Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сказка развивает руки.




Л. Б. Фесюкова.

Воспитание сказкой.

Для работы с детьми дошкольного возраста

Содержание

 

Глава 1. Методы работы со сказкой

ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК

СКАЗКА ОТ СМЕШНОГО СТИШКА

Стишок.

Начало сказки:

Стишок.

Начало сказки:

СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ

Считалка

СКАЗКА ОТ ЗАГАДКИ

Загадки.

СКАЗКА ОТ ГРАММАТИЧЕСКОЙ АРИФМЕТИКИ

СКАЗКА ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Начало сказки

СКАЗКА ОТ ЗАДАЧКИ

ИЗ СКАЗКИ - ЗАДАЧКУ

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ

Экстремальная ситуация:

СКАЗКИ ИЗ МУСОРА

СКАЗКИ ОТ МФА

СКАЗКИ ОТ СТРАННЫХ ИСТОРИЙ

СКАЗКИ ОТ ПРОСТО СТИШКОВ

СКАЗКИ ОТ ПОТЕШЕК, КРИЧАЛОК И ДРУГИХ ФОРМ МАЛОГО ФОЛЬКЛОРА

СКАЗКИ ОТ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

СЛУЧАЙНЫЕ СКАЗКИ

Мы предлагаем вам такие случаи:

СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ

СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС

СКАЗКИ О ЧУДИЩАХ

СКАЗКИ ПО СМЕШАННЫМ ОБРАЗАМ

СКАЗКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ

ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ

СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ

БИН0М ФАНТАЗИИ

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В СКАЗКАХ

ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ

СЕМЕЙНАЯ СКАЗКА

СЕРИАЛ В СКАЗКЕ

Сказка «ЗОЛУШКА»:

Сказка «КОЛОБОК»:

РЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СКАЗКЕ

СКАЗКИ О ФАНТАСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

СКАЗКИ ОТ ШУТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

СКАЗКИ О ЛЮБИМЫХ ИГРУШКАХ

СКАЗКИ О ПУТЕШЕСТВИЯХ

СКАЗКИ ОТ ПРЕВРАЩЕНИЙ

КРАТКИЕ ИСТОРИИ

СКАЗКИ ОТ ОДНОГО СЛОВА

СКАЗКИ О ВРЕМЕНАХ ГОДА, ЗАПАХАХ, ЗВУКАХ

СКАЗКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ОБЕД

СКАЗКИ ПО КОМИЧЕСКИМ РИСУНКАМ

СКАЗКИ ПО ЗАВУАЛИРОВАННЫМ КАРТИНКАМ

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК

СКАЗКИ С НОВЫМ КОНЦОМ

СКАЗКА С СЕРЕДИНЫ

ЧАСТИЦА «НЕ» И НОВАЯ СКАЗКА

ИЗ СКАЗКИ УБЕЖАЛИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ ИЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

СКАЗКИ К ВОЛШЕБНЫМ РИСУНКАМ

ПО СЛЕДАМ К СКАЗКЕ

ОТ ТОЧЕК - К СКАЗКАМ

СКАЗКИ ОТ ПОСЛОВИЦЫ

ГАДАНИЕ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ И СКАЗКА

ГОРОСКОП И СКАЗКА

ИМЯ И СКАЗКА

СКАЗКИ ПРО САМОЮ СЕБЯ

 

Глава 1. Методы работы со сказкой

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, нами разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом.

Название сказки.

Нравственный урок.

Воспитание добрых чувств.

Речевая зарядка.

Развитие мышления и воображения.

Сказка и математика.

Сказка и экология.

Сказка развивает руки.

Вполне понятно, что предлагаемые нами семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Автору показалось важным затронуть эти семь проблем. Причем, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

Взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.

Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.

Таким образом, наша схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя (родителей) со сказкой, в целях гармонического развития детей.

Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы. И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.

Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.

Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и т. д. Но не станем же мы из-за этого утверждать,чтолень - это хорошо, что «не обманешь - нс проживешь» и т. д.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты