Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Византия. Византийская мода, наследница моды римской, сохранила как античную верхнюю одежду - тогу, паллиум, пенулу и т




Византийская мода, наследница моды римской, сохранила как античную верхнюю одежду - тогу, паллиум, пенулу и т. д., изменив только их названия, так и нижнюю — тунику: эта последняя изменилась на далматику (dalmatica) и альбу (alba), из пенулы появилась касула альда (casula aida). Эти типы одежды стали постоянной составной частью церковного одеяния.

Иным переменам подверглась античная одежда при императорском дворе. Тога уже не драпируется, потому что теперь она шьется из жесткой парчи, на которой нашиты металлические пластинки и, кроме того, она украшена многочисленной вышивкой, что делало её еше более жесткой. Такая одежда стоит, как праздничная упаковка, вокруг фигуры. Посредством убранства одежды выражались титул владельца, его права и обязанности.

Одновременно изменяются и функции одежды. Где-то в VI веке консулы перестают носить тогу как официальный костюм. Теперь это плащ. Это знак привилегированного положения и достоинства, это символ, выделяющий данную личность из окружающего мира и замыкающий её в жизни созерцательной. Этот плащ закрывает фигуру с головы до ног, срастается с ней, и человеческое тело под ним буквально исчезает.

Представление о византийской придворной моде и начале церковной одежды нам лучше всего дает хорошо сохранившаяся до нашего времени красочная мозаика в Равенне. Мозаичное изображение в церкви Сан-Витале торжественного шествия императора Юстиниана и его жены Феодоры, бывшей актрисы, в окружении свиты является самой великолепной демонстрацией моды всех времен. На императоре Юстиниане надета нижняя белая шелковая туника, подпоясанная золотым поясом и украшенная золотой отделкой. Верхний плащ пурпурового цвета, бывший античный хламис, ниспадающий до самой земли, украшен эмблемой наивысшей императорской власти —таблионом (tablion) из драгоценной парчовой ткани. На его свите тоже таблионы, но только из гладкой ткани. Таблион - это как бы праздничный «фартук», нашитый на плащ с передней и задней стороны.


97. Христос коронует императора Романа и его супругу Евдоксию. Слоновая кость, рельеф на переплете Безансонского евангелия, X или XI век. Национальная библиотека, Париж.

Византийская мода является наследницей моды античной и в то же время — предшественницей раннего средневековья. Именно здесь зародилась новая женская мода носить сразу по нескольку одежд, которые одевались одна на другую. Это были широкие туники рубашкообразного покроя, которым Византия добавила еще рукава. Нижняя одежда имела прилегающие рукава, а верхняя - широкие. Поверх этих туник одевался еще жесткий плащ. Таким образом, для византийской моды тело человека и природа не представляют интереса, она создает из фигуры как-бы стилизованный абстрактный треугольник, заполненный богатой декорацией и орнаментом. Основу этой моды создают знаки отличия - вышитая и украшенная золотом отделка, а на голове диадема-для императрицы и головной покров - у придворной дамы. Женщина преобразилась с головы до ног, превратившись в сановницу. Шерсть и полотно забыты. Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной богатой вышивкой, жемчугом и золотом, которая ценилась как драгоценность. Эти дорогие ткани вырабатывались в самой Византии, где уже с середины VI века знали тайну производства шелкового полотна. Производство парчи, сосредоточенное, главным образом, в Греции и Сирии, в то время уже не зависело от импорта по «шелковой дороге» из Индии и Китая. Изготовление шелковых тканей и пурпурового красителя стало в Византии государственной монополией. Дорогие шелковые ткани, конечно, имели право носить только высокие сановники, а самые дорогие - только члены императорской фамилии. В Европу эти материалы попадали, прежде всего, как ценные дары для королевских дворов. Такую ценную ткань в качестве подарка получил, например, в 1164 году чешский король Владислав II от венгерского короля Стефана III и греческого императора Эммануила. Иногда эти драгоценные материалы попадали в Европу и другим путем: например,случайно, во время крестовых походов либо через международную торговлю, осуществляющую обмен товарами между Востоком и Западом. Чаще всего парча была украшена геометрическими мотивами из кругов, квадратов, крестов и звездочек либо стилизованными животными и растениями. Эти образцы стали основой орнаментики средневековья.

Византийская одежда сохранялась в русской моде на протяжении 800 лет почти безо всяких изменений. Таким образом, представление о её внешнем виде мы можем получить не только из равеннских мозаик и рельефов, но и по настоящим костюмам, сохранившимся от русского царского двора.


98. Императрица феодора и её свита. Мозаика из церкви Сан-Витале в Равенне, 1-я половина VI векэ. Одежда из многоузорчатого шелка с пестро вышитой или вытканной отделкой, не одежде императрицы —фигурные мотивы. Феодора одета в т. н. супергумераль с широким воротником. Слуги в длинных туниках, плащах с таблионами, которые закреплены фибулами, подобно греческой хламиде; на женщине справа надета т. н. пенула.


99. Епископ Максимилиан из Равенны и два дьякона с евангелием и кадилом. Мозаика из Сан-Витале в Равенне, 1-я половина VI века. Епископ (слева) одет в паллиум с епитрахилью, оба дьякона (справа) в туниках с двумя вертикальными полосками (т. н.туника латиклавиа).


100. Св. Петр и св. Козьма. Апсидная мозаика в соборе св. Козьмы и Демиана. Рим, около 530 г. Святой Петр облачен в тунику латиклавиа, поверх которой наброшен палиум, на св. Козьме поверх туники - пенула. Петр одет в сандалии сремешками, Козьма —в закрытые ботинки.


101. Придворные дамы императрицы Феодоры. Мозаика из Сан-Витале в Равенне, 1-я половина VI века. Женщины одеты в одежды из узорчатого шелка, на фигуре слева - круглый византийский воротник с жемчугом.


102. Рельеф с кресла епископа Максимилиана, половина VI века. Архиепископский дворец, Равенна. Четверо святых изображены одетыми в плащи, которые на каждой фигуре задрапированы по-разному; по своему покрою и расположению складок они напоминают римские плащи.


103. Мадонна со святыми. Слоновая кость, рельеф, V век. Коптский музей, Каир. Мадонна в костюме знатной женщины того времени, в длинной тунике и в плаще. Святой справа одет в далматику, святой слева — в пенулу.


104. Консул Стилихон. Левая створка диптиха, около 400 г. Храмовые сокровища, Монза. Мужчина с копьем и щитом одет в короткую тунику и сагум, скрепленный на плече фибулой.


105. Мадонна. Слоновая кость, рельеф. Лувр, Париж. На мадонне сильно присборенная туника, голова прикрыта плащом, образующим как бы фату.


106. Статуя императора Гонория. Половина V века. Барлетга. Позднеримская военная одежда; короткая туника, кожаный дублет с собранными в складку наплечниками и декоративной отделкой; простая лорика и сагум, перекинутый через левую руку, конец которого достигает колен. Обувь кожаная, обтягивает икры.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-04; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты