КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Природа стихотворной речи и ее отличие от прозыСтр 1 из 10Следующая ⇒ РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО Особенности работы с поэтическим словом Часть 3 (учебно-методическое пособие) Викторова О. В. Содержание
I. Природа стихотворной речи и ее отличие от прозы II. Две тенденции в чтении стихов1. Тактирующая2. ФразирующаяIII. Общее в работе между прозой и поэзией. Логика речи. 1. Речевые такты и логические паузы. Их выделение в звучащей речи.2. Интонирование знаков препинания.IV. Ритм – важнейший компонент стиха. Основа ритма – повтор. 1. Стопа. Строка. 2. Рифма.3. Строковая пауза и цезура V. Системы стихосложения1. Тоническая система стихосложения 2. Силлабическая система стихосложения 3. Силлабо-тоническая система стихосложения VI. Основные размеры стиха1. Двухсложные размеры (Ямб, Хорей)2. Трехсложные размеры (Дактиль, Амфибрахий, Анапест)VII. Особенности рифмы. Классификация рифм1. Классификация рифм по положению в стихе 2. Классификация рифм по ритму 3. Классификация рифм по звуковой акустике 4. Классификация рифм по положению в строфе VIII. Виды строфIX. Особые формы стихаX. Как читать стихи?1. Структурно - метрические элементы стиха. Паузы, цезуры2. Звукопись. Ее значение при чтении стихов3. Порядок работы со стихом XI. Практические заданияXII. ПриложениеXIII. БиблиографияI. Природа стихотворной речи и ее отличие от прозы Стих в переводе с греческого – отрезок, длина, повторяющаяся через определенные промежутки времени. Стихотворениями называют поэтические произведения разных типов и жанров: элегия, ода, сонет, баллада и т.д. В основе стиха всегда лежит повтор, рождающий первичный стихотворный ритм, что сближает его с музыкой. Известный литературовед Ю.Лотман разделял прозу и стихи как разные виды искусств – песенное и разговорное. Раннее «прозаическое произведение» - летопись, не переживалась как художественный текст. Эстетическое восприятие прозы развилось лишь на фоне поэтической культуры. Прозаическая речь – реч, бегущая вперед. Стихотворная речь – возврат к чему-то, повтор. Возвратительная сила стиха очень динамична. Возврат, повтор создают особую ритмическую волну, особую концентрацию значений и смыслов. Таким образом, можно сказать, что основное отличие стиха от прозы – это ее ритмичность, упорядоченность, мерность. Ритм в переводе с греческого «соразмерность», повторность тех или иных сходных элементов через определенные соизмеримые промежутки. Конечно, в прозе тоже встречаются повторы, но они не являются ритмообразующими, так как в них нет сопоставимой соизмеримости. Ритмическая интонационная повторяемость стиха зафиксирована в графике строки (стихи пишутся строками) и требует строковой паузы в конце строки. Примером этому может послужить прозаический текст Л.И.Тимофеева, автора учебника по теории литературы. Нижеприведенный текст нужно прочитать, поделив на речевые такты и проставляя логические паузы, используя восходящее-нисходящую интонацию, свойственную русской речи: «Лаборант Петровский,/ до обеда вышедший из университета,/ встретил свою дочку /по дороге в магазин аптекарских товаров. /День был неприветливый. /Навстречу било мокрым снегом. /Лаборанту явно нездоровилось, /к тому же/ он с утра, как на зло,/ не поладил с ректором /и был обеспокоен./ Девочка была не в духе: /руку ей /оттягивал тяжелый ранец с дневником, /в котором, как пиявка, /нежилась изогнутая двойка». А теперь, попробуем разбить этот текст на строки, в которых заключена некая ритмическая соразмерность: «Лаборант Петровский, до обеда вышедший из университета, встретил свою дочку по дороге в магазин аптекарских товаров. День был неприветливый. Навстречу било мокрым снегом. Лаборанту явно нездоровилось, к тому же он с утра, как на зло, не поладил с ректором и был обеспокоен. Девочка была не в духе: руку ей оттягивал тяжелый ранец с дневником, в котором, как пиявка, нежилась изогнутая двойка». Здесь мы видим иное интонационно-фразовое членение те.кста, появляется ритм, что дает тексту более насыщенное эмоциональное звучание. Ритм и мерность являются основным отличием стиха от прозы. В.Маяковский называл ритм энергией стиха, Ю.Левитанский «душой стиха», первичным для поэта: «в нем и осуществляется и живет поэтическая индивидуальность, неповторимость ее интонации, все ее модуляции и оттенки, ее речь живая, и голос, и жест… В ритме, как в генетическом коде, заключена программа. Без рифмы поэзия вполне обходится…, а без ритма поэзии нет». В тетрадях А.Ахматовой обнаружены незаконченные строки, в которых обозначен только ритм. Приведем еще один интересный пример первичности индивидуального ритма стиха и авторской интонации. Филолог Е.В.Невзглядова, в статье «Стихи и смысл», опубликованной в журнале «Новый мир» в 2004г. исследует авторскую интонацию и стихотворный ритм. (Полностью статья Е.Н. приводится в приложении). Прочтите эти «стихи» вслух: Пушкин 17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501 Маяковский 2 46 38 1 116 14 20! 15 14 21 14 0 17 Есенин 14 126 14 132 17 43 16 42 511 704 83 Веселые 2 15 42 42 15 37 08 5 20 20 20! Грустные 511 16 5 20 337 712 19 2000047
В стихотворном ритме заключена индивидуальность поэта, нерв, которым поэт живет, его «сердцебиение». Интересно сравнить почерк поэта с ритмом его стихов. Часто они схожи. У Б.Пастернака летучий почерк соответствует его стремительному летучему ритму в стихах. Известный искусствовед В.Я.Виленкин, исследователь творчества В.Качалова, много внимания уделял манере чтения своих стихов разными поэтами, как это отражало индивидуальный ритм, делало его ощутимым. Он считал, что индивидуальный авторский стиль полностью отражает именно авторское чтение, выпукло проявляет логическую и эмоциональную перспективу, через ощутимость ритма, через точное звуковое звучание, через акцентировку рифмы. В.Маяковский читал дерзко, споря и доказывая. С.Есенин, наоборот, читал плавно, задушевно, напевно, используя широкие гласные, патетически страстно. А.Блок читал свои стихи очень просто. Немирович-Данченко называл такую простоту искусством величайшего, а простота украшенная – это «правдёнка». Э.Багрицкий исполнял свои стихи очень ритмично, многоударно, эмоционально. В.Я.Виленкин преподавал в школе-студии МХАТ, рассказывая студентам о теории стиха и о природе стихотворной речи, приводил примеры авторского чтения стихов, помогал проникнуть в глубинный авторский смысл, «заражал» поэзией своих студентов. Он считал, что постичь и прочувствовать особенности стиха можно только практически. Ритм, как мы выяснили, является первичным основным признаком стиха, но не единственным. Строгая ритмичность стиха усиливает его эмоциональное звучание.То, что в прозе достигается в развернутом тексте, в стихе выражено скупо, кратко, в одной строке. В стихе образы сжаты, и от этого более выпуклы, эмоционально насыщены. В стихе идет речь не об обыденном. Питер Брук в своей книге «Пустое пространство» говорит о том, что именно скупая форма стиха позволяет вложить в него более глубокий смысл. Часто в поэтической драматургии (В.Шекспир, Ж-Б.Мольер, А.Пушкин) мы встречаем соединение стиха с прозой. Переход от прозы к стиху здесь неслучаен. Авторы подчеркивают особое эмоциональное состояние Героя, или эмоциональное напряжение момента, его исключительность, когда все происходящее можно выразить только посредством ритма стиха. К.С.Станиславский пишет: «В стихах все слова необходимы и нет лишних. То, что в прозе говориться в целой фразе, в стихах передается одним двумя словами…стихи это те же слова русского языка, но наполненные огромной внутренней энергией. Это квинтэссенция чувства, воображения, это пружина, сжатая до предела». Эмоциональность, сжатая образность, рождается не только через ритм и поэтическую интонацию. В поэзии также используется большое количество тропов и фигур речи,сравнения, метафоры и метонимии, которые формируют образ, оттачивают мысль в лаконичной форме. Мы говорим на разных языках. Я свет весны, а ты усталый холод. Я златоцвет, который вечно молод, А ты песок на мертвых берегах. Прекрасна даль вскипающего моря, Его простор играющий широк. Но берег мертв. Измыт волной песок. Свистит, хрустит, с гремучей влагой споря. А я живу. Как в сказочных веках, Воздушный сад исполнен аромата. Поет пчела. Моя душа богата. Мы говорим на разных языках. (Бальмонт К. Д.)
К повторяемым элементам стиха, которых мы не встретим в прозе, относятся также рифмы и размер. Однако, они не обязательны. Белые стихи не имеют рифмы, но это тоже стихи, за счет первичного ритма строки. Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. Она немедленно уронила на пол Толстый том художественного журнала, И сейчас же стало казаться. Что в моей большой комнате Очень мало места. Всё это было немножко досадно И довольно нелепо. Впрочем, она захотела, Чтобы я читал ей вслух "Макбета"… (Блок А. А.) Белым стихом написаны «Маленькие трагедии» А.Пушкина, пьесы Шекспира. Еще одно качество стиха, отличающее его от прозы – это музыкальность. Звукопись, создающая в стихе особое звучание и музыкальность, чрезвычайно распространена в поэзии. Повторы слов, отдельных гласных и согласных звуков сильно влияют на ритмическую и образную структуру стиха и тоже создают дополнительный ритм. Повтор ударных гласных звуков (ассонанс), и повтор согласных звуков (аллитерация) являются основными приемами звукописи в поэзии. Повтор звуков усиливает мысль, делает ее зримо ощутимой. Какая сильная волна! Какая свежесть и прохлада! Как сладострастна, как нежна Меня обнявшая наяда! Дышу вольнее, светел взор, В холодной неге оживаю, И бодр и весел выбегаю Травы на бархатный ковер. (Языков Н. М.) Повтор гласных А и Я создает широту звучания, созвучную пейзажу, описываемому в стихотворении. Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могущий вал Остановил. (Пушкин А. С.) Повторы согласных Р Ш Щ Ж создает эмоциональную напряженность, волнение. Картины, описываемые автором, повторяются в звуке. Повтор слов в стихотворении усиливает его ритмическое звучание и делает повторяемые слова эмоционально значимыми, а различные по длине строки разворачивают мысль во всей ее полноте. Короткая строка эмоционально и смыслово доминирует Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. (Бальмонт К. Д.)
Итак, перечислим все вышеназванные элементы, которые отличают стих от прозы: · Мерность в стихе, отсутствующая в прозе · Эмоциональная преувеличенность, стилистически выраженная большим количеством тропов и фигур речи · Единство повторяемости элементов: рифма, размер и т.д. · Большая музыкальность и звуковая организованность: звукопись, ритм и т.д.
В данном разделе мы уделили много внимания стихотворному ритму и ритмообразующим элементам стиха. А как же правильно читать стихи, на что следует делать акцент при чтении стихотворных произведений? Существуют две тенденции в чтении стихов. II. Две тенденции в чтении стихов: · Тактирующая – когда все подчиняется стихотворному ритму. Обычно, так читают свои стихи поэты ( об этом мы уже говорили выше), так как ритм для них важнее логики фразы и сюжета. Ритм передает «дыхание» момента жизни, о котором идет речь в стихе, несет в себе паравербальный смысл. · Фразирующая – когда ритм стиха подчинен логике фразы, фразовому ритму. Обычно, так читали актеры, стремясь выявить вербальный смысл. Происходящие события и лирические переживания были важнее внутреннего стихотворного ритма. Почему мы говорим «читали», а не читают? Потому что с начала ХХ века, с появлением поэзии В.Маяковского, В.Хлебникова, М.Цветаевой (вообще поэзии серебряного века) стало невозможным игнорировать ритмическую организацию стиха. Ритмическая доминанта была вообще свойственна поэзии серебряного века. Зачастую, весь смысл этой поэзии был заключен именно в ритме, чего не встречалось в поэзии классической, где ритм и смысл находились в гармоническом единстве. Поиски До-Словного, подсознательного, паравербального в поэзии серебряного века привели к ритмическому и звуковому главенству. Игнорировать, таким образом, ритм, стало невозможным. Одними из первых исполнителей, заметивших такое ритмическое решение поэзии, были В.Яхонтов и Я.Закушняк, артисты-чтецы, работающие на литературной эстраде в первой половине ХХ века. До сих пор В.Яхонтов считается непревзойденным исполнителем поэзии В.Маяковского. В. Маяковский в своих произведениях ритмически воссоздавал характер революционного времени, времени перемен в судьбах страны и человека первых лет революции, а Яхонтов почувствовал в поэтическом ритме Маяковского созвучие, свое понимание происходящего. Благодаря применению Яхонтовым обеих тенденций: тактирующей и фразирующей, сделало художественный образ полноценным. Поэтому, говорить о правильности применения той или иной тенденции неверно, так как все зависит от цели исполнения, от сверхзадачи артиста, что он хочет передать зрителю. В статье Е.Невзглядовой, приведенной в приложении, затронута очень важная тема – единство содержания и формы произведения. Автор ведет разговор о ритме и интонации в контексте стихотворной речи, как одной из видов речи. А поэзия – понятие значительно более широкое. Поэтический глубокий смысл проявляется в соединении стихотворного ритма и смыслового содержания. Знаменитый артист и поэт В.Высоцкий, внутренне понимая природу стиха и значимость авторского ритма, именно так подходил к работе над монологом Гамлета в одноименном спектакле театра На Таганке. Непривычно, странно слушался этот монолог, в котором смысл как бы отступает на второй план, уступая место энергетике стиха, ритмической волне. Он читал наплывами, рывками, порой обозначая ритмические волны руками, шеей, телом. И смысл монолога, вдруг, приобретал иное, скрытое глубинное значение. Гамлет представал зрителю не принцем-аналитиком, просчитывающим свои шаги, а мятущимся человеком, находящемся на эмоциональном пределе. Выбор той или иной тенденции зависит, прежде всего, от автора и исполнительских задач.
|