КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И государство. Сущность государства и его социальное назначение. Классовое и общечеловеческое в государстве.Вопрос о сущности и социальном назначении государства является одним из отправных вопросов теории государства и права. В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций – как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества. В истории общественной мысли имеются различные подходы к анализу сущности государства как определенного явления. Так, анималистические теории пытались объяснить природу государства путем сравнения его с колониями пчел, муравьев и т.п., а органические уподобляли государство частям человеческого тела (голова – парламент, руки – исполнительная власть и т.д.). В настоящее время имеется пять основных подходов к анализу сущности государства: 1. Теологический подход трактует государство как богоустановленное явление; 2. Арифметический (классический) подход государства – это совокупность трех элементов (власти, территории и населения); 3. Юридический подход анализирует государство с позиции совокупности правонарушений и нормативного единства; 4. Социологический подход рассматривает государство как юридическую персонификацию нации (причем под нацией понимается все население страны). Персонификация означает представление природных явлений, человеческих свойств, отвлеченных понятий в образе человека (в данном случае в необходимости централизации политической жизни нации); 5. Информационно-кибернетический подход государства есть структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых обратных связей. Информация вводится в государственные органы, после чего следует принятие решений, по разному воспринимаемых населением, полученная информация вновь поступает в государственные органы, и цикл повторяется. Итак, сущность государства – то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, власть и ее принадлежность. С сущностью государства тесно связано такое понятие как социальное назначение государства. Это понятие раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить. Главное предназначение государства – служить обществу, служить человеку, создавать необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития социума. В обществе, где утвердились такие ценности, как демократия, равенство, справедливость, свобода личности, все свидетельствует за то, что государство будет действовать в интересах всего общества. Однако на социальное назначение государства могут влиять и субъективные факторы: например, кто стоит у власти, как изменяется общественная жизнь под влиянием проводимой политики и др. Для правильного научного понимания сущности государства необходимо тщательно и всесторонне разобраться в проблеме социально-экономической обусловленности классового общества и государства. Здесь следует исходить из того, что государство является продуктом исторического развития общества. При этом как причины происхождения государства, так и причины изменения его сущности на разных этапах существования государства коренятся в материальных условиях развития общества. Эти материальные предпосылки развития общества обусловливают социально-классовую структуру общества, особенно на ранних этапах существования государства, что и сказывается на его сущности. Здесь необходимо отметить, что социальное назначение государства заключается в управлении обществом. Однако государство может управлять обществом по разному, в зависимости от того, чьи интересы оно выражает и защищает. Эксплуататорские государства характеризуются: 1. укреплением материального благополучия эксплуататорских классов; 2. эксплуатацией неимущих классов; 3. подавлением сопротивления эксплуатируемых классов. Демократические государства: 1. укрепляют материальное благополучие народа; 2. создают условия для свободного развития личности. Таким образом, сущностью эксплуататорского государства является выражение и защита интересов меньшинства, а, соответственно, сущность демократического государства – выражение воли и интересов народа. Классовый подход. Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта становится объективно невыгодной. И для дальнейшего развития общества необходимо выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправедливости объективно носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется хотя бы у части людей возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но и к возникновению науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах главным образом привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства. Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Тем не менее установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти. Общесоциальный подход. Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих иных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы). Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, нерабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленником, мелких торговцев и пр. В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы станут преобладать над более узкими классовыми или групповыми. В-четвертых, общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Стоящий у власти класс (или социальная группа) всегда вынужден заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Значит, любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Но такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия: - идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым, например, в Афинах рабы выполняли обязанности полицейских); - экономические методы - материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т. п.). В определенной степени рабы были защищены юридически - как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания. Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности, недостаточно только классового подхода, - следует использовать положения и других теорий государства - элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др. Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно выделить две стороны государства (два основных подхода к понятию государства): 1. Государство как организованное насилие (или марксистско-ленинская теория государства – формационный подход). Его признаки: - наличие в обществе классов и классовой борьбы; - противоречия в обществе могут быть решены только с помощью государственного принуждения; - государство обеспечивает господство одних над другими; - наличие материальных предпосылок для организованного насилия (уровень жизни ниже уровня бедности). 2. Государство как гарант общего благополучия (или основные постулаты современных теорий государства – цивилизационный подход). Его признаки: - отсутствие классов в ленинском понимании, но наличие сложной социальной структуры; - социальные противоречия утрачивают остроту, государство разрешает их с помощью социальной деятельности (перераспределение национального дохода); - государство обеспечивает социальное партнерство; - отсутствие материальных предпосылок для организованного насилия. Необходимо отметить, что для всякого государства свойственно как классовое, так и общечеловеческое. Последнее наиболее ярко проявляется в современных высокоразвитых государствах.
|