КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура периода РисорджиментоСобытия этой героической эпохи оставили глубокий след в итальянской культуре. Передовая общественная мысль, литература и искусство стремились содействовать развитию национального сознания, будить патриотические и гражданские чувства, поднимать людей на борьбу за национальную независимость и свободу страны. Служение этой великой исторической цели, обнаженная политическая направленность представляли характерную черту итальянской культуры той эпохи. На духовное формирование ряда поколений итальянских патриотов, включая карбонариев и Мадзини, оказывали влияние тираноборческие трагедии Альфиери. Исключительную популярность приобрел исторический роман «Обрученные» (1827) Алессандро Мандзони (1785—1873). Изображение в этой книге Ломбардии XVII в., тяжко страдающей под игом испанских захватчиков, воспринималось читателями как протест против всякого национального угнетения. Главные персонажи «Обрученных» — это простые ломбардские крестьяне, чье заветное чаяние — «чтобы хлеба хватило всем — и бедным, и богатым» — находит полное сочувствие у писателя-гуманиста. Книга Мандзони говорила читателям о несгибаемой силе народа, вселяла в современников надежду на то, что дело освобождения Италии восторжествует, несмотря на все неудачи и трудности. Творчество многих итальянских литераторов, актеров, музыкантов было связано с их непосредственным участием в освободительной борьбе. Огромное впечатление как в Италии, так и в других европейских странах произвела книга «Мои темницы» (1832) Сильвио Пеллико, поэта, руководителя журнала «Кончиль-яторе», брошенного в австрийскую Бастилию — крепость-тюрьму Шпильберг. Искренний, лишенный патетики рассказ Пеллико о 8 годах мучительного одиночного заключения стал документом, остро обличавшим австрийское угнетение. В 40—60-е годы выступила когорта поэтов, сражавшихся под революционными знаменами Гарибальди,— Г. Мамели, А. Поэрио (павшие в боях во время революции 1848—1849 гг.), Л. Меркантини и другие. Их стихи, проникнутые духом борьбы и предчувствием долгожданной победы, благодаря своей простоте и героическому пафосу подхватывались, легко запоминались бойцами и становились революционными песнями. Широкую популярность приобрели стихи Меркантини «Гимн Гарибальди» и «Жница из Сапри», посвященная подвигу Пизакане и его товарищей. Однако в целом литература из-за неграмотности основной массы народа (в 1864 г. на 25 млн. итальянцев приходилось лишь 2,5—3 млн., т. е. 10—13% грамотных и полуграмотных) была доступна узкому слою образованных. Огромное воздействие на современников оказывала музыка. Даже в мрачные годы реакции в ряде опер, например в «Любовном напитке» Г. Доницетти (1797—1848), «Севильском цирюльнике» Дж. Россини (1792—1868), ярко запечатлелись жизнелюбие и природный оптимизм, свойственные итальянцам. В период национально-освободительного движения главной темой творчества композиторов, вдохновляющей их на создание великих творений, стала борьба порабощенного народа против деспотизма, противоборство человека со злом и несправедливостью. На этом пути особых вершин достигли Дж. Россини в «Вильгельме Тел-ле», В. Беллини в «Норме» и «Пуританах» и Джузеппе Верди (1813—1901) в «Битве при Леньяно», «Трубадуре», «Доне Карло-се» и других операх. Их музыка, впитавшая скорбь и боль попранной Италии и одновременно пронизанная духом гнева и мятежа против всякого угнетения, оказывала столь сильное эмоциональное воздействие на современников, что исполнение этих опер неоднократно вызывало бурные патриотические манифестации в залах. Таким образом, оперный театр превратился в активный и действенный фактор национального движения. Недаром Мадзини писал Верди в 1848 г.: «То, что я и Гарибальди делаем в политике, что наш общий друг А. Мандзони делает в поэзии, то Вы делаете в музыке. Теперь Италия как никогда нуждается в ней». Оперная музыка блестящей плеяды итальянских композиторов явилась бесценным вкладом в мировое культурное наследие.
|