КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфические признакиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Признаки фольклора
Лекция 7 (БТЗ) 1.3. Возникновение и развитие фольклора Специфические признаки
Первобытная художественная культура была единой, целостной, народной, социально однородной, поэтому нет необходимости говорить о фольклоре доклассового общества. Но фольклор не мог возникнуть в классовом обществе из ничего, на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма в связи с разделением труда. С одной стороны, образовалась особая сфера художественной культуры, удовлетворявшая потребности господствующего класса и постепенно ставшая сферой профессиональной деятельности людей умственного труда, с другой — внутри земледельческой общины в крестьянской среде на основе первобытной художественной культуры развивалась в классовом обществе народная культура — фольклор с иным содержанием и в иных формах, что позволяет рассматривать его как особый тип культуры [6]. В народе продолжали бытовать празднично-обрядовые формы, включавшие в себя элементы художественной культуры — поэзию, песню, инструментальную музыку, танцы, лицедейство. В их содержании отображалась картина мира свободного общинного крестьянства, которое к тому времени сформировалось в определенный этнос, следовательно, в произведениях фольклора находила воплощение этническая картина мира, обусловленная языческой религией, идущей от мифологии. Она была связана, прежде всего, с явлениями природы, с ближайшей средой, чувственно воспринимаемой как всемогущая, неприступная сила. Введение христианства на Руси в конце IX века повлекло за собой множество изменений, в том числе в картине мира и соответственно, в содержании фольклора. Новая идеология наложила на духовный мир человека аскетизм и создала атмосферу непримиримости между церковными догмами и человеческой совестью, отдалила человека от его природной основы, природной сущности. Картина мира медленно и постепенно изменялась от поклонения природе, множествам Богов и духов к поклонению единому всемогущему Богу, от восприятия радости жизни на земле к высшему блаженству души после смерти, в произведениях фольклора появлялись оттенки грусти, печали, тоски. Картина мира, формируемая христианством, была противоположностью языческому миропониманию, поэтому христианство на Русь распространялось медленно, преодолевая сопротивление простого люда в жизни и быту. Введение христианства на Руси все же имело положительное значение, так как способствовало образованию централизованного государства и привело к постепенному изменению картины мира, что наложило отпечаток и на фольклор. Значительно расширился предмет художественного творчества, охвативший не только явления природы, но и социальные процессы общества. Фольклор приобрел черты социальных групп, стал классовым явлением культуры. Произошла его дифференциация, появилось богатое жанровое многообразие, вызванное расширением предмета осмысления, усложнением народного мировосприятия, миропонимания. Продукты художественного творчества начали осознаваться как эстетическая ценность, фольклор стал удовлетворять эстетические потребности. В то же время в творческом процессе эстетическая сторона продолжала составлять синтез с утилитарной, идущей от первобытного синкретизма. В картине мира отражались интересы патриархальной семьи и общины, которые преломлялись и в художественном мышлении. В фольклоре нашли воплощение особенности жизни, быта, нравов, вкуса, мыслей, чувств, надежд и чаяний народа. В период развития феодального общества были созданы самые ценные произведения фольклора, что было вызвано самой исторической ситуацией и развитием всей культуры. Крестьянский фольклор оказался основной формой бытования народной культуры, выражающей мировоззрение и всю картину мира, в которой преломлялись противоречия феодальной эпохи. Картина мира определяла содержание фольклора, в котором были мотивы исторические, трудовые, социальные, семейно-бытовые и др. Термин «фольклор» впервые предложил английский ученый Вильям Томе для обозначения материалов по стариной поэзии, обрядам, верованиям. Задолго до него аналогичные термины были в немецкой научной и художественной литературе. Фольклор в настоящее время отождествляется с узкими понятиями «устное народное творчество», «народно-поэтическое творчество», «устно-поэтическое творчество народа», а также с довольно широкими «народное искусство», «народное творчество» и др. [6]. Пристальное внимание исследователей вызвали проблемы фольклора в 60-70-е гг. XX века, оказавшиеся наиболее плодотворными. Крупнейшими учеными была предпринята попытка создания общей теории, согласно которой фольклор рассматривался не как вид или жанр искусства, а как целостная их система. В результате утвердилось понимание фольклора как особой области искусства, включающей в себя все основные виды и жанры художественного творчества и исполнительства: поэзию, песню, инструментальную музыку, танец, театр и их празднично-обрядовые формы. Такое понимание нашло отражение в работах П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, К.С. Давлетова, Л.И. Емельянова, М.С. Кагана и др. Тесно связывают с фольклором народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, включая народные промыслы и ремесла. Эти исследования составляют эстетический, искусствоведческий, этнографический подходы, изучающие фольклор «изнутри». При этом он рассматривается как искусство и охватывает вопросы природы, сущности, жанров, национальных особенностей, исторического развития, художественного содержания, формообразования и др. С этой точки зрения целям и задачам данного исследования соответствует понимание фольклора как «мусического» и «пластического» (В.Е. Гусев, М.С. Каган). К мусическому относятся «словесно-музыкально-игровые и хореографические формы народного искусства как коллективного творчества» [1] к пластическому — изобразительное и декоративно-прикладное искусство, в том числе народные промыслы, ремесла. Последнее не является устным творчеством, но в нем также реализована народная мудрость, она лишь имеет материально-вещественную форму. Такой подход подчеркивает их тесную взаимосвязь и целостность. Понимание фольклора как устно-поэтического творчества представляется узким, ограниченным, оно устарело даже в рамках искусствоведческой науки, так как и музыкальные, и хореографические, и игровые его формы основаны на поэзии. Подход к анализу данного явления, исходя из этимологии самого слова, означающего народную мудрость, на наш взгляд, позволяет использовать данный термин по отношению к народному декоративно-прикладному и изобразительному искусству, имея в виду при этом пластические формы выражения народной мудрости. Таким образом, в определении фольклора в рамках данного исследования наиболее целесообразным представляется самое широкое его понимание как мусического и пластического. С социологической точки зрения его можно рассматривать как тип культуры, имеющий отличные от профессиональной и массовой культур форму, содержание, выражающие этническую картину мира и ценностно-нормативную систему жизнедеятельности народа. Понимание фольклора как народной мудрости, как актуализации картины мира позволяет рассматривать изобразительное и декоративно-прикладное искусство народа как пластический фольклор. Но главное то, что это дает возможность исследовать фольклор как бы со стороны, извне и анализировать его как социальное и культурное явление с точки зрения его роли и места в различных системах, например, в художественной, духовной и общечеловеческой культуре. Этот аспект исследован менее всего и дает возможность понять фольклор как картину мира, как выражение и воплощение миропонимания народа.
|