Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Средства композиции




3.1 Композиционный прием

 

В начальной фазе разработки проекта обычно перебирают множество вариантов и чтобы сократить путь поиска, необходимо с самого начала выявить идею композиции – тот прием, который будет затем последовательно развит различными композиционными средствами. Как только начинает проясняться схема компоновки сложного механизма, появляется возможность в общем виде наметить и его композиционную схему.

Композиционный прием определяет стратегию творческого поиска, сам во многом определяясь особенностями объекта художественного конструирования, тем, какую свободу действий дает он дизайнеру. Многооперационный металлообрабатывающий станок в этом случае несравним с легковым автомобилем, у которого форма значительно менее обусловлена. Своеобразие композиционного приема как средства композиции заключается в том, что он как бы синтезирует в себе другие средства композиции: в одних случаях контраст и ритм, в других – особенности пропорций и масштаба, в третьих – отточенную нюансированную формы и т.д.

3.2 Пропорции и масштаб

 

Размерные отношения элементов формы изделий являются той основой, на которой строится вся композиция. Поэтому пропорции являются одним из наиболее важных средств композиции. Сегодня необходимо творческое осмысление пропорций в технике, особенно при проектировании сложных объемно-пространственных структур. В технику, например, нельзя механически переносить пропорции из архитектуры. Пропорции лишь тогда становятся эффективным композиционным средством, когда принимаются с учетом сущности изделия, а не навязываются произвольно.
При пропорционировании промышленных изделий правомерны два основных подхода. При первом проектировщик может относительно свободно задавать пропорции, т. е. вначале разрабатывать форму и от нее идти к конструкции. При разработке сложных изделий, размерные отношения которых определяются конструкцией, требуется иной подход. В этом случае художник-конструктор работает в контакте с инженером и должен вовремя корректировать строй формы в целом и отдельных ее элементов. На многие проявления композиции пропорциональные отношения могут оказывать непосредственно е влияние. Соподчинение элементов формы во многом обусловлено наличием определенной закономерности в размерных соотношениях между элементами. С пропорциями связаны такие важнейшие закономерности, как усиление динамичности или статичности формы, увеличение ее зрительной устойчивости. В размерных отношениях пропорции выражают связи формы и конструкции, т. е. взаимосвязаны с тектоникой. Пропорции могут строиться на контрасте или нюансе соотносимых величин, развивать ритм или метрический повтор, в известной мере определять характер формы. Особенности пропорционирования зависят еще от тех дополнительных средств (тоновой контраст, светотеневая структура и т. д.), которые будут использованы для того, чтобы усилить взаимодействие закономерности.

Под масштабностью предметного мира понимается соразмерность или относительное соответствие формы размерам человека, соответствие назначения предмета его действительной величине и окружающему пространству. Масштаб и масштабность соотносятся между собой как, например, пропорции и пропорциональность, ритм и ритмичность. К сожалению, технические объекты не всегда соотносятся с человеком. Масштаб механизмов как будто бы ни может быть избран, так как скорее сам задается техническими условиями, кинематикой, конструкцией и т. д. Однако и для промышленных изделий имеется немало средств достижения масштабности.

Масштабность изделию придают элементы, которые позволяют соотнести их с человеком. Прямое влияние на масштабность оказывают все те размеры-величины, которые как-то связаны с человеком, определяют удобства пользования (дверные проемы, лестничные ступени и др.)
При проектировании изделий масштабность является своего рода гуманизирующим фактором. Возрастающие мощности станков и машин, увеличение их размеров не должно привести к потерянности человека в мире техники. Многотонный станок с крупными членениями нельзя лишать "человеческого" масштаба. Его огромную конструкцию необходимо соотносить с человеком. В то же время нелепо выглядят и малые вещи, желающие походить на большие.

 

 

3.3 Контраст, ритм и цветовая композиция

 

Контраст – противопоставление, борьба разных начал в композиции – всегда был одним из наиболее широко используемых средств. Сущность композиции, построенной на контрасте, - в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы. Роль контраста в композиции различных изделий неодинакова. В тех случаях, когда контраст обусловлен объективно, он может стать главным средством организации формы. Если же применение его необязательно, он привлекается лишь как вспомогательное средство.
Как средство композиции контраст имеет сильные и слабые стороны. Формы, построенные на контрастах, всегда выразительны, броски и хорошо запоминаются. Но в то же время избыток контраста или неправильное его использование разрушают композицию. Поэтому применять контраст, нужно всегда осторожно, необходимо следить за тем, чтобы он был использован в меру и правильно.

В технике и в производственной среде использование контраста связано с необходимостью создания оптимальных условий работы. Поэтому здесь степень контраста должна проверяться, но только с точки зрения художественного подхода, но и с позиций требований эргономики, так как и чрезмерные контрасты, и отсутствие их может вызвать преждевременное утомление.
Ритм - это закономерность, которая основана на постепенных количественных изменениях в ряду элементов (нарастание или убывание чередований объема или площади, сгущения или разрежения структуры и т. п.). По сравнению с ритмом метрический повтор, даже сложный, воспринимается проще. Ритм тесно связан с психофизиологией восприятия и в значительной мере обусловлен объективно. Как средство композиции ритм используется в тех случаях, когда его объективно предопределяет конструктивная основа или когда он сопутствует применению тона, цвета, элементов пластики..
Активность ритма в композиции зависит от силы проявления самой этой закономерности. Активный ритм задает сильное композиционное движение. Прекращение ритма может создать впечатление незавершенности движения, случайной остановки. Если метрический повтор в этом случае не имеет особых затруднений, тема ритма в ряде случаев требует особых приемов для завершения композиции, чтобы не возникло впечатления случайного обрыва ритма.

Цветовая композиция - это одно из самых субъективных средств композиции. Тонкий вкус художника-конструктора в отдельных случаях может гарантировать хорошее цветовое решение предмета и всей его композиции в целом. Но одной интуиции недостаточно, если проектируются сложные машины. Индивидуальное отношение к цвету диктует назначение изделий, условия их эксплуатации. Так, для станков и приборов выбор цвета во многом определяется эргономическими требованиями, а при цветовом решении изделий культурно-бытового назначения значительно возрастает роль создания гармоничного ансамбля. Цвет взаимосвязан с другими средствами композиции. С его помощью можно подчеркнуть или ослабить отдельные элементы, соподчинить или объединить те элементы, которые не поддаются другим приемам соподчинения. Цветом можно корректировать пропорции, создавать композиционные связи между отдельными частями формы, он может играть значительную роль в достижении образности формы. С помощью цвета можно раскрыть сущность вещи, обострить или сделать нейтральным характер формы, выявить масштабность, значительно усилить контраст.

 

Заключение

 

Композиция в технике, представляет собой специфическую область деятельности, лежащую на стыке техники и искусства. Не случайно в нашей стране повышение качества промышленных изделий, в том числе объектов машиностроения, является задачей государственной важности, и для ее решения прилагается немало сил и средств. А для этого следует иметь немалую область серьезных научных знаний применяемых в той или иной областях. Композиционное решение зависит от ряда объективных факторов, таких как: технология изготовления, уровень профессионального мастерства, влияние сферы торговли, потребительские предпочтения, творческое осмысление исходных условий в процессе художественного конструирования и т.д.

Техника неуклонно развивается. Растет ее научный потенциал. Лучшие специалисты в этой обширной области создают все более совершенные по технико-эстетическим параметрам машины, станки, приборы, средства транспорта, изделия культурно-бытового назначения. Все больше передовых разработок внедряется в производство, и этому способствует в той или иной мере ее композиция.

 

Содержание

Введение

Глава 1. Историческая справка

1.1 Упаковка как вид народно – художественного промысла

1.2 Современная и аналоговая упаковка

Глава 2. Конструирование упаковки

2.1 Современные тенденции проектирования упаковки

2.2 Эстетические и потребительские свойства упаковки

2.3 Конструирование упаковки

2.4 Роль цвета при оформлении упаковки

Заключение

Список литературы


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты