КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Абсолютное и относительное бытие в проблеме генезиса бытия.
Философия, познавая сущность бытия, выделяет в генезисе бытия логико-методологическую сторону проблемы и ее метафизический характер. Для философии проблема генезиса - это отношение абсолютного бытия к бытию относительному. В христианстве эта проблема разрешается Божественным откровением, из которого мы узнаем о творении мира Богом. В науке генезис относительного бытия из абсолютного бытия частично просматривается в теории Большого взрыва и в антропном космологическом принципе. Абсолютное бытие, с точки зрения сущности и явления соответствует сущности, а относительное бытие, явлению. Как мыслить генезис бытия? Генезис, например, «А» возможен или из «В», или из самого же «А». Последнее исключается, так как «А» уже существует. Если «А» возникает из «В», то «В» причина генезиса «А». Если применить данную схему к бытию, то генезис бытия — это генезис из бытия. Как мыслить бытие? Если, как абсолют, то, по определению абсолюта, он не изменяется и не развивается. Мы приходим к положению, согласно которому, понятие генезиса применимо только к бытию относительному. Само себя бытие относительное порождать не может, потому что быть причиной самого себя может только абсолют. Относительному бытию предшествует бытие абсолютное, которое является причиной генезиса бытия относительного. «Понятие саморазвития, - пишет С.Н. Трубецкой, - развития вообще – в приложении к абсолютизму – есть явно ложное понятие; ибо ничто развивающееся не есть истинно абсолютное»[9]. Самую суть проблемы генезиса, мы полагаем, подметил ещё Ксенофан, выводя его из известного грекам положения: «ничто не возникает из ничего». «Невозможно, - говорит Ксенофан, - чтобы что-нибудь возникло, если оно существует»[10]. Иначе говоря, все, что существует, не возникает из несуществующего, а возникает из существующего. Если из существующего, то, возникающее, так или иначе, уже существует. Последующие натурфилософы Левкипп и Демокрит, Эмпедокл и Анаксагор сохраняют это положение в учении о соединении и разделении первоначал силами механическими, любви и вражды, действием ума. У Платона, по сути, сохраняется та же мысль, когда он учит о демиурге и «материи». Аристотель, по-своему, выражает то же положение в учении о форме и материи, которые никогда не возникают и не уничтожаются, и в учении о «форме форм». Итог подобных натурфилософских размышлений можно выразить так: генезис вещей, космоса определяется первоначалами, которые не имеют общих свойств с тем, что они порождают. В этом смысле первоначала, включая и действие космообразующих сил, не входят в бытие, и не находятся среди элементов порожденного бытия. Метод натурфилософского размышления над проблемой генезиса сохранился в парадигме, которая лежит в основе решения данной проблемы в западноевропейской философии и науке и которая, по сути, сохранилась и в наше время. Основная идея такой парадигмы - все уровни и виды бытия возникают постепенно и последовательно из материи. Поражающая ум и воображение сложность мироздания побуждает некоторых представителей естествознания колебаться между, признанием за материей творческих способностей, с одной стороны, и, с другой стороны, признанием разумного замысла или плана, а иногда и признанием Бога. Меняется лишь состав первых начал и признается действие космообразующих сил. Суть подхода не меняется. Физик Гейзенберг обращается к Платону, сторонники эволюции возводят свои идеи к Эмпедоклу и к тотемизму. Именно в рамках эволюционной традиции появляется идея о самодвижении и саморазвитии материи и идея происхождения порядка из хаоса (И. Пригожин), Иная традиция связана с теми мыслителями и учеными, которые мыслят в рамках христианского мировоззрения (Декарт, Коперник, Ньютон), под влиянием которой зарождается во второй половине 20 века, научный креационизм (Г. Моррис и др.). К последней традиции близки те, кто, разделяя основы христианского миропонимания, не считает себя научными креационистами (Данилевский, Соловьев, Любищев и др.). Философское и религиозное сознание включают в состав бытия материю, идеи, человека и духовно-нравственный мир. Это-то общее, что объединяет философию и религию. Философия относит к бытию абсолютное, к которому относится первоначало бытия, то, что составляет предмет метафизики. Религиозное сознание не включает в состав бытия Бога, потому что Бог превышает всякое бытие. Бог является условием возможности и познаваемости бытия. В философии и в религии бытие, точнее феноменальный уровень бытия, не мыслится в качестве самостоятельной сущности: в философии бытие определяется категориями сущность и явление, в религии бытие рассматривается как творение Бога. Феноменальная данность бытия предполагает разум или субъекта сознания. Эта особенность бытия нащупывается Парменидом («мир по видимости»), и четко проговаривается софистом Протагором (человек - мера существующего) и диалектически, по-разному, выражена в идее логоса Гераклита и Горгием («ничего нет»), в идеях Платона и в «форме форм» у Аристотеля. Далее укажем некоторые имена, Декарт, Лейбниц, Кант, Соловьев, Франк, Штерн, Бутру. Генезис бытия - это возникновение материального мира, идей и духа. Науку интересует в основном материальный мир. Но, несмотря на это, квантовая теория, например, в определенной мере, увязывает изучаемые квантовые явления с сознанием наблюдателя и тем приближает себя к философской традиции, отмеченной нами выше. Генезис материального бытия, в отрыве от идей и духа, не решает всей проблемы генезиса бытия. Следовательно, проблема генезиса бытия - комплексная проблема философии, религиозного сознания и науки. Таким образом, проблема генезиса бытия, с гносеологической и онтологической точки зрения, подводит философию и науку (точнее, их отдельных представителей) к сближению с христианским откровением. Философия может быть связующим звеном между научным мировоззрением и религиозным мировоззрением. Современным физиком теоретиком Ю.С. Владимировым показан один из возможных вариантов синтеза физики, философии и религии (см. его книгу - 4, гл.14). Другой автор, Тайнов Э.А., синтезируя философию с православным богословием, дает субстанциальную интерпретацию квантовой механики[11]. Трудность в том, что от научного знания логически невозможно (нет такой логики) перейти к мировоззренческим или философским принципам и утверждениям. Подобный переход или синтез науки, мировоззрения и философии осуществляется (с помощью логики) личностью, её интересами, установками и верой.
|