В основе прогрессистского подхода лежит: 1) признание прогресса в историческом развитии; 2) материальная сфера жизни общества как основа и критерий прогресса; 3) представление западной Европы как идеальной (образцовой) модели прогрессивного развития. Прогрессистский вариант теории общественно-исторического процесса, представлен в виде: а) формационной теории; б) теории стадий роста. Создателем теории формационного развитияявился К. Маркс. В истории общества он выделил следующие формации: первобытно-общинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Формация — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства — совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений собственности, производства товаров, их распределения и потребления). Между производительными силами и производственными отношениями существуют непримиримые противоречия, которые могут быть разрешены только в процессе классовой борьбы, ведущей тем самым к смене формаций. Развитие и смена формаций является объективным, не зависящим от человека естественно-историческим процессом. В советский период марксистская формационная теория была единственной официально поддерживаемой теорией. В немарксистских концепциях исторического развития 20 века также нередко принималась идея исторического прогресса, а преобладающими чертами общественного развития признавались материальные факторы. Однако теории стадий роста видели их не в способе производства, а чаще всего в технологиях, развитие которых определяли стадии роста общества. К ним относятся, например, теория стадий экономического роста У.У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества Д. Белла и т. д. Стадия роста — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. У.У. Ростоу выделяет следующие стадии роста,связанные с развитием науки и техники: 1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством); 2) индустриальное общество (начинается с возникновения машинного производства); 3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники); 4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество 21 века). Альтернативой прогрессистского подхода является цивилизационный подход, основоположники которого – Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби. Цивилизационный подход исходит из следующих принципов: 1) В общественно-историческом развитии прогресса не существует; о прогрессе можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели. 2) Развитие культуры и цивилизации связано, в первую очередь, с религией – «душой культуры», а не с экономикой или техникой. Тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. 3) Каждое общество и культура самоценны, идеальной модели развития не существует. 4) Доминантой исторического процесса выступает цивилизация (Н.Я. Данилевский).Развитие осуществляется параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизациилокальны, не имеют общих закономерностей и носят замкнутый характер; их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. Идеи Данилевского, получив распространение в России, стали теоретической и идеологической основой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи». В настоящее время концепции общественного развития являются взаимодополняющими (не только противоречащими друг другу). Например, удачно описывается прошлое, то есть история локальных цивилизаций в рамках цивилизационного подхода, в то время как современные процессы, связанные с глобализацией более адекватно отражает стадиальный подход. Несмотря на усилия ученых, универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.
|