Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Психология иллюзий




Специалисты утверждают, что возникновение зрительных иллюзий обусловлено сложившимися стереотипами, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным.

Вывод психологи и ученые делают одинаковый - причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга.

Запечатле́ние или импри́нтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) — в этологии и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Запечатление осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.

 

Наиболее изученная и показательная форма запечатления — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом.

История[править | править вики-текст]

Термин предложен Конрадом Лоренцем, который открыл явление запечатления, изучая серых гусей. Из-за неправильного перевода на английский это явление иногда называют «синдромом утёнка»[источник не указан 92 дня].

 

Признаки запечатления[править | править вики-текст]

Закрепление признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможно лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).

 

Термин «запечатление» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти.

 

возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный; критический) период времени;

совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);

характеризуется необратимостью;

происходит без пищевого или иного подкрепления.

Возраст запечатления[править | править вики-текст]

Нередко полагают, что запечатление возможно только в самое первое время после рождения. Это ошибочное мнение, связанное с наблюдениями за животными, детёныши которых появляются на свет уже почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки).

 

Критический период, также называемый «чувствительный возраст», для цыплят и гусят длится всего один день. При этом у утят[Cколько длится, тоже один день?] наиболее чувствительным был период начиная с 13–16 часов после появления на свет.

 

У тех видов, детёныши которых появляются на свет в беспомощном состоянии (собаки, кошки, воробьи, голуби, кенгуру и особенно у приматов), критический возраст сильно растянут и отодвинут на более поздние сроки. Слабые и беспомощные, подчас слепые новорождённые этих видов длительное время нуждаются в тесном контакте с матерью. Они не в состоянии самостоятельно существовать в естественных условиях, различные фазы запечатления растянуты иногда на годы (вплоть до возраста полового созревания)[источник не указан 1175 дней][имеется в виду именно механизм запечатления, длительностью до полового созревания?].

 

К поздним формам запечатления относится запечатление матери на детёныша, например у коз. Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Достаточно отлучить мать от козлёнка на два часа, и она может не признать его и отказаться его кормить. Коза руководствуется, главным образом, запахом детёныша[где указано, что это главный способ?]. Запечатление она получает также через вомероназальный орган, облизывая и обнюхивая новорожденного. Чувствительный период в этом случае очень ограничен во времени.

 

Известно о том, что у птенцов птиц[стиль!] запечатление начинается и может осуществиться ещё до рождения, когда зародыш ещё находится в яйце. Например, у крякв (вид уток) самка во время насиживания яиц издает характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась их крякающая мать. Утята, выведенные в инкубаторе, не способны от природы узнать зов утки, и не следуют на утиное кряканье самки.[источник не указан 1175 дней] Примечание: у инкубаторских птенцов данный рефлекс не вырабатывается в одном случае — если они выращиваются обособленно друг от друга и у них не работают голосовые связки. В противном случае происходит перекрёстное запечатление — от матери, от соседей, от самого себя (опыт Дж. Готтлиба).

 

В американской психологии Е. Хесс сформулировал эмпирический «закон усилия»: сила запечатления возрастает по логарифмическому закону от количества усилий, затраченных животным в период запечатления.

 

Запечатление у человека[править | править вики-текст]

Нейролог и психолог Тимоти Лири выделил четыре главных запечатления у человека: оральный, территориально-эмоциональный, cемантический или вербальный, и социополовой.[1]

 

Половое запечатление[править | править вики-текст]

В книге «Выбор полового партнера» Д. Майнарди показал, что запечатление определяет развитие внутривидового полового влечения. Он пишет: «С той поры и по сегодняшний день было изучено множество случаев, поясняющих, каким образом даже при наличии полиморфизма животные находят себе пару, руководствуясь навыками, полученными в раннем возрасте. Это касается птиц, млекопитающих, рыб, а возможно, и насекомых».

 

Половое запечатление у животных[править | править вики-текст]

Половое запечатление (англ. sexual imprinting) — процесс, в котором молодое животное определяет характеристики подходящего полового партнёра. Например, самец зебровой амадины (Taeniopygia guttata) выбирает внешность самки, как партнёра, нежели полового партнёра, подобного самому себе[уточнить]. А самец или самка хищной птицы, выращенной человеком (сразу с момента появления птенца из яйца), будет в дальнейшем пытаться спариваться только[источник не указан 1175 дней] с людьми.

 

Запечатление и половое поведение человека[править | править вики-текст]

Запечатление, в отличие от условного рефлекса, отвечает за быстрое образование чрезвычайно устойчивых следов в психике, иногда даже после однократного переживания.

 

Если определённый раздражитель подействует в критические моменты формирования личности, он легко запечатлевается в психике, приобретая необычайную яркость и стойкость по сравнению с другими раздражителями. Это запечатление в дальнейшем сильно определяет поведение человека в тех или иных ситуациях. Сексуальное запечатление относительно неодушевленных объектов — одно из популярных объяснений фетишизма.

 

Эффект десенсибилизации по Вестермарку[править | править вики-текст]

Противоположным вариантом полового запечатления является т. н. десенсибилизирующий эффект Вестермарка, открытый антропологом Эдвардом Вестермарком — лица разного пола, воспитывавшиеся вместе в первые годы жизни, (в норме) чаще всего и в дальнейшем не испытывают сексуального влечения друг к другу.

 

Вестермарк против Фрейда[править | править вики-текст]

З. Фрейд полагал, что члены одной семьи имеют естественное сексуальное влечение друг к другу, что заставляет общество налагать табу на инцест, а Вестермарк исходит из противоположной точки зрения, что табу возникает естественно и самопроизвольно, как компонент эпигенетического восприятия. Независимые исследования подтверждают наблюдения и интерпретацию Вестермарка,[источник не указан 1949 дней] однако многие психоаналитики продолжают поддерживать концепцию Фрейда.

 

Механизмы запечатления[править | править вики-текст]

Существует теория, согласно которой в нервной системе имеется так называемый врождённый механизм высвобождения. Чтобы привести его в действие, необходимы рецепторные раздражители (зрительные, обонятельные, тактильные или иные), индивидуальные для каждого вида животных и запрограммированные генетически. По сути запечатление является переходной формой между инстинктом и условным рефлексом.[источник не указан 1674 дня] В монографии Г. Хорна[2] приводятся результаты экспериментов по определению отдела мозга, который отвечает за запечатление. Животному вводили вещество, меченое радиоактивным изотопом и на радиографах отслеживали это вещество в РНК. Также существует и другой метод: в организм вводится 2-дезоксиглюкоза и по накоплению её в организме определяется активность. Оба метода доказали, что медио-вентральный гиперстриатум — именно та область, которая отвечает за формирование запечатления.

Индивид (лат. individuum — неделимое)

 

Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.).

Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (см. Высшие психические функции; Сознание).

Оба значения термина "Индивид" взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики И.: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения И. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений И. к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности.

 

Активность Индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий. А.Г. Асмолов.

 

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

 

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

 

Оксфордский толковый словарь по психологии

Индивид - психология в том или ином виде занимается изучением существ, которые ведут себя, действуют, думают, испытывают эмоции, и все это – в контексте некоторого социального и физического окружения. Когда такое существо является представителем вида Homo sapiens, для его обозначения используется термин индивид.

 

предметная область термина

ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ (Individ; Individual) - единичное, ни на кого не похожее существо. Отличается от существа коллективного.

"Психологический индивид отличается своеобразной и, в известном отношении, уникальной, неповторяемой психологией. Своеобразие индивидуальной психики проявляется не столько в ее элементах, сколько в ее сложных образованиях. Психологический индивид или его индивидуальность существует бессознательно априори - сознательно же он существует лишь постольку, поскольку налицо имеется сознательное отличие от других индивидов. Вместе с физической индивидуальностью дана, как коррелят, и индивидуальность психическая, но, как уже сказано, - сначала бессознательно. Необходим сознательный процесс дифференциации, необходима индивидуация для того, чтобы сделать индивидуальность сознательной, чтобы извлечь ее из тождества с объектом. Тождество индивидуальности с объектом совпадает с ее бессознательностью. Если индивидуальность бессознательна, то нет и психологического индивида, а есть только коллективная психология сознания. В таком случае бессознательная индивидуальность является тождественной с объектом, проецированной на объект. Вследствие этого объект получает слишком большое значение и действует слишком сильно в смысле детерминирования".

 

Индивидуальная точка зрения отнюдь не предполагает обязательного противоречия коллективным нормам, она лишь иначе ориентирована. "Собственно говоря, индивидуальное может и совсем не противостоять коллективной норме, потому что ее противоположностью могла бы быть лишь противоположная норма. А индивидуальный путь, по определению, не может быть нормой. Норма возникает из совокупности индивидуальных путей и только тогда имеет право на существование и жизнеобразующее действие, когда вообще налицо имеются индивидуальные пути, время от времени обращающиеся к норме за ориентированием".

 

Юнг считал, что выживание индивида внутри группы зависит не только от его психологического самопонимания, но также и от личностного переживания более высшей истины.

 

"Индивид никогда и нигде не найдет реального оправдания для своего существования и своей собственной духовной и моральной автономии, кроме как в потустороннем принципе, способном сделать относительным сверхмощное влияние внешних факторов Для этого ему необходимо свидетельство внутреннего трансцендентного опыта, который лишь один может защитить его от противоположного неизбежного погружения в массу. Сопротивление организованной массе может быть эффективным только со стороны такого человека, который столь же хорошо организован в своей индивидуальности, как и сама масса" (CW 10, par. 511, 540; АППН, с. 142; ПП, с. 237).

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) - неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие Индивидуальность используется в психологии при описании 2 явлений.

 

При анализе индивидуально-психологических различий индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид - личность - И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б.Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. - «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Оллпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого. В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В.С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М.С. Егорова)

 

Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. - М.-Л., 1948; Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. - М., 1957; Мухина В.С. Близнецы. - М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

 

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (см. Восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений И.

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что "индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают" (А.Г. Асмолов).

 

В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:

 

индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)

иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см. интегральная индивидуальность).

Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.

Интерес (англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. Интерес (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

 

Итерес классифицируются по содержанию, т.е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т.е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. Интерес занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность. (А.Б. Орлов)

 

Добавление ред.: А. Ребер в своем «Словаре психологии» (1995) честно признается в невозможности дать полноценное определение слову «И.», которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое теоретическое значение. Некоторые авторы трактуют Интерес как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных) эмоций, имеющих, помимо прочего, и мотивационное значение. И. описывается в таких терминах как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности.

 

Л.С. Выготский трактовал Интерес как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: «И. предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе». Интерес - это «высшие культурные потребности», являющиеся движущими силами поведения. В «Психологическом словаре» (1931) Б.Е. Варшавы и Л.С. Выготского И. определяется как «эмоционально окрашенная установка, направленность на к.-л. деятельность или на к.-л. объект, вызванная положительным отношением к предмету».

 

Само слово «Интерес», хотя и имеет лат. основу, но к классическому лат. языку не принадлежит; оно появилось в капиталистическую эпоху как технический, специальный (а именно бухгалтерский) термин, означавший ожидаемый доход (выгоду) от каких-то затрат. (Б. М.)

 

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

 

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

 

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

 

Оксфордский толковый словарь по психологии

Интерес - один из тех терминов, которые оставались незамеченными в профессиональном словаре психологии, особенно педагогической психологии. Его значение очень свободное, и в то или иное время этот термин употреблялся для обозначения всех следующих понятий: внимание, любопытство, мотивация, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность и желание. Большинство авторов просто следуют своей интуиции при его использовании; его сложно употребить неправильно.

 

предметная область термина

ВНЕШНИЙ ИНТЕРЕС - интерес к объекту или действию, который происходит из связи этого объекта с другими внешними факторами; например, обучение живописи из-за престижа или дохода, получаемого от этого умения. Ср. с присущим интересом.

 

ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЕС - интерес к объекту или действию, который происходит из желательности этого объекта или действия "для собственного блага", например, интерес к тому, чтобы научиться рисовать просто для эстетического удовольствия. Противопоставляется внешнему интересу.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС (social interest) Gemeinschaftsgefuhl, или С. и., - одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства чел. по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в соц. контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом. С. и. проявляется в различных формах. Одной из них является готовность чел. к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая - это склонность чел. давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного чел. к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого чел. быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, к-рые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с др. людьми и сотрудничать с ними. См. также Адлерианская психология, Альтруизм, Эмпатия, Просоциальное поведение Ф. Д. Келли

 

ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И СОБСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС (rewards and intrinsic interest) - обычно предполагают, что В. за выполнение задачи повышает будущую мотивацию и интерес к такой деятельности. Это предположение поддерживается рез-тами многочисленных исслед. Однако недавние исслед. показали, что иногда возникает противоположный эффект: при нек-рых условиях внешние В. за выполнение деятельности, к-рая сама по себе ("внутренне") интересна субъекту, подрывают последующий интерес к задаче. Одно из объяснений такого разрушающего эффекта В. называют гипотезой "сверхоправдания" (overjustification): если за выполнение изначально привлекательной задачи предлагается и дается к.-л. внешнее вознаграждение, эта деятельность воспринимается чел. как излишне оправдываемая, потому что В. за нее, вообще говоря, не требуется, на основании чего он делает вывод, что занятие данной деятельностью "по существу мотивировалось сложившейся внешней ситуацией, а не каким-то внутренним интересом к самой деятельности". Влияющие условия В. в целом не снижают мотивацию. Эффект подрыва мотивации возникает лишь при наличии определенных условий. Уровень интереса В исслед. показано, что В. могут снижать высокий первоначальный уровень собственного интереса, но если задача вызывает меньший первоначальный интерес, В. повышают мотивацию. Факторы вознаграждения В. не всегда подрывают высокий собственный интерес. Важным фактором при этом оказывается тип В. Словесная похвала за выполнение задачи не только не снижает, но может повышать мотивацию, тогда как более конкретные или материальные В., такие как конфета или деньги, приводят к разрушению интереса.

 

Эти различные эффекты В. обычно интерпретировались в рамках теорий восприятия субъектами

 

личной компетентности и

источника контроля собственного поведения.

Похвала свидетельствует о компетентности субъекта в выполнении задачи и тем самым может усиливать мотивацию; материальные В. представляют очевидное свидетельство того, что поведение субъекта контролируется сторонними силами, и этот недостаток "личного контроля" может оказывать подавляющий эффект на интерес к выполнению задачи. Тж важными оказываются два др. фактора В.

 

Во-первых, снижение собственного интереса происходит тогда, когда В. даются в зависимости от выполнения целевой деятельности и не происходят в условиях отсутствия связи между В. и выполнением задачи.

Во-вторых, внутренняя мотивация разрушается с большей вероятностью, если В. слишком выделяется, т. е, когда на нем фокусируется внимание субъекта.

Теории Для разрушающего эффекта В. приводилось множество объяснений, но лишь нек-рые нашли свое подтверждение в исслед. Среди наиболее широко принятых теорий можно упомянуть те, к-рые подчеркивают опосредующую роль когнитивных процессов в разрушающем эффекте, в частности, атрибутивных процессов. В основе атрибутивных теорий (к к-рым относится и гипотеза сверхоправдания) лежит предположение о том, что разрушающий эффект является рез-том сложных когнитивных умозаключений, включающих в себя оценку субъектом внутренних и внешних причин занятия целевой деятельностью.

 

Приложения Актуальность разрушающего воздействия В. на мотивацию в практ. сфере деятельности представляется очевидной, и обсуждение его в литературе фокусируется в основном на трудовой и учеб. деятельности, а тж на процедуре В., получившей название "жетонной системы", предусматривающей В. желательного поведения жетонами, к-рые в дальнейшем можно обменивать на понравившиеся товары или виды активности. Однако его проявление в условиях повседневной действительности осложнено множеством переменных, к-рые еще требуется изучить. Так, в одном из исслед. обнаружилось, что В. снижают мотивацию только в том случае, если существует некая норма не давать В. Для определения того, как освободиться от отрицательных эффектов В. и как лучше всего применять его в целях побуждения к эффективному поведению, необходимы дальнейшие исслед. См. также Мотивация, Теория реактивного сопротивления, Вознаграждения Э.П. Серафино.

Изменённые состояния сознания (ИСС) — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями (классическое определение А. Людвига)[1]. Кратковременные переживания ИСС являются характерным свойством сознания и психики здоровых людей[2]. Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии[3].

 

Изучение изменённых состояний сознания является важным направлением междисциплинарной области исследований сознания[3]. В частности, исследованиями ИСС занимаются представители общей и социальной психологии, психологии личности, нейропсихологии; также эта проблематика разрабатывается в психиатрии, антропологии, клинической и трансперсональной психологии.

История исследований ИСС[править | править вики-текст]

ИСС как подкатегория состояний сознания[править | править вики-текст]

Изменённые состояния сознания являются частным случаем такого общего социального, культурно-исторического и, в частности, психофизиологического феномена, как состояния сознания; по определению Ч. Тарта, состояния сознания — это в общем качественные изменения общего паттерна субъективного (психического) функционирования[4]. Другим подвидом состояний сознания являются так называемые «нормальные», или «обычные», состояния сознания (включающие три широких, естественных состояния сознания — бодрствование, сновидение и глубокий сон). Также выделяются состояния — гипноз[3], транс, активное сознание[5].

 

Согласно У. Джеймсу, состояние сознания есть «совокупность мысленных объектов»[6].

 

Согласно В. Н. Мясищеву, психические состояния, в том числе и ИСС, имеют промежуточное положение в феноменологии психических явлений и расположены между более динамичными психическими процессами и относительно стабильными свойствами личности. Они выступают фоном психической деятельности и отражают особенности личности и характера, а также соматический статус человека[7].

 

Систематические исследования ИСС[править | править вики-текст]

Систематические научные исследования ИСС начались с работ немецкого психолога А. Людвига, который первым разработал модель ИСС, основанную на модульной структуре состояний сознания[8]. Согласно его определению, которое стало классическим, ИСС представляют собой «любые психические состояния, индуцированные физиологическими, психологичесикими или фармакологическими событиями или агентами различной природы, которые распознаются самим субъектом или внешними наблюдателями, и представлены существенными отклонениями в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определённых генерализованных для данного субъекта норм в состоянии активного бодрствования»[9]. Основываясь на исследованиях А. Людвига, французский антрополог Э. Бургиньон определяет ИСС, как «состояния, в которых изменяются ощущения, восприятия, эмоции и когнитивная сфера»[10].

 

В современной психологии разрабатывается целый ряд моделей, описывающих ИСС[11]:

 

дискретные (Тарт Ч.),

континуальные (непрерывные) (Мартиндэйл К.),

дискретно-континуальные (смежные) (Диттрих А.).

Согласно Ч. Тарту, ИСС — это новая по отношению к базисному состоянию (например, обычному бодрствованию) психическая система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной, совокупностью психологических функций, которые обеспечивают её стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определённой перемене внешних условий[8].

 

В соответствие со взглядами К. Мартиндэйла, в его теории непрерывных (континуальных) состояний сознания, при переходе к ИСС, по мере постепенной регресии сознания, происходящей при действии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков, и ИСС непрерывно переходят одно в другое.[12]

 

В своей теории смежных состояний сознания, А. Диттрих, с опорой на работы В. Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого — бодрствующее сознание, на окружности — бессознательное, а внутри круга — переходные структуры сознания, качественно различающиеся на различных радиусах, но сравниваемые друг с другом, за счёт их равноудалённости от центра, описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчётливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях. В свою очередь, каждое из различных обычных состояний сознания (ОСС) является центром своего собственного круга по модели В. Вундта, внутри которого располагаются ИСС, выражающие градации исходного базового состояния. Таким образом, согласно модели А. Диттриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют различные закономерности, но и вместе с тем, в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой.[13]

 

ИСС активно исследуются в трансперсональной психологии, в рамках которой утверждается, что изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания и расширить границы традиционного понимания личности. Исследователями в этой области предложен ряд моделей психики, в рамках которых разработаны классификации, систематизирующие и описывающие необычные переживания личности в ИСС. Наиболее известными являются:

 

Спектр сознания К. Уилбера

Модель холодвижения Д. Бома

Модель личности Р. Уолша и Ф. Воган

В рамках трансперсональной психологии утверждается, что само погружение в ИСС приводит к спонтанным и самопроизвольным достижениям в интеграции личности[11].

 

Согласно А. В. Россохину под ИСС следует понимать «состояния, в которых происходят трансформации семантических пространств субъекта, изменения формы категоризации, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к новым способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний»[14].

 

Согласно О. В. Гордеевой, ИСС — это способы организации душевной жизни человека[15]; это функциональный орган деятельности человека, функциональная система, которую человек выстраивает сам (или ему помогает в этом общество) для достижения определенной цели.[16] Структура, содержание, формы, функции ИСС определяются существующими у человека соответствующими представлениями об ИСС — моделями ИСС, которые имеют эксплицитный или имплицитный характер. Психологическими носителями таких моделей выступают установки, эмоциональные отношения, знания, ожидания в отношении данных состояний.[15]

 

Известный отечественный психолог В. А. Петровский предложил различать ясное и изменённое состояния сознания (а также ясное и изменённое состояния самосознания). Критерием ясного сознания, с его точки зрения, является обратимость саморефлексии, «след в след» сопровождающей действия человека и динамику его психических состояний (человек при этом может вернуться назад, и вновь пройти пройденное). ИСС характеризуется необратимостью саморефлексии, то есть человек не может «вернуться в прошлое», с тем, чтобы пройти путь заново.[17]

 

Согласно кросс-культурным исследованиям Эрики Бургиньон, «изменённые состояния сознания… используются во всех человеческих обществах. Они известны во множестве различных форм и интегрированы в разнообразные культурные модели, играют разные роли, используются во множестве различных контекстов и снабжены огромной массой значений. […] они представляют характерные типы реакций на определённые изменения в сенсорных, перцептивных, когнитивных, мотивационных и аффективных отношениях между людьми и их опытом — типы реакций, которые в значительной степени являются культурно смоделированными»[18].

 

Критерии возникновения ИСС[править | править вики-текст]

Согласно исследованиям В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко и А. В. Россохина, к критериям возникновения ИСС относятся:[19]

 

Переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов.

Изменение эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта, сопровождающие переход к новым формам категоризации.

Изменения процессов самосознания, рефлексии и внутреннего диалога.

Присутствие во внешнем диалоге фрагментов внутреннего диалога.

Изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полное их забвение, обусловленное трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в изменённых состояниях на «язык» социально-нормативных форм категоризации (например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения во время рассказа о нём в бодрствующем состоянии сознания).

Согласно исследованиям Арнольда Людвига, к основным характеристикам ИСС относятся следующие 10 доминаторов или черт:

 

Субъективное ощущение нарушения мышления (проявляется в изменении концентрации внимания, нарушении мнемических процессов или сложности в вынесении суждений).

Изменение в субъективном ощущении течения времени.

Потеря контроля и страх утраты эго-идентичности (диссоциативные нарушения).

Изменения в эмоциональной сфере по мере снижения сознательного контроля, проявляются как: 1) регресс к более примитивным эмоциям; 2) биполярные аффективные расстройства; 3) эмоциональная лабильность; 4) трудность в выражении эмоций (шизотимия).

Изменение схемы тела (проприорецепция — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга), включающая в себя явления деперсонализации и дереализации.

Искажения в восприятии, представляющие собой иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временно обострения остроты восприятия, преимущественно визуального.

Изменение системы значений и ценностей.

Трудности в вербализации переживаний ИСС (ineffability).

Чувство обновления, возникающее в ряде состояний и при выходе из них (психоделические состояния, гипноз, деперсонализация и др.).

Снижение порога внушаемости, включающая невозможность критической оценки речевых сообщений и инструкций, воспринимаемых субъектом; тенденция искажать или неверно интерпретировать различные стимулы на основе личностных установок и страхов.

Чарльз Тарт, изучая ИСС, вызванные наркотиками, разработал модель факторов, участвующих в формировании ИСС, некоторых из которых человек может усиливать, а некоторые тормозить:[16]

 

наркотические факторы — физиологическое воздействие наркотика, определяющее характер возникающего при употреблении наркотика состояния.

ненаркотические факторы:

долговременные:

культурная среда, формирующая обычные состояния сознания и ожидания относительно действия наркотика;

структура личности субъекта;

физиологические особенности человека, создающие определенную предрасположенность к воздействию наркотика;

непосредственные:

настроение человека;

ожидания;

совпадение или несовпадение этих ожиданий с тем, что человек хотел бы испытать.

ситуативные:

социальная обстановка, в которой происходит принятие наркотика;

физические условия и их влияние;

формальные наставления относительно ИСС, полученные субъектом, и его интерпретация этих наставлений;

неявная информация о наркотике, получаемая субъектом от окружающих.

Выделяются три группы гипотез, относительно причин и механизмов индукции ИСС, то есть о природе ИСС:

 

ИСС как функциональные нарушения нервной системы / личностные нарушения

ИСС как система личностных установок, проявляющихся в форме интенсивных экзистенциальных, мистических и религиозных переживаний.

ИСС как продукт когнитивного процесса, и в частности как одна из форм проявления креативности.

Функции ИСС[править | править вики-текст]

Арнольд Людвиг, в отношении отдельного человека, испытывающего ИСС, выделил, по критерию их полезности для человека и общества, в котором он живёт, 2 основных группы функций ИСС[16]:

 

адаптивные функции ИСС:

психотерапевтическая — ИСС помогают поддерживать и улучшать здоровье и самочувствие, могут использоваться для излечения от заболеваний (психических и психосоматических), а также для того, чтобы справляться с болью;

получение нового опыта и новых знаний — пониманий о себе и своих отношений с миром и другими людьми, как источник вдохновения и усиления эстетического восприятия; приобщение личности к культуре сообществ и общества, в которых он живёт;

социальные функции — ИСС обеспечивают групповую сплочённость, включаются в ритуалы инициации, помогают разрешать конфликты между требованиями общества и желаниями конкретного человека.

дезадаптивные функции ИСС — эти состояния используются для ухода от существующей реальности (в таких случаях человек удовлетворяет через эти состояния свои психологические потребности).

Типологии ИСС[править | править вики-текст]

Согласно разработкам Л. И. Спивака и Д. Л. Спивака, изменённые состояния сознания можно типологизировать и подразделить следующим образом[20]:

 

искусственно вызываемые: индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками — галлюциногенные грибы, дурман, марихуана, кактусы пейотль и Сан-Педро, можжевёловый дым, алкоголь, химические препараты) или процедурами (например, сенсорной депривацией, холотропным дыханием);

психотехнически обусловленные: религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, осознанные сновидения, гипнотический транс, медитативные состояния;

спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре, оргазме), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковые переживания в спорте, околосмертный опыт различной этиологии).

Согласно О. В. Гордеевой, ИСС можно подразделить на «высшие» и «низшие», по аналогии с подразделением психических функций у Л. С. Выготского[16][21]:

 

«высшие» — культурно-исторически обусловленные формы ИСС (культура может обуславливать, а порой и жёстко задавать определённый набор ИСС, их структуру, содержание, функции, специфические характеристики, способы вхождения в конкретное ИСС, признаки, по которым человек может идентифицировать данное состояние, способы саморегуляции этого состояния);

«низшие» — «натуральные» состояния, представляющие собой нецеленаправленные, случайные изменения состояния сознания, наступающие в результате дезорганизации «обычного» состояния сознания и характеризующиеся хаосом, отсутствием структуры психической жизни (в частности, установок, ожиданий и целей деятельности), что может быть связано с полным отсутствием опыта — как культурного, так и индивидуального.

Согласно феноменологической социологии Ж.-П. Валла[22], можно выделить следующие типы отношений человеческих сообществ к ИСС:

 

ИСС как нечто привычное и доступное для всех.

ИСС как опыт, переживаемый всеми, но лишь один раз в жизни.

ИСС как достояние специалистов, к которым сообщество обращается за советом и опыт которых использует.

ИСС выступают не только на индивидуальном, но и на социальном уровне, являясь передаточным звеном в распространении профетических учений (мессианство).

ИСС как нечто подозрительное и, возможно, злонамеренное.

ИСС — это плохо, это безумие.

«Высшие», культурно-исторически обусловленные формы ИСС могут способствовать как сохранению социальной системы и социальных структур, так и их изменению[16].

 

Методики исследования ИСС[править | править вики-текст]

В начале 1980-х гг. научным коллективом под руководством А. Диттриха было проведено кросс-культурное исследование изменённых состояний сознания, для чего специально был сконструирован психодиагностический опросник выраженности ИСС, первоначально — на немецком языке, но на английском с названием: Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (1981), который был переведён на основные европейские языки. Факторизация шкал опросника позволила выделить три самостоятельных фактора, описывающих ИСС: первый связан с изменением зрительного восприятия, второй получил название «страх распада личности», а третий — связан с переживанием растворённости в окружающем мире и единении с природой, и был назван «океаническое чувство»[23].

 

Некоторые разновидности ИСС[править | править вики-текст]

В зависимости от теоретической, философской и/или культурной позиции, которую занимают люди в отношении к состояниям сознания, могут быть различены как минимум следующие их разновидности:

 

Бодрствование

Внетелесный переживания

Галлюцинация

Гипнагогические образы

Гипноз

Делирий

Деперсонализация

Депривация сна

Дереализация

Дневные мечты

Истерия

Кома

Мания

Медитация

Обморок

Опьянение

Оргазм

Осознанное сновидение

Паника

Пиковые переживания

Поток сознания

Предобморочное состояние

Психоз

Религиозный опыт

Самадхи

Сексуальное удовольствие

Смерть эго

Сновидение

Сон

Сонный паралич

Страх

Транс

Тревога

Фантазия

Эйфория

Экстаз

Экстрасенсорное восприятие

Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектическом материализме, материалистической диалектике а также ряде близких философских концепций — всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления[1]. Закон сформулирован Ф. Энгельсом в результате интерпретации логики Г. Гегеля и философских работ К. Маркса.

 

Содержание [убрать]

1 История закона

2 Формулировка и содержание закона

3 В синергетике

4 Примеры

4.1 Примеры меры и скачка

5 См. также

6 Примечания

7 Литература

История закона[править | править вики-текст]

Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил[источник не указан 1280 дней] изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

 

Формулировка закона была дана Ф. Энгельсом.

 

Формулировка и содержание закона[править | править вики-текст]

Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры[1].

 

Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.

 

Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности[2]. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть[2]. Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить ее с другой, обладающей тем же свойством[2].

 

Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

 

Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству[2].

 

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

 

Выделяют[источник не указан 1280 дней] следующие виды скачков:

 

по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);

по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);

по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества[3].

 

В синергетике[править | править вики-текст]

Основная статья: Синергетика

В термодинамике неравновесных процессов (И. Пригожин, Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций — критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

 

В теории катастроф (Р. Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

 

Два описанных направления вместе с другими (Г. Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой. Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как о составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику[3].

 

Примеры[править | править вики-текст]

Логика: Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия

Химия: Таблица Менделеева: добавление 1 протона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств

Биология: Принцип олигомеризации гомологичных органов

Примеры меры и скачка[править | править вики-текст]

Мера существования воды в качестве жидкости — интервал от 0 до 100 °С[2]

Мера (как изменение количества, которое не приводит к качественным изменениям):

та доза алкоголя, которая не превращает данного человека из трезвого в пьяного

рост ребенка, не препятствующий ему надевать данные предметы одежды и обуви

Скачок (как переход в новое качество):

из трезвого в пьяного, который больше не способен соображать и двигаться

когда одежда и обувь в определенный момент становятся ребенку малы

Для редактора отдела важно учитывать, что накопление количественных изменений происходит всегда, и, отслеживая их, можно предугадать качественные превращения — то, что в СМИ собственно и называется «событиями»[4].

ОНТРАСТНОСТЬ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ)


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты