КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доброе слово.Если призывающий хорошо владеет речью и обладает правильным произношением, то тем самым ему дарована огромная часть мудрости. Аллах, Всемогущий и Великий говорит: «И говорите людям приятное». (Сура «Корова», аят 83) Тальха бин Омар говорит: “Я сказал ‘Ата: «Ты человек, у которого собираются люди с различными прихотями, а я резкий человек и. могу сказать им что-нибудь резкое». И он ответил: «Не делай этого. Аллах Всевышний сказал: “И говорите людям приятное”», — и добавил: «Этот аят включает в себя иудеев и христиан. Так что же тогда говорить об истинных мусульманах!»” Комментируя этот аят, аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, приводит хадис со слов Аиши, которая поведала, что пророк, , сказал: «О Аиша, не делай ничего непристойного. Если бы непристойность была человеком, то это был бы плохой человек». В своём комментарии аль-Куртуби отмечает: «Это — побуждение придерживаться благонравия. Нужно, чтобы речь у человека была мягкой, лицо — приветливым и открытым, независимо от того, общается ли он с добропорядочным или распутным человеком, близким или чужим. И со всеми ему следует разговаривать без лести, не прибегая к словам, которые, как он думает, могли бы соответствовать мазхабу собеседника». Речь хороша и пронизана мудростью в зависимости от того, насколько она конкретна и не отягощена излишествами, а её течение определяется биением живого сердца и искренними помыслами души. Речь хороша, когда она умеренна по своей продолжительности — не очень краткая, что может помешать её понять, и не слишком длинная, способная наскучить. Именно такими были проповеди пророка, , как об этом говорится в достоверном хадисе, который приводит Муслим со слов Джабира бин Самуры, . Вдумайтесь в этот спокойный диалог, в доброе слово, в добрый спор. Перед нами Хусайн аль-Хуза‘и — отец Имрана. Курейшиты, которые возвеличивали и превозносили его, обратились к нему, чтобы он поговорил с Мухаммадом, , о их богах, которых Мухаммад, поминая, поносил. Хусайн пришёл с курейшитами, которые сели вблизи двери пророка, , и вошёл в дверь. Когда пророк, , увидел его, он сказал: «Дайте пройти шейху!» И Хусайн сказал: — Как понимать то, что дошло до нас? Ты хулишь наших богов. — О Хусайн! Скольким богам ты поклоняешься? — Семерым на земле и одному на небе. — А если тебя постигло несчастье, кого ты призываешь? — Того, кто на небесах. — А если ты лишился средств, кого призываешь? — Того, кто на небесах. — Он Один внимает тебе, а ты уподобляешь Его другим? О Хусайн! Прими ислам и ты спасёшь себя! И он принял ислам, после чего к нему подошёл его сын Имран и поцеловал его голову, руки и ноги. Когда Хусайн захотел уйти, посланник Аллаха, , сказал: «Проводите его до дома!» Удивительно: он вошёл богохульником, злым, помышляющим о мести, а вышел искренним мусульманином! О, если бы знать, как обошлись курейшиты со своим ставленником и знаменитостью! Сюда же относится располагающая к себе речь, затрагивающая самые тонкие человеческие струны и узы родства, и высказывания, полные нежности и сострадания. Так, Ибрагим, мир ему, обращается к своему отцу со словами, полными сострадания: ««Зачем ты, отче, поклоняешься тому, кто не слышит и не видит и не избавит тебя от какой-либо [беды]? Поистине, отче, даровано мне знание, коего нет у тебя; следуй же за мной, и я поведу тебя по прямому правильному пути. Отче, не поклоняйся шайтану, ибо шайтан ослушался Милостивого! О отче, поистине, я боюсь, что тебя постигнет наказание Милостивого и что ты станешь подручным шайтана!» [Отец] сказал: “Неужели ты отвергаешь моих богов, Ибрагим? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями! Оставь же меня на некоторое время!” [Ибрагим] ответил: «Мир тебе! Я буду просить Господа моего ниспослать тебе прощение, так как Он милостив» (Сура «Марйам», аяты 42 - 47)
Каждый пророк говорил своим сородичам: «О, мои соплеменники!», — напоминая об узах родства, о любви и жалости к ним. И Мухаммад, , говорит западающие в душу слова своим соплеменникам о призыве своего Господа: «Предводитель не обманывает своих. Клянусь Аллахом, если бы я лгал всем, то вам бы я не лгал. И если бы я обманывал всех, то вас бы не обманывал».
|