КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные теории о происхождении государства и праваВозникновение государства и права – сложный, трудно изучаемый процесс. Попыток объяснить его очень много. В процессе исторического развития и накопления знания выдвигались различные теории, каждая из которых имеет свое рациональное зерно. Теорий происхождения государства и права множество, поэтому остановимся на основных, самых известных и наиболее разработанных. Теологическая теория (основоположник – Фома Аквинский, имела распространение в средние века) связывает происхождение государства и права с божественной волей. Достоверность этой теории зависит от индивидуальной веры в Бога или атеистической установки исследователя. Патриархальная теория (Аристотель, Р. Фильмер, Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский) рассматривала государство как результат разросшейся семьи. Правитель выступал в качестве отца, а подданные – его дети. Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза) исходит из того, что государству предшествует естественное состояние, которое сторонники теории характеризовали по-разному. Одни считали, что это был "золотой век человечества" (Руссо), другие – "война всех против всех" (Гоббс). Важное достоинство этой теории – признание за людьми естественных, неотъемлемых, данных природой или Богом прав. В результате экономического развития и расслоения общества во избежание конфликтов, для достижения мира и благополучия заключается общественный договор, по которому люди передают часть своих естественных праве государству, обязуясь ему подчиняться, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность. Теория была прогрессивна для своего времени, т. е. предполагала возможность свержения власти (правителя), если он не выполнял условия общественного договора. Теория насилия (завоевания) возникла в конце XIX– начале XX вв. (основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг). В общих чертах, государство возникает в результате завоевания одним народом других, после чего требуется создать особый аппарат для поддержания угнетенных в подчинении. Этим аппаратом и является государство. Психологическая теория (Л. Петражицкий) выводила государство из психических особенностей человека: одним свойственно подчиняться, а другим – повелевать. Причины правообразования также кроются в психике людей, право представляет собой "императивно-артибутивные правовые переживания" людей. Марксистская теория основана на материалистическом подходе. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Государство – продукт непримиримых классовых противоречий. Социально-экономическая теория – на ее основе мы и изучаем происхождение государства и права. Она также основана на материалистическом подходе, но не абсолютизирует роль классообразования при возникновении государства. Упор делается на экономические факторы, которые постепенно приводят к разложению родовой организации и возникновению на ее основе единственно возможной альтернативы – государства. Органическая теория (Г. Спенсер, Платон) проводит параллели между государством и человеческим организмом. Государство – результат органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. В обществе происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства. Органы государства уподобляются человеческому организму: правительство – мозг, низшие классы соответствуют выделительным органам и т. д. Один немаловажный момент: теории происхождения государства и права и теории, объясняющие сущность государства и права, во многом похожи. Они разрабатываются одними и теми же авторами, имеют одинаковые названия, но при этом делают акцент на разные аспекты проблемы — либо на вопросы происхождения государства и права, либо же на объяснение сущности этих явлений. Поэтому, освещая вопрос о происхождении государства и права, нет необходимости останавливаться на изложении сущностных концепций государства и права. Например, психологическая теория может объяснить как происхождение государства, так и сущность права. В этом случае нужно четко соотносить ответы с поставленными вопросами.
|