КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Страх и недостаток сдержанностиВ целом чувство неуверенности в себе содействует проявлению многих форм сексуальности. Есть молодые люди, которым нравятся женщины только старшего возраста. Они ошибочно полагают, что в этом случае жизнь была бы менее обременительной. Они также обнаруживают свою слабость тем, что выказывают определенную необходимость в материнской заботе. Обычно это избалованные люди, которые очень хотят положиться на кого-либо и все еще «нуждаются в няне». Они никогда не могут сохранить ощущение безопасности при столкновении с противоположным полом и становятся при этом очень беспокойными. В нашем обществе поразительно много таких обеспокоенных своей безопасностью людей с печатью изъяна настоящего этапа развития — страхом перед любовью и браком. Это обычная особенность всех времен. В нашем мире много тех, кто стремится уйти от действительности. В силу некоторых неудачных и ошибочных обстоятельств они живут, словно витая в облаках, и всегда рассеяны и докучливы. Некоторые мужчины самоизолируются и прячутся от чужих глаз. Некоторые девушки даже не осмеливаются выйти на улицу, убежденные в том, что все мужчины будут приставать к ним, и они всегда будут лишь объектом поползновений с их стороны. Это не что иное, как настоящее тщеславие, способное вконец испортить жизнь любому человеку. Опыт и знания можно использовать как удачно, так и неудачно. Среди неудачных применений — преувеличенное непризнание ошибки, что само по себе уже является ошибкой. Обратной стороной замкнутости и неразговорчивости является откровенность, в связи с чем мы часто встречаем людей, совершавших ошибки из-за своего прямодушия. Эти люди всегда предлагают себя другим. Хотя это и очень мило — так открыто признаваться в любви, мы твердо убеждены, что в нашем сложном обществе это серьезная ошибка. Дело в том, что нет таких людей, которые бы с легкостью приняли подобное предложение; и предложивший его слишком поспешно должен будет не только переносить горечь сожаления и тяжесть от сдерживания чувств, но он также будет беспокоить партнера внезапными проявлениями своих сексуальных побуждений. Из-за обычного, принятого в обществе злоупотребления любовью, из-за существующей напряженности и борьбы между полами, партнер никогда не будет полностью уверен в том, было ли предложение искренним и правдивым, или же, возможно, за этим скрываются дурные намерения. Нет раз и навсегда установленных правил — мы должны принимать во внимание особенности личности партнера и придерживаться принятых нашим обществом условий. Сегодня считается довольно благоразумным отчасти сдерживать свои влечения. НЕОРДИНАРНОСТЬ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННАЯ С ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ36 Любовь, как счастливая, так и чаще несчастная, играет важную роль в жизни творческой личности. Безответная любовь сегодня настолько обычное явление, что почти каждый хоть один раз становился ее жертвой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Среди людей, воспринимающих жизнь с особой чувствительностью, человек искусства играет исключительную роль. Он выделяется уже тем фактом, что в своем искусстве ищет жизнь в стороне от жизни, он творит не в существующей реальности, а ищет параллельный мир (Ersatzwelt) и почти отвергается действительностью. Тем не менее, он становится художником только тогда, когда, создавая свои произведения, улучшает реальный мир. Творение становится произведением искусства только тогда, когда в нем заложены общечеловеческие ценности, что и возвращает художника назад в реальную действительность и мир людей. Уходя от реальной жизни, мы пытаемся познать институт любви и брака с его враждебным и беспокойным отношением к реальности. Многие творческие личности узы любви воспринимают буквально как цепи, оковы или препятствия. Развивая их в своей фантазии, они склонны даже излишне преувеличивать их. Приняв однажды их в качестве безграничного препятствия, они с трудом уже могут их преодолеть. В сфере любовных взаимоотношений они предстают перед неразрешимой задачей и в связи с этим демонстрируют не только черты влюбленного, но в то же время (и в большей степени) качества человека, избегающего любви. Это выражается в их размышлениях и творениях, которые отражают человеческие проблемы во всей их глубине и остроте. Партнер противоположного пола кажется им довлеющим над ними и потому принимает очертания опасности. С этой мыслью буквально в данном контексте можно встретиться во время общения с поэтами и писателями. Все неустойчивые личности имеют эту склонность, так как все они очень честолюбивы и чувствительны и принимают любое ослабление их власти в качестве оскорбления или опасности. Искусство в наши дни — по преимуществу мужское искусство. Оно содержит примат мужского начала, говорит преимущественно о мужских проблемах и возвышает женщину до волшебного или пугливого существа, каким и представляют ее многие мужчины. Женщины не могут поддерживать такой мужской идеал, воспитанный веками. Сфера искусства кажется им сложной не потому, что она им не по силам, а потому, что они не могут служить надуманному мужскому идеалу. Относясь к женщине как к опасности, поэт Бодлер* говорит: «Мечтая о прекрасной женщине, я в то же время никогда не мог думать о ней без ощущения исходящей от нее опасности». [* Шарль Бодлер (Charles Baudelaire) (1821—1867) — французский лирический поэт.] Человек, вступивший в эту предполагаемую «опасную зону», начнет последовательно демонстрировать проявления защитного и предохранительного характера. Будучи молодым, Геббель* приблизительно так описывает свои чувства в письме к другу: «Конечно, я опять живу здесь напротив самой красивой девушки в городке, и я по уши влюблен в нее. Но я надеюсь, что вместе с этим ядом вскоре сумею найти и противоядие... И если сегодня мне бы довелось вновь увидеть ее возлюбленного, поднимающегося к ней через окно, я бы разлюбил ее». В начале повествования нам вообще-то представлялся иной конец. [* Фридрих Геббель (Friedrich Hebbel) (1813—1863) — немецкий поэт и драматург.] Женщина в виде опасности является животрепещущей темой в искусстве; например, картины Ропса** изображают женщину как человека, внушающего опасность, страх или, по крайней мере, как враждебную силу. В предисловии к «Тысяче и одной ночи» явно обеспокоенный автор указывает на хитрость и лукавство женщины, которая благодаря непревзойденной изобретательности спасает свою жизнь от мужчины. [** Фелисьен Ропс (Felicien Hops) (1833—1898) — бельгийский художник и гравер.] Одна из древнейших форм искусства — Библия, которая своим особым настроением захватывает нас всех с детства, также пропитана постоянной мыслью о том, что от женщины исходит опасность. Таким образом, ребенок будет расти с ощущением робости, неуверенности и скованности по отношению к женщине. Гомеровская «Илиада» также с поразительной точностью описывает несчастья, причиной которых является женщина. Во всех поэтических произведениях, на всех полотнах живописи повторяется одна и та же насущная проблема: женщина — это опасность. Грильпарцер***говорит о себе: «Я спас себя от любви бегством в искусство». [***Франц Грильпарцер (Franz Grillparzer) (1791—1872) — австрийский драматург.] То, как безответная любовь проявляет себя в конкретном человеке, зависит от его общего отношения к жизни, от его жизненной позиции. Если перед лицом трудностей кто-либо теряет мужество и прекращает свою деятельность, крах в любви для него может означать крах в жизни. Однако это не является следствием безнадежной любви как таковой. Тот, для кого трудности являются стимулом в деятельности, в случае с безответной любовью не потеряет присутствия духа и достигнет значительных результатов. Мужественный человек сделает для себя иной вывод, чем тот, кто потерпел поражение. Популярная психология часто указывает на огромные достижения, которым способствует безответная любовь, и иногда рекомендует ее в качестве лекарства. Но мы знаем людей, которые достигли многого и без переживаний по поводу безответной любви. Зерном истины в этом случае является то, что люди искусства как никто одержимы и увлечены проблемой любви. Весьма поучительна в этом отношении жизнь Гете. Он всегда видел опасность в женщине и при столкновении с ней и любовью спасался бегством. Движущей силой Фауста является его вечный поиск разрешения проблемы любви. Через свои волнения, побуждения и устремления Гете построил собственный мир, недовольный существующей жизнью, и таким образом просто поставил перед нами общечеловеческие проблемы. Это заслуга его гения, что он затрагивает в нас все фибры души, когда исторгает неизменно новую песню о сложностях противостояния полов. Вовлекаясь в этот взаимный магнетизм, мужчины боятся, что, отдавая свое сердце женщине, они лишатся собственной индивидуальности и возложат на себя ярмо. В этой связи стоит упомянуть и Шлейермахера*, который в своем замечательном очерке пытается доказать, что любовь — далеко не простое дело, и было бы глупо считать, что когда человек вступает в зрелый возраст, он кое-что знает о любви. На самом деле каждому следует пройти определенную подготовку, своеобразные подготовительные курсы для начинающих. Этот истинный идеалист, которого очень почитают наиболее религиозно настроенные люди, также в свою очередь убедился, что мужчинам и женщинам не так легко найти друг друга. [* Фридрих Шлейермахер (Friedrich Schleiermacher) (1768—1834) — немецкий теолог и философ.] ТРУДНОСТИ В любовных ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ37 Вопросы, обращенные ко мне во время лекций «Проникновение в человеческую природу», которые постоянно посещают около пятисот человек, в большинстве своем касаются любви. Это знак того, что люди разбираются в этой проблеме намного меньше, чем, скажем, в вопросах профессиональной деятельности*. [* Адлер ссылается здесь на серию популярных лекций, которые он читал в течение нескольких лет в Фольксхайме, наиболее важном образовательном институте для взрослых этого периода. Эти лекции были позднее опубликованы под тем же названием и стали одной из наиболее читаемых и переводимых книг Адлера.] Почему так мало счастливых любовных союзов? Потому что мы еще несовершенные люди, еще не созрели для любви по сравнению с дружбой. Мы всеми силами противостоим любви, потому что напуганы. Подумайте, например, о неприятии совместного обучения, единственной целью которого является то, чтобы уже в раннем возрасте мальчики и девочки смогли избавиться от своей стыдливости и страха и имели возможность получше узнать друг друга. Не существует универсальных правил, создающих трудности в любовных взаимоотношениях. Особенность эротической природы конкретного человека проистекает из всей его сущности, и это необходимо принимать во внимание в каждом отдельно взятом случае. Чтобы изменить ложную эротическую ориентацию человека, мы должны учитывать его проявления во всей совокупности и изменить его характер и отношения с окружающим миром. Линия поведения человека, которая отразится также и в любви, может побудить его к поиску безнадежной любви и настаивать на ней или позволит быстрее набраться опыта в любви и продвинуться дальше. Если человек болезненно самолюбив и амбициозен и не может выносить отказов ни в какой форме, это может привести к самоубийству. Это ошибка, которая может быть объяснена, исходя из контекста всей жизни. В нашем обществе, которое требует строгой субординации, могут возникнуть возможности для весьма трагических ситуаций, связанных с бегством от действительности, местью обществу и отдельным людям. Культивирование любви, облагораживание и очищение любовных связей происходят через развитие всеохватывающего социального чувства. Любовные взаимоотношения не возникают внезапно, а основаны на длительной подготовке. Эротическая связь всегда присутствует между человеческими существами, но она должна соприкоснуться с определенными потребностями личности, чтобы ощутить и увидеть ее в качестве любви. Любовные проявления берут свое начало в тех далеких днях детства, когда они еще не имели эротической сути и сексуального характера, дней, когда проявление социального чувства все еще было в форме привязанности к кому-либо. Только такая естественная человеческая связь, как между матерью и ребенком, и может мгновенно соединить людей. Продолжительная связь между отдельными людьми, которая служит вечности и сохранению рода человеческого и которую мы называем любовью, еще не до конца сформировалась. Это узы и увековечение в одно и то же время. Этивзаимоотношения возможно оформить волевым решением, скорее надо дать возможность для их развития. Познание всех этих процессов еще не достигнуто до конца, потому что человек способен на самообман в оценке процессов, происходящих в его собственной душе. Оба пола легко захватываются водоворотом своеобразной политики престижа (Prestigepolitik). И тогда их вынуждают играть роль, с которой ни один из них не может справиться и которая ведет к расстройству безобидности и непосредственности их жизни и наполняет их предрассудками, способными погасить любое проявление подлинной радости и счастья. Человек, впитавший в себя эти мысли, будет просто стоять на месте со своими ошибками, но в конце концов он осознает верный путь и сможет вместо приобретения новых ошибок постепенно упразднить уже имеющиеся. ОСОЗНАНИЕ ЗАДАЧИ БРАКА38 В одном районе Германии есть старинный обычай для проверки того, готовы ли молодожены к совместной супружеской жизни. Перед свадебным процессом невесту и жениха приводят на опушку леса, где до этого было срублено дерево. Им дают пилу, чтобы они распилили его. Это проверка того, как долго они захотят сотрудничать друг с другом. Эта задача предназначена для двоих. Если они не доверяют друг другу, то каждый из них будет дергать пилу в обратную сторону, и они не достигнут успеха. Если один из них пожелает все взять на себя, а другой уступит ему, то задача будет выполняться в два раза дольше. Они оба должны проявить инициативу, но эта инициатива должна быть обоюдной. Эти немецкие крестьяне осознали, что взаимодействие — это главное необходимое условие супружества,
|