КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категориальные (эволюционные) ряды. Сориты. Диалектическая координация понятий«Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь». В.И. Ленин [88,Т.39,с.67] Диалектическое средство идентификации объектов состоит в выяснении сущности познаваемых объектов на основе их уподобления с известными объектами. Исходной формой мышления следует считать построение категориальных рядов, отображающих развитие форм объекта, единых исторических рядов развития [102,Т.23,с.501], соритов. Диалектическая координация форм объекта состоит в таком расположении обозначающих их категорий, которое показывает историю их развития. Эволюционный ряд устанавливают в результате применения различных подходов к соотнесению форм объекта - их упорядочению, приведению в порядок на основе их развития. Он показывает как последовательность событий в развитии объекта отражается последовательностью форм его состояний и выражается рядом слов, терминов, символов, рисунков и т.п. Необходимость диалектической координации форм объекта возникает тогда, когда оказывается недостаточным их представление в качестве равноправных форм объекта и требуется выяснить их взаимное соотнесение по развитости, т.е. теоретически понять. Исходным для такой трактовки объекта является постановка вопроса: («что есть что») ЧТО ЭТО (такое)?, ЧТО ТАКОЕ...? Значение вопроса «что это?» не осознано современными исследователями. В то же время с древности ему придавали важное значение. Особенно часто пользовался им Аристотель. Цицерон называл делом философии ответы на вопрос «что это?» [186,с.245]. "Философия спрашивает: «Что есть истина?»...» [102,Т.1,с.101]. Д. Локк отмечал значение этого вопроса: «Когда дети сталкиваются с новым для них предметом, они обыкновенно задают обычный вопрос иностранца: «Что это такое?»» [91,Т.3,с.522]. Вопрос «что это?» И.И. Павлов называл врожденным, ориентировочным рефлексом, «недремлющим дежурным в мозгу» животного. Широко использовал этот вопрос И. Кант. Для Маркса этот вопрос стал исходным для написания «Капитала»: «Что такое капитал?» [102,Т.16,с.215]. Ленин ставил вопрос «Что такое диалектика?» [88,Т.29,с.226]. Имеются и другие аналогичные постановки вопроса: «что такое общество?» [102,Т.27,с.402], «что такое наука?» [88,Т.5,с.142] и другие. Диалектическое мышление показывает порядок ответа на вопрос «что это?» к любому объекту. Сам по себе вопрос и даже ответ на него не гарантирует адекватности мышления. Истинность ответа на этот вопрос зависит от полноты использования приемов умственного действия. Ответ на вопрос «что это?» предполагает выявление истории возникновения объекта - нахождения исторических предшественников познаваемого объекта. Изучение истории объекта заканчивается построением исторического ряда его форм. Первоначально достаточно найти две исторически предшествующие формы объекта. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» (Козьма Прутков). Ответ на вопрос «что это?» предполагает объяснение объекта с «конца» [102,Т.12,с.726] только для того, чтобы найти исходную его форму (начало) для системного воспроизведения его свойств - реализации принципа: «с чего начинается история, с того же должен начинаться и ход мыслей». «Размышление над формами человеческой жизни, а, следовательно, и научный анализ этих форм, вообще избирает путь, противоположный их действительному развитию. Оно начинается [задним числом], т. е. исходит из готовых результатов процесса развития» [102,Т.23,с.85]. Нахождение исторически первой формы объекта ведет к ее познанию. Последнее должно показать всеобщее (фундаментальное) свойство всех форм объекта, возникновение на его основе исторически вторичной формы объекта, а затем и интересующей непосредственно нас формы объекта. При последовательном рассмотрении исторического ряда форм объекта происходит ответ на вопрос «почему это?» - почему первое рождает второе, а второе - третье. Ответ на вопрос "что это?" зависит от понимания ответа на вопрос «почему это?». Ответы на них представляют два аспекта единого теоретического осмысления объекта. Необходимо положительно ответить на вопрос, поставленный Лениным: «Не обязательно ли для марксиста свести дело к выяснению того, чтоесть и почему есть именно так, а не иначе» [88,Т.1,с.457]. Процесс теоретического понимания действительности предполагает переход от рассуждений о том, что может или должно быть «в область выяснения того, что есть, и объяснения, почему оно есть именно так, а не иначе» [88,Т.1,с.513]. При ответе на вопрос «что это?» применительно к объекту важно не ошибиться при определении его сущности. Вещи выполняют в жизни людей обычно много функций. Они могут быть использованы по прямому и непрямому назначению, что хорошо показал Ленин на примере стакана [88,Т.42,с.289]. В связи с этим необходимо строго определить в какой функции выступает в данный момент познаваемая вещь и выяснить соответствующих исторических предшественников. Например, карандаш может служит указкой. Если исходить из этой его функциональной роли в данный момент, то мы придем к одним его предшественникам, а если исходить из собственной его функции - средства письма, то придем к другим его предшественникам. Приведем ряд примеров координации понятий. ЧТО ТАКОЕ КОТЛЕТА (картофельная)? В нашей местности картофельные блюда являются «вторым хлебом». Известно, по крайней мере, 600 картофельных блюд. Нет ни одного взрослого человека, который не умел бы приготовить многие картофельные блюда, в том числе и картофельные котлеты. Поэтому, вероятно, в связи с такой постановкой вопроса о картофельной котлете возникло рефлекторное чувство - надо ли применять диалектический метод мышления для понимания картофельных блюд? Образно говоря, надо ли стрелять из пушек по воробьям? Можно быть не только гурманом, но и шеф-поваром по приготовлению картофельных блюд, даже не подозревая о диалектике вообще и ее пригодности для объяснения того, что представляет любое картофельное блюдо. Диалектическое мышление не нужно для развития способности готовить картофельные блюда так же, как и взрослому человеку не нужны счетные палочки, с помощью которых его научили счету в детстве. Их функция состоит в том, чтобы быть дидактическим средством обучения диалектическому методу понимания объекта. В таком случае объектом внимания являются не котлеты сами по себе, а метод их объяснения. Не следует учиться стрелять из пушки, а надо научиться первоначально стрелять из рогатки. Сказанное не означает бесполезности диалектического мышления для понимания картофельных блюд. Рациональное обучение умению готовить все 600 картофельных блюд и подбору каждого из них с учетом всех обстоятельств их приготовления во многом зависит от системного их понимания, что возможно только на основе диалектической их трактовки. Диалектическое мышление обеспечивает теоретическое понимание объектов. Его применяют после того, как данный объект познан менее развитыми методами и их оказалось недостаточно для должного понимания объекта. Такая ситуация обычно возникает в отношении сложных объектов. Картофельные котлеты обладают множеством свойств и надо в них разобраться, т.е. выяснить и упорядочить относительно друг друга. Картофельные котлеты обладают определенными физическими, химическими, биологическими свойствами. Их познают на основе соответствующих наук. Здесь эти свойства котлет не затрагиваем, абстрагируемся от них. Нас интересуют те их свойства, которые характерны им как картофельным блюдам в отличие от других картофельных блюд. Выявление свойств картофельных котлет предполагает многообразные сравнения их с другими формами картофельных блюд, а также знание технологии их приготовления. Кулинария картофельных блюд может быть различной и здесь избран только один ее вариант, удобный для наших целей. Для приготовления картофельных котлет необходимо взять картофель, помыть его, почистить, заложить в кипящую подсоленную воду. Сваренную картошку надо, слив воду и оставив немного кипятка, помять и добавить молока. Полученное пюре необходимо дополнить мукой, яйцом, другими приправами, придать им конфигурацию котлеты, положить на горячую сковороду с маслом и поджарить до готовности. Приготовление котлеты представляет ее онтогенез - индивидуальную историю каждой из них. При этом рассмотрены фактически три формы картофельных блюд: вареная картошка, пюре и котлета. Все это было необходимо для понимания особенностей котлеты по сравнению с простой вареной картошкой и пюре. Вареная картошка является генетически предшественником котлеты и свойства последней лучше всего показать посредством сравнения ее с генетическими предшественниками. Для этого напишем эти три формы картофельных блюд в названной последовательности: отварной картофель ® пюре ® котлеты Общим свойством картофельных блюд является то, что это определенный биологический плод. От биологических свойств этого плода абстрагируемся. Вареная картошка является самой простой, исходной формой картофельных блюд в сравнении с пюре и котлетой. Пюре и котлета есть картофель, но не просто картофель. Для пюре и котлет характерно измельчение картошки по сравнению с простым вареным картофелем. Для пюре и котлеты характерно наличие приправ. В вареной картошке есть только соль. Для котлеты характерно то, что она включает приправы (яйцо, муку), конфигурацию, масло для поджарки, тепловую обработку. Итак, картофельная котлета характеризуется особенностями по сравнению с пюре: дополнительными специями (мука, яйцо), конфигурацией, маслом и поджаркой, а по сравнению с простой вареной картошкой: размельченностью, приправой, дополнительной работой по приготовлению. Последнее является также особенностью пюре по сравнению с вареной картошкой. В иной последовательности свойства котлеты могут быть названы так: приготовленный на основе термообработки картофель (фундаментальное свойство котлет), измельченный, дополненный различными приправами и специями (родовое свойство котлеты), котлетная конфигурация и прожарка (специфическое, сущностное свойство котлеты). Это - последовательность свойств картофельной котлеты. Эти свойства котлеты были выявлены на основе сравнения котлет с пюре и простой вареной картошкой. Вареная картошка и пюре использованы для объяснения картофельной котлеты. В целом, для объяснения одной формы объекта были использованы две другие, генетически ей предшествующие. Простейший вариант диалектического мышления заключен в пятом правиле Р. Декарта: [43,Т.1,с.91].
«Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням - от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим» [Ф. Бэкон: 17,Т.2,с.61] В названном правиле диалектического мышления выделяют два хода мысли: первый ход мысли - найти простую форму объекта («найти ОVО» - яйцо (латынь) или «клеточку») и второй этап - «АВ ОVO» («от яйца»). 1 этап «найти яйцо» картофель ®пюре ®котлеты
2 этап «от яйца» Для понимания котлеты нашли ее предшественников, затем стали выяснять их свойства в обратном направлении. В таком случае вареный картофель является исходной, чистой формой картофельных блюд, а котлеты - сложной, превращенной формой своих генетических предшественников. Матрица такого объяснения [102,Т.12,с.726-728]:
I. «Первый путь» чистая, исходная « превра- « превра- форма щенная щенная объекта форма форма объекта объекта II. «Обратный путь» простая форма « сложная форма
простая форма « сложная форма Первый ход мысли («первый путь») - от сложной к простой форме объекта. Его функция состоит в том, чтобы найти исходную форму объекта. Познанная исходная форма объекта всегда относительна и прогресс исследований может всегда уточнить ее. Найдя исходную форму объекта, необходимо отправляться в «обратный путь», последовательно объясняя общее и особенное, преемственность и новшество. Функция второго хода мысли состоит в том, чтобы построить ряд категорий, системно отражающих общее и особенное познаваемых форм объекта. На основе такого ряда следует сформировать главную последовательность свойств непосредственно познаваемого объекта. Категориальный ряд (цепочка, последовательность) картофельных блюд «картошка - пюре - котлета» является примечательным. Он показывает историю возникновения котлеты как продукта питания (филогенетический ряд), т. е. то, что общество первоначально освоило вареный картофель, затем пюре и затем котлеты. Эта последовательность показывает структуру современных картофельных блюд. Она показывает наиболее изысканное картофельное блюдо. Этот ряд показывает последовательность изготовления котлет (онтогенез), свойства картофельных котлет. Такие последовательности, которые отражают одновременно историю становления объекта, структуру форм в данное время и их перспективу являются диалектическими или соритами. Из картошки, пюре и котлет - первое является самым простым блюдом. Свойства вареной картошки являются исходными и отражают фундаментальные свойства всех данных картофельных блюд. В них картофельная сущность данного продукта питания представлена в чистой форме. Пюре - более сложный продукт питания по сравнению с вареной картошкой, обладает в определенной мере свойствами вареной картошки, но помимо этого имеет и некоторые дополнительные свойства - измельченность картофеля и больше приправ. Пюре есть картошка и одновременно не есть картошка. По сравнению с вареной картошкой оно обладает рядом свойств и является ее превращенной формой. Котлеты выступают еще более сложной формой картофельного продукта питания по сравнению с пюре - придание ей конфигурации, наличие приправ, прожарка. Каждое последующее из них получается на основе превращения предыдущего. Тем самым пюре есть превращенная форма картошки, а котлета есть превращенная форма пюре. Картошка проще пюре, а пюре проще котлеты. Приведенный пример диалектического мышления о котлете является относительным как с точки зрения технологии приготовления, так и с точки зрения диалектического объяснения этого процесса. Такое рассуждение помогло выявить свойства котлеты по сравнению с менее сложными формами картофельных блюд. В этом состоит функция диалектического мышления - соотнесения форм объекта для объяснения свойств сложной формы объекта. Процедура диалектического мышления в понимании объекта нашла определенное отражение в вышеприведенном рассуждении. Такое рассуждение является простейшим стереотипом диалектического мышления. И таким образом надо объяснять все объекты. На определенном этапе осмысления объекта возникает необходимость диалектического его объяснения, т.е. выяснения свойств объекта с учетом его развития. Диалектическое мышление предполагает построение диалектической координации форм объекта посредством построения категориальных (эволюционных) рядов, выражающих развитие форм объекта. Для этого сначала идут от сложной формы объекта к простой. Обычно этот ход движения мысли опускают при изложении. Направление этого хода мысли можно выявить из определений познаваемого объекта. Выяснив исходное (начало, "яйцо", клеточку), идут в обратном направлении, системно показывая общее и особенное каждой формы объекта. Главной целью анализа является выявление «приращения» свойств объекта по мере его развития. Вариантом диалектического анализа форм объекта может быть последовательное углубление теоретического осмысления объекта в целом на основе перехода ко все более простым его формам при одновременном уточнении объяснения всех вытекающих из них форм объекта. Именно так писал К. Маркс "Капитал" [102,Т.34,с.238]: 5 шаг 4 шаг 3 шаг 2 шаг 1 шаг
ЧТО ТАКОЕ КОЛБАСА? Ход рассуждений аналогичен и должен привести к выявлению следующего ряда категории: мясо ® фарш ® колбаса. Колбаса есть превращенная форма фарша, а последняя - мяса. Фарш по сравнению с мясом измельчен, а колбаса по сравнению с фаршем имеет специи, конфигурацию, приготовление. ЧТО ТАКОЕ АЗУ? Азу есть мясной полуфабрикат. В отличие от гуляша у него нет жира, а по сравнению с рагу нет и костей. В обратном направлении: порубленное мясо с костями есть рагу, а порубленное мясо без костей - гуляш, а мясная вырезка (без костей и жил) при измельчении становится азу или бефстроганов в зависимости от конфигурации.
|