КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Натуры людей и типы призываемыхЛюди отличаются друг от друга по своей натуре, различаются по своим познаниям, эрудиции, уму, темпераменту, ощущениям, равно как и по наклонностям и ориентации, что требует от знающего и призывающего найти подход, более того, соответствующие подходы к этим различным душам и разнящимся между собой умам. Да, среди них есть быстро впадающие в гнев и спокойные, образованные и неграмотные, люди с положением и без оного. Более того, известно высказывание Али, , в котором он характеризует сердца — все сердца — как дикие: «Сердца — дикие, кто их приручит, к тому они и придут». Али, , представляет их как бы в виде диких верховых животных, которым в силу их природы чужда любовь к другим. И это проявляется, а Аллах лучше знает, там, где дело касается советов и указаний. Видел ли ты того, кто был бы доволен, когда ты указываешь кому-нибудь на его невежество, незнание, плохое поведение. Человек всегда очень серьёзно воспринимает это, и поэтому ты видишь, как человек гневается, если ему указывают на ошибки, и рьяно борется с истиной, познакомившись с ней, опасаясь, что его невежество откроется. В нашем случае эти дикие животные убегают, если ты приближаешься к ним. Более того, стремясь защитить себя, они могут напасть и причинить боль, но тот, кто обнаруживает мудрость и проницательность, укрощая зверей, тот преуспеет, с помощью Аллаха, в наставлении людей на правильный путь. Удачливым укротителем становится тот, кто стремится затронуть добрую струну в душах людей и быть несколько снисходительным к их ошибкам и глупостям, а также внимательным — не нарочито — к их заботам и нуждам. И когда он добирается до источника добра в их душах, люди одаривают его своей любовью и доверием. Определённое великодушие, знание натуры людей гарантируют достижение позитивных результатов у них в объёме, о котором многие и не догадываются. К этому же имеет отношение и учёт усвоения призываемым и его сообразительности. Ему не следует давать то, что не усваивает его разум и вызывает у него неприятие, отторжение, идейную путаницу или обрекает его на погружение во мрак искушений. По этому поводу Ибн Мас‘уд, , говорит: «Если ты станешь обращаться к людям с такими словами, которые будут недоступны их разуму, часть из них обязательно поддастся искушению.» Али, , говорит: «Рассказывайте людям так, чтобы им было понятно — вы же не хотите, чтобы они не верили словам Аллаха и его посланника!»
|