Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Виды мышления. 10 страница




Память образная характеризуется преимущественной направленностью на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

Память оперативная. См. П. кратковременная.

Память опосредованная включает в себя П. ассоциативную и логическую.

Память панорамическая (греч. pan — всё, horama — вид, зрелище). Характеризуется быстрым течением насильственных воспоминаний, в которых за короткое время, в ускоренном темпе больной как бы заново переживает продолжительные периоды своей жизни. Наблюдается при височной эпилепсии в сочетании с обонятельными и вкусовыми галлюцинациями и сноподобными состояниями.

Память произвольная. Процесс запоминания осуществляется целенаправленно, при участии активного внимания. Ср.: П. непроизвольная.

Память словесная направлена на запоминание слов. Иногда термин употребляется в смысле доминирования этой модальности П. над другими.

Память слуховая направлена на запоминание звуков (музыки, шумов и т.д.).

Память смысловая. См. П. логическая.

Память эмоциональная. В запоминании того или иного материала важную роль играют чувства, эмоции, аффективная значимость. См. Закон Рибо.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Память - способность к запоминанию, сохранению информации и ее воспроизведению.

Педагогическая психология (англ. educational psychology) - отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.

 

Педагогическая психология возникла во 2-й пол. XIX в. Основоположником рос. Педагогическая психология является К.Д. Ушинский. Большую роль в ее становлении сыграли работы П.Ф. Каптерева, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского и др.

 

До недавнего времени Педагогическая психология изучала г. о. психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы детского и юношеского возраста и начинает изучать психологические проблемы обучения и воспитания на более поздних возрастных этапах. В центре внимания П. п. - процессы усвоения знаний, формирования различных сторон личности уч-ся. Раскрыть закономерности усвоения разных видов социального опыта (интеллектуального, нравственного, эстетического, производственного и др.) - значит понять, как он становится достоянием опыта индивида. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает прежде всего как процесс усвоения (присвоения) опыта, накопленного человечеством. Этот процесс всегда осуществляется с той или иной мерой помощи др. людей, т.е. как обучение и воспитание. В силу этого изучение психологических закономерностей формирования различных сторон человеческой личности в условиях учебно-воспитательной деятельности существенно способствует познанию общих закономерностей становления личности, что является задачей общей психологии. Педагогическая психология имеет также тесную связь с возрастной и социальной психологией, вместе с ними она составляет психологическую основу педагогики и частных методик.

 

Т. о., П. п. развивается как ветвь и фундаментальной, и прикладной психологии. И фундаментальная, и прикладная педагогическая психология делятся, в свою очередь, на 2 части: психологию обучения (или учения) и психологию воспитания. Один из критериев деления - вид социального опыта, подлежащего усвоению.

 

Психология учения, прежде всего, исследует процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу П. п. составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения. Исследования процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественных школ психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик. См. Применение знаний, Проблемное обучение, Программированное обучение, Развивающее обучение, Эвристическая педагогика. О дедуктивном методе обучения см. Дедукция.

 

Учение - это система специальных действий, необходимых уч-ся для прохождения основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, как и любые др.

 

Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей формирования и функционирования учебной деятельности в условиях сложившейся системы обучения. В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в усвоении различных научных понятий уч-ся средней школы. Изучена также роль жизненного опыта уч-ся, речи, характера предъявляемого учебного материала и др. в усвоении знаний.

 

В 1970-х гг. в П. п. все чаще стали использовать др. путь: изучение закономерностей становления знаний и учебной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения (см. Экспериментальное обучение). Прежде всего эти исследования показали, что управление процессом учения существенно меняет ход усвоения знаний и умений; полученные результаты имеют важное значение для нахождения оптимальных путей обучения и выявления условий эффективного умственного развития уч-ся.

 

Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе. Педагогическая психология изучает также зависимость усвоения знаний, умений, навыков, формирование различных свойств личности от индивидуальных особенностей уч-ся.

 

В отечественной П. п. созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных теорий учения наибольшее распространение получила бихевиористическая теория (см. Бихевиоризм, Учение).

 

Педагогическая психология наряду с общепсихологическими методами исследования использует ряд специфических. К их числу относится т.н. генетический метод (см. Экспериментально-генетический метод исследования психического развития). Его особенность состоит в том, что интересующее явление изучается в процессе его формирования, в динамике. Наиболее характерным для П. п. является применение этого метода в естественных условиях учебно-воспитательной практики. Важно подчеркнуть, что при формировании изучаемых явлений должны учитываться закономерности, которыми располагает педагогическая психология. В силу этого Педагогическая психология предъявляет особые требования к генетическому методу (формирующему эксперименту), применяемому также в др. областях психологии. Нашли применение в П. п. моделирование, методы системного анализа и др. Математическое моделирование пока еще не вышло за рамки изучения простейших актов научения, но сфера его применения расширяется. См. также Обучающий эксперимент, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии.

 

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Педагогическая психология - прикладной аспект психологии, разрабатывающей и внедряющей в практику наиболее дифференцированные и эффективные методы обучения в школьных и иных учебных учреждениях, включая специализированные (например, обучающие детей с психическими отклонениями).

Психология педагогическая - отрасль психологии, изучающая закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения, психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует:

 

психологические вопросы целенаправленного формирования деятельности познавательной и общественно значимых качеств личности;

условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;

возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;

взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива;

психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя).

С известной условностью, связанной с реальным единством обучения и воспитания, можно выделить такие разделы психологии педагогической:

 

психология обучения, исследующая закономерности усвоения знаний, умений и навыков;

психология воспитания, изучающая закономерности активного, целенаправленного формирования личности. Позднее выделились психология учителя и исследования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

По сферам применения психологии педагогической выделяются:

 

психология воспитания дошкольного (-> психология дошкольная);

психология обучения и воспитания в возрасте школьном (-> психология школьная) - с разделением на младший, средний и старший школьный возрасты, имеющие свою существенную специфику (-> психология возрастная);

психология образования профессионально-технического;

психология школы высшей.

Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета (или вида деятельности) на другой. Переключение внимания можно назвать своеобразной его перестройкой в связи с изменением задачи познавательной деятельности. Сознательное переключение внимания не надо путать с его отвлекаемостью.

 

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности, а также от личных качеств человека. Например, если предыдущая работа была интересной, а последующая – нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

 

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

 

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека: одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, другие – медленно и с трудом. На переключение внимания также оказывают влияние некоторые заболевания, одно из которых – атеросклероз. Кстати, по способности к переключению внимания мужчины значительно уступают женщинам: около 45 % женщин могут быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, 15 % делают это медленно; у мужчин эти цифры составляют соответственно 18 и 38 %.

 

Различные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, а работа воспитателя, учителя – способности распределять внимание.

дним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с.именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970); это состоялось в 60-е годы нашего столетия. В центре гуманистической психологии—понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

 

Обозначим основные отличия гуманистической психологии от первых двух «сил».

 

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

 

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных Для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

 

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия». насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

 

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т. е. творческая направленность, которая врождена'всем, но-теряется большинством в связи' с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

 

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности;

 

прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

 

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории;

 

ее объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике—психотерапии и педагогике.

 

Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.

 

«Сердце» концепции Маслоу—его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

 

1. Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

 

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

 

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

 

4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

 

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной'состоятельности.

 

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

 

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем, чем возможно; это—потребность в самосовершенствовании,-в реализации своего потенциала. Этот путь труден; он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же — путь к полноценной, внутренне богатой жизни; Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь—также, формы творчества.

 

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, но процесс!) немногие—менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности (вспомните аналогичные идеи «гуманистического психоанализа» Э. Фромма). Равным образом это относится к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

 

В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

 

Человек же, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность») оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма;

 

он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.

д. (Кстати, одним из примеров самоактуализирующейся личности А, Маслоу считал уже известного вам гещтельтпсихолога Макса Вертгеймера, с которым познакомился после его эмиграции в США). Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает ДРУГИХ, принимает природу, неконвенционален (т. е. незвисим от условностей), прост и демократичен, обладает чувством юмора (причем философского плана), склонен к переживанию «пиковых чувств» типа вдохновения и т. д;

 

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно—а значит, быть собой—в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

 

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в основном среди практиков—терапевтов и педагогов)—Карла Роджерса (1902—1987). Для него, однако, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

 

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции — они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия—есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

 

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п.—результат страха и психологической защиты; задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

 

Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления)—причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

 

Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура «Я», т. е. самосознание.

 

Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с формированием «Я» у ребенка возникает по-гребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок будет руководствоваться теперь не тем, что соответствует актуализирующей тенденции, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возни-.кать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые несоответствуют «пришедшим извне» идеалам. «Я-концепция», (т. е, представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

 

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгруэнтность»; это означает—на уровне проявлений—тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью «внешних ориентиров»—они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам—религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., т. к. неконгруэнтность свойственна человеку любого возраста и социального положения. Однако конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

 

Возможно ли развитие на основе самоактуализацни, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс — безусловное позитивное отношение к ребенку, «безусловное принятие»; ребенок должен знать,. что он любим, независимо от того, что он делает; тогда s потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, «полностью функционирующим».

 

 

Как практик, Роджерс предложил- ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение прежде всего в индивидуальной и групповой психотерапии. Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как «недирективную», что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера—атмосфера безусловного принятия. В дальнейшем Роджерс обозначил свою терапию как «терапию, центрированную на клиенте»; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы, но и открытость самого терапевта, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление этого понимания, т. е. важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта. Наконец, Роджерс развивал «личностно-центрированную» терапию, принципы которой (главное внимание—личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку стать «полностью функционирующей личностью». Свойства же полностью функционирующей личности в понимании Роджерса во многом напоминают свойства ребенка, что естественно — человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до переориентации на условия получения одобрения.

 

Близка к гуманистической психологии (хотя во многом основывается и на психоанализе) позиция Виктора Франкла (род. в 1905 г.), основателя 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Его подход носит название «логотерапия», т. е. терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Таким образом Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм по сути отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) или воле к власти (ранний Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагопо-лучие. По Франклу, этот вопрос естествен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» — к другому человеку или к смыслу; смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических; психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

 

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (они же— методы терапии): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции. Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием». (Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мыслей о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов). Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; при этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора—Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

 

Направление, развиваемое. В. Франклом, как и гуманистическую психологию или гештальттерапию, трудно назвать теорией в строгом смысле этого слова. Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться—иногда до святости, если сохраняется смысл жизни.

Познание – процесс отражения действительности в психике индивида, результатом которого является новое знание индивида об окружающем мире и о самом себе.

 

Наука, исследующая закономерности процесса познания, – психология познавательных процессов, когнитивная психология.

 

Познавательная деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру психических процессов ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, эмоций, внимания, воображения, сознания, речи, воли.

 

Ощущение

Извне, из окружающей среды, и изнутри, из собственного организма человека, на его органы чувств воздействует в виде различных раздражителей информация – любое проявление того, что составляет объективно существующий внешний и внутренний мир индивида.

 

На первоначальном, допсихическом, сенсорном этапе нервного возбуждения внешние и внутренние раздражители (зрительные, слуховые и т.д.) воздействуют на органы чувств (рецепторы), которые преобразуют эти воздействия в нервные сигналы. Эти сигналы поступают по нервным проводящим волокнам в определенные области коры полушарий головного мозга и отражаются в них в форме отдельных ощущений – зрительных, слуховых, кожных, обонятельных, осязательных, вкусовых, интероцептивных (ощущения о внутреннем состоянии организма), кинестетических (ощущения состояния тела).

 

Ощущение – отражение отдельных свойств, качеств, сторон объектов, явлений, процессов, воздействующих на органы чувств в данный момент.

 

Восприятие

На следующем, собственно психическом этапе процесса познания, психический механизм восприятия через аналитико-синтетические процессы распознавания, идентификации чувственных ощущений формирует целостное, чувственное, эмпирическое отражение объектов, явлений, процессов объективного внешнего мира путем :

 

· выделения из ощущений существенных свойств, признаков объектов, явлений и процессов;

 

· формирования чувственных, целостных, субъективных образов этих объектов, явлений и процессов – представлений.

 

Субъективность восприятия (апперцепция) определяется тем, что одну и ту же информацию люди воспринимают поразному, субъективно, в зависимости от психического состояния, опыта, мировоззрения.

 

Это уже элементы знания, но знания конкретного, единичного, чувственного, эмпирического, которое еще не раскрывает сущности, причинно-следственных связей познаваемого явления, объекта, процесса.

 

Это чувственный уровень познания.

 

Для чувственного уровня познания характерны следующие функциональные особенности:

 

· быстротечность психических процессов от восприятия до запоминания;

 

· возможная высокая устойчивость запоминания, особенно при наличии мощного эмоционального, мотивационного воздействия, распределенного запоминания (реклама);

 

· отсутствие каких-либо особых требований к интеллектуальному уровню развития индивида;

 

· отсутствие каких-либо особых требований к внешним условиям протекания познавательного процесса;

 

· отсутствие потребности в помощи со стороны для успешного протекания познавательного процесса.

 

Мышление

Главное в познавательном процессе – раскрыть то, что находится за внешней, видимой оболочкой изучаемых объектов, явлений и процессов, теоретически овладеть представлением о них, раскрыть их сущность, познать их закономерности, то есть заключенные в них причины и следствия, сформулировать научные понятия.

 

Доведение низших форм знания – представлений – до высшего, понятийного уровня и формулирование самих понятий о сущности объектов, явлений, процессов – продукт деятельности мышления, второго, высшего уровня психического процесса познания.

 

Мышление оперирует не с самими изучаемыми предметами и явлениями, а с их воспринятыми образами – представлениями. Именно мыслительная переработка и обобщение представлений и составляет сущность абстрагирования, осмысления познаваемых объектов, явлений и процессов.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты