КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Естественная креативностьПрочитайте следующий абзац. Солгансо иссдеволанию, пворенендому в Кмеджибрском увенси-решите, не ванжо, в коакм поядкре наиспнаы бвукы в совле, вна-жо лшиь, чбтоы плосеядня и пеарвя бвука в солее блыи на соевм мсете. Все оастльыне муогт бтыь нисапнаы в лоюбм пдяорке, и вы всернаво без пбролем сжемоте чаитть. Это обсъянтяеся тем, что кгода мы умчися чтитаь, мы иещм смсыл нарогмоеждния бкув. Чеовлек не чтиеат кдажую бвуку по отелдътноси, а впро-синмиает свлоо в цоелм. Мы даелем это нЗнеосонано без усчтаия мылешиня. Мы обладаем естественным талантом интерпретировать сущность вещей. Мы понимаем смысл беспорядочных букв, поскольку сразу видим суть. Этот естественный талант объясняет, почему все мы креативны как дети. Простая коробка может быть крепостью, автомобилем, танком, пещерой, домом, местом для рисования и даже космическим кораблем. Когда мы были детьми, наше воображение не было структурировано или ограничено правилами логики. Мы не стремились исключать возможности — мы стремились их расширять. Рассмотрим ребенка, строящего что-нибудь из конструктора Lego. Он может создавать любые конструкции и когда закончит, может взять отдельные детали и убрать их, добавить другие детали, разделить конструкции на новые и т. д. Есть очевидные ограничения на набор деталей и конструкцию: их нельзя соединять любым способом, они не останутся вместе, если будет нарушено равновесие, и развалятся под действием гравитации. Эти ограничения присущи объектам и их устройству. Именно устройство деталей налагает эти ограничения. Ребенок быстро понимает, как соединяются между собой кубики Lego и как они не могут соединяться. В конце концов он создает массу различных конструкций, которые соответствуют устройству и ограничениям кубиков Lego. Если бы этого ребенка попросили сделать что-нибудь из пластмассы и в его распоряжении были бы все методы ее плавления и формовки, конструкции Lego были бы лишь крошечной частью того, что он мог сделать. На самом деле, созданные ребенком кой' Часть 4. Дух товарищества □ 355 струкции Lego выглядели бы неестественными и тривиальными по сравнению с тем, что он мог бы создать, если бы ничто не ограничивало его фантазию. В случае с Lego именно ограничения, присущие устройству деталей, ограничивают нас в выборе конструкций. Когда мы говорим о людядс, воображение и изобретательность ограничены усвоенной нами логической системой. Техники естественной креативности предназначены для устранения ограничений логики и освобождения творческого воображения. Пабло Пикассо замечательно выразил это, когда сказал: «Каждый ребенок — художник. Проблема в том, как остаться художником, когда мы вырастаем». Ценность изучения техник «естественной» креативности заключается именно в этом — снова научиться мыслить как ребенок.
|