КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способы повышения эффективности интеллектуального труда.
Интеллектуальная работа разделяется на рутинную и творческую. Для эффективного (т. е. быстрого и без ошибок) выполнения рутинной работы требуется бодрость, отсутствие отвлекающих внешних и внутренних факторов, стимул, хотя бы небольшой творческий интерес. Для сохранения бодрости требуются регулярные и не слишком короткие перерывы в работе. Стимул бывает в возможности проявить себя если не достижениями ума, то хотя бы точностью, своевременностью, аккуратностью и т. п. Творческий интерес может состоять в обеспечении каких-то мелких усовершенствований технологии, в выработке каких-то теоретических обобщений, в написании инструкции по выполнению работы. Творческая работа требует состояния расположенности к ней, высшая форма которого - вдохновение. Рекомендуется наблюдать за своим воображением и выяснять, какие факторы способствуют его работе. У Артура Шопенгауэра ("Афоризмы...", гл. 5): "Вообще состояние здоровья, сон, питание, температура, погода, обстановка и много других внешних условий оказывают могучее влияние на наше настроение, а это последнее - на наши мысли. Потому-то от времени, даже от места зависят в такой мере наши взгляды на разные обстоятельства и наша способность к труду." Для творчества существенны следующие навыки: 1) способность ловить случайно мелькающие ценные мысли, быстро находить им словесное выражение и выбрасывать из головы на бумагу; 2) способность не задерживаться на уже выраженных мыслях, не позволять им препятствовать рождению новых идей, не вязнуть в частностях и не заниматься самолюбованием.
Планирование творческой работы возможно лишь в самых общих чертах: ценные мысли появляются по преимуществу не тогда, когда для них выделено время. Надо стремиться к поддержанию оптимального соотношения между бессловесным интуитивным думанием и производством речи (синтезом достаточно полных и эффектных формулировок). Первое не должно подавляться вторым, но и не должно остаться без второго. Если постоянно опасаться нарушения грамматических и прочих правил, вы скорее всего вообще не сможете творить. Если задумываться о приемах творчества в моменты, когда надо эти приемы реализовывать, будет то же самое. Не рекомендуется чрезмерно принуждать себя к подчинению общепринятому. Если, к примеру, не нравится некоторое название или обозначение, то и не следует его использовать: возможно, за этим стоит что-нибудь еще не осознанное, но важное. Свои идеи - даже очень необычные - очень полезно представлять кому-то для критики. Критиком не обязательно должен быть человек творческий и выдающегося ума: заурядные личности нередко являются знатоками некой узкой области, или не обделены здравым смыслом, или своими простыми замечаниями по поводу демонстрируемого творческого продукта невольно подсказывают что-то автору. Заурядные личности склонны воспринимать творческих людей как опасных чудаков или мегаломанов, поэтому не рекомендуется обрушивать на какого-нибудь одного человека всю массу своих проектов и результатов: надо распределять ее между многими. Творческий метод может состоять в провоцировании других на критику и предложения путем демонстрации им своих набросков. При таком подходе творческий компонент состоит в распознавании ценного в потоке замечаний и последующем дооформлении. Называть авторитетных предшественников и конкурентов путаниками и извращенцами и сердиться на них - это тоже творческий метод: таким образом разрушается подсознательный запрет на критику. Если же просто считать, что такие-то авторы, возможно, в кое-чем ошибаются, то раскрепощающий эффект будет незначительный. Можно от природы иметь хорошую память, быстрый ум и большую психическую выносливость и за счет этого достигать великих результатов - вопреки простоте своих интеллектуальных технологий - и даже не задумываться об этих технологиях. Можно, наоборот, обладать плохой памятью, флегматичным умом и быстрой утомляемостью, но зато обращать внимание на то, каким образом функционирует интеллект, вырабатывать эффективные приемы работы и регулярными малыми усилиями из простых посильных кусочков собирать сложные интеллектуальные конструкции, представляющие значительную ценность. Этот второй подход доступен многим. Не следует ожидать от себя ровной производительности: продуктивные периоды будут чередоваться с периодами слабости, лени, сомнений в своих способностях. Б. Грасиан (Карманный оракул", аф. 139): "В одни дни ничего не удается, в другие удается все и с меньшими усилиями, словно делается само собою: ум ясен, настроение ровное, звезда твоя сияет. Тогда лови ее, не упускай ни частицы." Периоды спада надо терпеливо пережидать, заполняя их простой приятной работой и предвкушая новый подъем активности. Согласно Ч. Ломброзо ("Гениальность и помешательство"), наличие подъемов и спадов - неизбежная особенность творчески одаренных личностей. * * * Разведывательный анализ - это работа со значительным творческим компонентом. Поскольку бывает жаль тратить вдохновение на создание документов, большинство из которых будет прочитано всего несколькими людьми, к тому же вряд ли отличающимися радикальностью замыслов, а потому, скорее всего, не окажет заметного влияния на события, то лучше разрабатывать всякий свой документ по возможности так, чтобы какая-то часть его имела шанс войти в книгу (о политике, о разведке, о принятии решений и т. п.), которую вы пишете между делом и которой надеетесь приобрести известность, увеличить свой доход, щелкнуть по носу начальство и оправдаться перед историей. Эффективное творчество обычно начинается с неудовлетворенности существующим положением дел и с попрания авторитетов. Эпизодическое недовольство результатами собственного труда тоже очень уместно. Большое недовольство время от времени компенсируется большой радостью, когда удается сделать что-то значительное. Чего не следует делать перед тем, как начать творить в некоторой области, так это знакомиться со всеми достижениями в ней. Самое вредное для творчества - это подсознательно усвоить чужую парадигму мышления, уже исчерпавшую свои возможности. Если будете много читать, станете в лучшем случае экспертом, но не создателем нового. Обилие знаний сковывает воображение. Когда Альберт Эйнштейн ознакомился с тестами, по которым Томас Эдисон подбирал себе сотрудников, он заметил, что не может ответить на большинство вопросов (правда, знает, в каких справочниках можно найти соответствующие сведения). Плохая память располагает к творчеству, потому что скорее забываются чужие и собственные заблуждения, и потому что при невозможности вспомнить некоторую концепцию приходится создавать ее заново. Мишель Монтень ("Опыты", кн. I, гл. IX): "...я мог бы усыпить и обессилить мой ум и мою проницательность, идя проторенными путями, как это делает целый мир, не упражняя и не совершенствуя своих собственных сил, если бы, облагодетельствованный хорошей памятью, имел всегда перед собой чужие мнения и измышления чужого ума."
|