КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Естествознание в эпоху СредневековьяВ эпоху Средневековьяевропейская наука находилась в полной зависимости от богословия и схоластики. Европейская наука переживала упадок в связи с гонениями со стороны церкви. Схоластика – «школьная» наука, «школьное» направление развития науки и философии. Наука и философия основывались на христианских истинах, изложенных в догмах. Ø Ранняя схоластика (9-12 вв.) характеризуется ещё нерасчлененностью и взаимопроникновением науки, философии и теологии. Ø Средняя схоластика (13 в) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии. Формируются философские системы Альберта Великого, Фомы Аквинского. Ø Поздняя схоластика (14-15 вв.) характеризуется рационалистической систематизацией, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления. Главные представители – Николай Кузанский, Данте. Путь к истине (в т.ч. и научной) в эту эпоху представляет собой акт веры в незыблемость церковных догматов, а не умное созерцание, как в античности. Поэтому изучение природы становится делом второстепенным, производным от понимания истины откровения Божьего замысла. Единственной задачей познания объявляется отношение души к Богу. Средневековое знание отличает телеологичность объяснений (телеология – учение о цели и целесообразности всего сущего), незыблемость основополагающих доктрин, недоверие к новизне, стремление опереться на авторитет. Так сформировалась семиотическая познавательная модель: мир как текст, что подразумевает прочтение, расшифровку, переинтерпретацию смыслов, заданных миру божественной сущностью. Для этого времени типичны астрология, алхимия, магия, кабалистика и оккультизм вообще, некое тайное знание. В Европе в этот период господствовали схоластика, алхимия и астрология. Не будучи науками в современном понимании этого слова, все три эти дисциплины способствовали развитию интеллектуальной и опытной базы для современных логики, химии и астрономии. В XII в. был открыт первый университет в Болонье, в 1200 г. – основан Парижский ун-т, в XIII-XIV вв. появляются университеты в других городах Европы: Неаполе, Тулузе, Праге, Вене и т.д. Средневековые университеты имели 4 факультета: подготовительный или факультет свободных искусств (позднее – философский); медицинский; юридический; теологический. Особую роль в развития естествознания сыграли мыслители арабско-мусульманского мира: иранский врач и химик Ибн-Закария аль-Рази, среднеазиатский ученый Аль-Фараби, ирано-таджикский философ, ученый-медик и врач Ибн-Сина (Авиценна), ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям, арабский философ и врач Ибн-Рошд (Аверроэс). Арабские мыслители в большей мере сохранили связь с античной философией и наукой, в первую очередь с учением Аристотеля. В эпоху раннего Средневековья в Европе господствовала библейская картина мира. Затем она сменилась геоцентрической системой Птолемея. Около XII—XIII веков были вновь открыты труды Аристотеля. Роджер Бэкон стал одним из первых приверженцев научного метода исследований и эмпиризма. В противовес схоластическим рассуждениям и толкованиям не всегда точных переводов Писания и трудов античных и мусульманских философов, Бэкон уже в XIII веке призывал духовенство изучать как Священное Писание, так и философские трактаты в оригинале, а также заниматься науками. В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии.
|