КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РУКОВОДСТВО ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ«Хвалите не открытие, а методу» Р. Декарт [43,Т.1,с.69] «Словом, не мыслям он (т.е. учитель - ВАГ) должен учить, а мыслить ..» И. Кант [64,Т.2,с.193] «... Искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и не дается вместе с обыденным повседневным сознанием..» Ф. Энгельс [102,Т.20,с.14]. «... Рабочие утверждают в своей коммунистической пропаганде, что призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, в том числе, например, также и способность мышления...» К. Маркс., Ф. Энгельс[102,Т.3,с.282] Способности людей определяют их жизнь, а поэтому жизнелюбы специально их развивают, тратя на это много усилий. Люди не могут довести все свои способности до высшего уровня, присущего чемпионам и гениям. Все мы - специалисты и развиваем отдельные свои способности. (Примеч п. 2). Главной способностью людей является мышление. В развитии мышления нет «царских дорог» и каждый человек должен затратить труд на развитие способности мыслить. Только трудолюбы осуществляют свое право на мышление. ЖИЗНЕЛЮБЫ ® ТРУДОЛЮБЫ ® МЫШЛЕНИЕ Жизнелюбие и трудолюбие - важнейшие факторы обстоятельств, определяющих развитие мыслительных способностей индивидов (Прил., рис.1). Условием развития мышления следует считать наличие в общественном сознании должной идеологии. Последняя во многом определяет меру способности мыслить. Причиной же возникновения способности мышления у индивида может быть только потребность практики. Мышление - не врожденная способность, а результат общественного прогресса, усваиваемый человеком. Мышление ┌──────────┼───────────┐ врожденные ® приобретенные ®способности задатки склонности Нормальные люди обладают врожденными задатками для мышления. Они овладевают мышлением на основе приобретенных в процессе воспитания в детстве склонностей, призвания, трудолюбия и т.д., перенимая его от предшественников. Важнейшим фактором развития способности мышления следует считать наличие в общественном сознании того, что может быть его основанием - научной идеологии. Общественное сознание представляет систему многих идеологий и только некоторые из них пригожи для воспитания способности мышления (Примеч., п. 3; Прил., рис. 2). Основой для развития способности мышления может быть только научная идеология, которая содержит в себе адекватную методологию, т. е. науку о частных, общих и всеобщих приемах мыслительных действий (Прил., рис. 3). Причиной возникновения такой идеологии может быть только практика. Она заставляет осознавать недостаточность мыслительных способностей для решения стоящих задач и ориентирует на их исследование и творчество. До настоящего времени практика еще не стала главным детерминатором стремления всех людей к мышлению, а поэтому пока главным образом энтузиасты овладевают мышлением. Пока нет науки методологии, которая обеспечила бы восприятие мышления населением. «С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ - ОТ ТОГО И НАБЕРЕШЬСЯ» Общественные потребности были исходным фактором развития методологии. Общественный прогресс предполагал интеллектуализацию общественного сознания и требовал все более полного изложения методологии науки. Но только ХХ век обострил эту проблему так, что его назвали «веком методологии» и осознали необходимость интеллектуальной революции в качестве исходной современной НТР. Интеллектуальные потребности достигли кульминационного уровня, что требует качественного скачка в развитии методологии с тем, чтобы обеспечить право каждого человека на мышление. В данной работе представлена гипотеза, которая может быть введением в диалектическое мышление - «компендиумом диалектики» [102,Т.20,с.370], «руководством по диалектике» [102,Т. 20,с.385]. Духовные лидеры общества многообразны, как и их общественная функция (Прил., рис. 4) ┌─ методологи: методы ® теории ® практика ┌─┴─ мыслители: доктрины ® деятельность ┌─┴─── мудрецы: действия Мудрецы - исходная форма духовных лидеров общества. Они были исторически первыми работниками умственного труда. Ими были ведуны, ведьмы, волхвы, вожди, наставники и т.п. Они имеются и сегодня в «глубинках» общественной жизни. Мудрецы накапливают опыт жизни и дают рекомендации практических действий другим людям. ДЕЙСТВИЯ Мудрецы способны определять наиболее рациональные варианты действий, поведения, поступков, труда в повседневной жизни. Они не всегда объясняют причины рекомендуемых ими действий и необязательно дают оправдавшиеся варианты действий. Основой их рекомендаций служит опыт жизни. Они познают практику и дают советы практического действия (х). Мудрость - не личный, а общественно накопленный и перенятый опыт здравого смысла в повседневной жизни. Мудрецами становятся пожилые люди, выполняющие функции советников, вождей и т.п. По Гегелю «Сова Минервы вылетает вечером», имеет место «мудрость седеющей бороды». Не может быть оправдан нигилизм к мудрецам. Тем не менее, уже давно не они, а мыслители, являются главными советниками общества. Мыслители (эрудиты) - превращенная форма мудрецов. Мыслители более специализированы. Они перенимают опыт не стихийно, а сознательно и чаще всего на основе книжных источников - «книжная мудрость». Их опыт не всегда касается повседневной жизни, а относится чаще всего к наиболее сложным объектам познания и действия. Мыслители не вытесняют, а дополняют мудрецов в тех сферах жизни, которые недоступны мудрецам. В отдельных случаях мыслители нуждаются в личных услугах мудрецов (хх) Мыслители имеют более важное значение для жизни общества, чем мудрецы. Они не просто указывают более рациональные действия, а раскрывают доктрины, которые становятся руководством к деятельности. Мыслители - ученые, специалисты, которые получают свою профессию на основе образования. Мыслители вырождаются в схоластиков, словоблудов, пустозвонов, ортодоксов и т.п. Причиной их вырождения является непонимание ими теории как высшей формы доктрин, отказ от стремления к истине в пользу стремления к собственному авторитету, становящемуся пустой амбицией. Все это отражает ограниченность чистой формы эрудиции (как основы деятельности), не обоснованной интеллектом. ДОКТРИНЫ ® ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Методологи (интеллектуалы) появились давно. Тем не менее, их следует считать будущей формой специалистов. Методологами становятся те, кто развивает мыслительные способности до уровня сознательного их использования в качестве важнейшего фактора жизни. Методологи (ххх) не столько прививают идеологическую основу действий, сколько формируют мыслительные способности других до требующегося уровня и подсказывают методы мышления для нахождения адекватных вариантов действия людей. х) "Деревенская мудрость": искупаться перед посадкой лука, покататься телом по огороду перед посадкой арбузов. хх). Анекдот о профессоре и моряке во время шторма: без математики можно жить, а без умения плавать не спастись во время шторма. ххх) Аристотель учитель не тех, кто знает[42,с.32], а тех, кто мыслит. МЕТОДЫ ® ТЕОРИИ ® ПРАКТИКА (Основания) (Основы) (Деятельность) Овладение мышлением (основанием деятельности) не может быть единовременным действием, а представляет процесс, требующий затрат труда и условий. Этот процесс начинается на определенном уровне индивидуального становления и предполагает первоначальное овладение действиями на основе рекомендованных шаблонов, приемов. Затем обучаемый познает необходимость таких приемов и лежащих в их основе свойств действительности. На высшей ступени овладения мышлением специалисты пользуются приемами в качестве стандартов, одновременно зная об их ограниченностях, относительности и необходимости творческого поиска адекватных приемов объяснения и действия. Методологи - чаще всего специалисты определенных приемов мыслительных действий: математических, логических, статистических, диалектических и т. п. Они нуждаются в услугах и мудрецов в обыденной жизни, и мыслителей в общественной практике. Математики - исторически первые интеллектуалы. Главной проблемой становления методологов следует признать то, что философы не превратились в методологов - специалистов по интеллекту и не обеспечивают развития способности объяснять качество объектов так, как математики развивают способности объяснять количество объектов. Обучение - средство становления мыслительных способностей индивидов. Соответственно воспринимаемой при обучении методологии возникает и уровень мышления личности. Маркс, Энгельс и Ленин создали теорию, которая привела к наибольшему воздействию на общественный прогресс. Поэтому следует избрать использованную ими методологию при формировании мыслительных способностей. Тем более, что они использовали не созданную ими методологию, а достижения предшественников, что не отрицает определенного вклада их в трактовку этой методологии. Последователи Маркса, Энгельса, Ленина ┌──────────┼───────────┐ по признанию ® по призванию ® по интеллекту (по утверждению) (по убеждению) (по способности) единодушцы единоверцы единомышленники Для признания последователем достаточно было назвать себя так. С этого начинали свое становление многие его последователи. «Одно признание марксизма еще не избавляет от ошибок» [88,Т.41,с.26]. Оно чревато опасностями фанатизма. По мере образования происходит становление убежденных последователей, что требует затрат больших усилий и времени. В то же время, не только первая, но и вторая ступень становления мыслящих людей в настоящее время привела к ортодоксальному вырождению этой доктрины. Последователи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина остаются их единоверцами, но не стали их единомышленниками. Полноправными их последователями никто не стал потому, что не овладел диалектическим интеллектом и не способен применять его для понимания реальности. На этот критерий принадлежности к марксизму указывал Энгельс. Русский литератор, А.М. Воден вспоминал: «А, кроме того, Энгельс желал бы, чтобы русские - да и не только русские - не подбирали цитат из Маркса и его, Энгельса, а мыслили бы так, как мыслил бы Маркс на их месте, и что только в этом смысле слово «марксист» имеет право на существование» [29,Т.II,с.84]. Мышление Маркса представлено наилучшим образом в «Капитале». В соответствии с этим марксистом по интеллекту следует считать того, кто может объяснить объекты так, как объяснен капитализм в «Капитале» или овладел «методом Маркса» [88,Т.18,с.347], т. е. способен понять объекты по композиции «Капитала». Наука не обеспечивает такого воспитания людей. Другой вопрос, надо ли пользоваться именем «марксизма-ленинизма» для названия высшей формы науки? Мое мнение - нет! Актуальность интеллектуального воспитания вытекает, прежде всего, из потребностей экономики. В настоящее время идеология признает экономику базой общественного прогресса. В прошлом веке идеология дала ответы на жгучие вопросы общественной жизни, а сегодня должна быть средством решения возникших проблем социально-экономического развития общества. Только диалектический интеллект может быть исходным фактором для динамичного совершенствования общества в интересах трудящихся. Все это указывает на важность исследований диалектического интеллекта и превращения его в норму понимания реальности. Интеллект является высшей формой отображения действительности. Он существует в различных формах: методологии, мышлении, моделировании. Методология науки состоит из частных, общих и всеобщих методов. Особое значение имеют такие всеобщие методы как логика, диалектика, математика. Общество достигло хороших результатов в использовании математического мышления. Хуже обстоит дело с развитием логического и совсем плохо - диалектического мышления людей, т.е. способности «диалектически мыслить» [88,Т.1,с.165]. В советское время законы диалектики знали все образованные люди со школьной скамьи, но они не были способны применять их в качестве метода мышления. Диалектика есть «высшая форма мышления» [102,Т.20,с.19] и необходимо научиться применять ее для диалектического обобщения или обработки объяснения объектов. В настоящее время люди не овладевают логическим и диалектическим мышлением ввиду того, что не решены проблемы превращения логики и диалектики в норму понимания всех объектов реальности. Овладение «подлинно научной диалектикой» [102,Т.16,с.31] предполагает разработку теории диалектического мышления, дидактики обучения ему и методики его применения к пониманию всех объектов реальности. Диалектическое мышление состоит в использовании развития объектов в качестве критерия систематики их форм. Как писал Шекспир в Гамлете, надо уметь послушно следовать за развитием вещей. Учение Маркса «есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке ... Главное из этих приобретений - диалектика, т.е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде...» [88,Т.23,с.43-44]. Тем самым была разрешена «тайна научной диалектики» [102,Т.16,с.27]. Идеи Маркса, Энгельса, Ленина стали высшим развитием философской науки [88,Т.25,с.49]. При написании «Капитала» Маркс использовал «венец философского развития» [102,Т.21,с.273] и поэтому композиция «Капитала» стала «триумфом немецкой науки» [102,Т.31,с.154]. Осознав роль методологии в научном познании Маркс высказал замысел изложить диалектику в доступной здравому человеческому рассудку форме [102,Т.29,с.212] после завершения экономических работ. Однако Марксу не хватило жизни на осуществление этого замысла. Энгельс исследовал диалектику как наше лучшее орудие труда и наше острейшее оружие [102,Т.21,с.302]. Он работал над превращением диалектики в норму мышления. Многие его работы являются образцами диалектического мышления. Исходя из применения диалектики Марксом и Энгельсом при объяснении объектов [88,Т.24,с.264], Ленин продолжил работу над диалектикой. Он поставил задачу вычленения диалектики из «Капитала» Маркса с целью ее использования для диалектической обработки всех наук. «Цель его, - писала Н. Крупская о Ленине, - работы по философии была овладеть методом, как превратить философию в конкретное руководство к действию» [80,с.239]. «Вопросы диалектического подхода ко всем событиям также особо занимали Ильича» [там же, с. 269]. Многие работы Ленина являются образцами применения диалектики и должны быть использованы как основа для овладения диалектическим мышлением. Исследователи затратили много усилий на решение поставленной Марсом, Энгельсом, Лениным проблемы диалектического мышления. Бесплодность их усилий привела к дискредитации истинного подхода к диалектическому мышлению, к возникновению главного противоречия в современных постановках этой проблемы: призывы применять диалектику уживаются с осуждением утверждений о возможности ее применения как прямого, непосредственного инструмента познания во всех науках в качестве «сознательной диалектики» [88,Т.26,с.54]. Тысячи исследователей вели поиск путей превращения диалектики в норму понимания объектов реальности. Данная работа - один из возможных подходов к решению проблемы. Ядро данного подхода - теория сознательного диалектического мышления. Последняя позволяет обучать нормальных людей применению логики и диалектики в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического метода мышления, исследования, творчества. Это пособие относительно и нуждается в совершенствовании по всем возможным направлениям. Решение проблем мышления предполагает не только методологические, но и дидактические исследования. Их успешность зависит от диалектизации диалектики, т. е. применения диалектики к обработке ее собственного понимания и путей обучения ей. Воспитание мышления должно быть главной целью обучения на всех уровнях интеллектуального становления личности. Воспитатели, наставники, учителя должны внести свой вклад в развитие диалектического мышления подрастающего поколения. Для этого они сами должны быть способны диалектически мыслить: «... Чего сам не знаешь, тому и других не научишь» [126,с.149]. «... Мышление должно быть диалектическим» [88,Т.29,с.209]. Его уровни могут быть различными. Исходной формой диалектического мышления может быть восприятие его в качестве инструмента практического действия. Более сложная форма овладения им нужна тем, кто собирается учить диалектическому мышлению других. Самой высокой формой овладения диалектическим мышлением может быть такое, которое необходимо для его совершенствования. Первый уровень освоения диалектического мышления можно назвать потребительским, второй - педагогическим, третий - исследовательским (Прил., рис. 5). «Потребительский» уровень мышления нужен практикам. Им достаточно позитивного объяснения приемов мышления для того, чтобы они овладели ими с минимальными затратами труда. На это нацелено данное пособие. Педагоги должны быть способны практически использовать мышление. Кроме того, они должны знать многие основания мышления, многие факты трактовки объектов классиками науки. Успешность восприятия мышления зависит, прежде всего, от осознания его важности в качестве практического средства решения стоящих задач. Одновременно имеют значение и используемые методы обучения (Прил., рис. 6). Мышление может возникнуть стихийно на основе пассивного его перенятия от предшествующих поколений. Такая вероятность сегодня весьма мала, а поэтому надо отбросить такие рекомендации некоторых исследователей. Рациональнее усвоить мышление на основе проработки диалектически написанных текстов. Именно таким образом перенимают мышление многие мыслители. Дарвин специально указал на то, что он подражал методу написания работы геологом Лайелем. Маркс подражал Дарвину, Смиту, Гегелю. Произведения названных и других, например, Д. Менделеева, классиков науки являются хорошими образцами применения диалектики. Чем больше прочтено таких работ, тем вероятнее усвоение использованного в них метода объяснения, изложения. Знание таких фактов применения диалектического мышления содействует его восприятию. Современное обучение базируется на принципе: обучаемых понуждают читать "первоисточники" (работы классиков науки) с тем, чтобы они переняли их метод мышления. Необходимость этого утверждал Д. Локк: «Черпайте из первоисточников и никогда не берите из вторых рук» [91,Т.3,с.591]. Многие произведения классиков науки являются образцами мышления. Однако «образцы применения диалектики у Маркса» [88,Т.45,с.30], как и у других классиков науки, являются чаще всего элементами больших специальных работ и поэтому их восприятие предполагает должное понимание их доктрин. Только громадные затраты труда помогут развить таким образом способность мышления. Неудивителен тот факт, что данный метод не привел к овладению диалектическим мышлением даже профессионалов политэкономии, досконально знавших «Капитал» Маркса. Обучению диалектическому мышлению явно не хватает разработки специальных дидактических пособий. П. Копнин отмечал, что такое перенятие недостаточно и необходимы специальные руководства по мышлению. Наиболее рациональным методом восприятия мышления следует считать обучение ему на основе дидактических пособий, специально написанных для этих целей. Однако современные учебники философии недостаточны для овладения мышлением, скорее вредят его восприятию. Минимальным дидактическим средством для обучения мышлению может быть одно специально написанное пособие, руководство, самоучитель. Самоучитель обычно включает все необходимое для обучения. Предлагаемая работа может выполнить эту функцию для многих обучаемых, которые воспримут данный подход. Такое возможно для людей с определенным настроем, совпадающим с установкой данного подхода. Большинству же обучаемых данная работа недостаточна, а поэтому она выполнит функцию руководства. Исходя из данной работы, необходимо изучить все названные в ней произведения. В таком случае, данная работа определит общее направление развития способности сознательного диалектического мышления. «Такова именно главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение» [88,Т.4,с.40]. В крайнем случае данная работа представит всего лишь версию мышления, акцентирующую те или иные его аспекты. Работа не ограничивается позитивным пересказом приемов, а включает минимум практических заданий, примеров, упражнений. Эту часть работы, к сожалению, автор вынужден ограничить. Остается надеяться на то, что тот, кто действительно намерен овладеть мышлением, использует богатейшие возможности жизни для тренировки своей способности. С этой целью надо использовать ссылки в тексте и уяснить соответствующие элементы мышления на основе указанных в списке произведений. Необходимо осознать и то, что работа написана на основе применения ее собственных рекомендаций и может быть иллюстрацией мышления. Следи за тем, как здесь мой шаг ведет К познанию истин, для тебя бесценных, Чтобы знать потом, где пролегает брод. [42,с.321]. Работа составляет всего лишь основной дидактический материал для овладения мышлением. Более рациональна проработка системы дидактических пособий, в том числе категориального аппарата, наглядно-образных представлений различных аспектов мышления, хрестоматии высказываний мыслителей по данному вопросу, тестового контроля. Самым экономным способом овладения мышлением следует признать обучение на основе объединения возможностей устного объяснения педагога, и системы дидактических пособий. Работа имеет более широкое значение, чем просто введение в мышление. Фактически она служит введением в методологию научного познания. Объясняя в целом все формы отражения мира людьми, она ориентирует на их овладение с помощью специальных пособий. При использовании текста пособия для самообразовании предлагаю следовать некоторым рекомендация. Работа - не художественное произведение, а поэтому ее нельзя просто читать: бесплодна простая ее читка. Если верить информатике, то необходима 80-300 кратная проработка, продумывание и т.п. идей с тем, чтобы научиться мыслить самостоятельно.
ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ
Необходимо многократно читать пособие, руководствуясь рекомендацией Р. Декарта [43,Т.1,с.307-308]. Нужна проработка разных книг по широкому кругу вопросов, являющихся основанием диалектического мышления. Полезны школьные учебники по биологии, монографии по систематике животных, работы по химии, логике, психологии, педагогике. Особое значение имеет выполнение упражнений Открой же разум свой словам моим И в нем замкни их; исчезает вскоре То, что, услышав, мы не затвердим. [42,с.332] Овладение мышлением представляет процесс восприятия, усвоения, понимания, признания [см. 88,Т.8,с.260; Прил., рис. 7]. Обучение предполагает прослушивание лекций, чтение учебников и первоисточников, продумывание познанного самостоятельно и в процессе выполнения упражнений, обсуждения и т. п. Именно такая многократная и многообразная проработка познаваемого служит развитию способности мыслить. Понимание диалектического мышления предполагает изучение диалектически написанных работ по разным объектам с тем, чтобы осмыслить использование диалектики в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления. Завершается овладение мышлением применением познанного в качестве руководства к действию и решением на его основе жизненных проблем. Исходным пунктом для продуктивного обучения мышлению может быть только признанная практика диалектического мышления предшественников. Как ни мало такого накопленного опыта общественного сознания, тем не менее, он существует и убеждает в возможности мышления и показывает различные его аспекты. С древности осознана необходимость обучения с помощью образцов, которым следует подражать. В частности, Платон специально указывал на необходимость такого подхода: «... все в древности были согласны, что надо упражняться на менее важном и более легком прежде чем на самом важном» [129,Т.2,с.277]. В таком случае использовали серию образцов мышления на примерах хорошо известных явлений и полагали, что это «укажет путь исследования и объяснения» [там же с 278]. Основой овладения мышлением могли бы быть различные произведения классиков науки. Однако, «образцы применения диалектики у Маркса» [88,Т.45,с.30] и у других классиков науки даны на трудных для понимания объектах. Учебное адаптирование трудов классиков науки ждет своих энтузиастов. Поэтому первоначальным материалом для восприятия мышления могут быть специально написанные тексты, которые упрощенно показывают его образцы. Сначала надо понаблюдать применение диалектики на простых текстах и попытаться понять сущность мышления, а затем тренировать способность пересказом диалектически написанных текстов, аналогичного объяснения простейших объектов и т.д. Такое восприятие мышления означает развитие его как определенного стереотипа, шаблона действия, свидетельствующего о восприятии начатков диалектики или «зачатков диалектики» [88,Т.29,с.326]. Начальная ступень диалектического мышления может быть названа диалектическим методом. «... Диалектика ... представляет ... метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследований к другой» [102,Т.20,с.367]. «Итог и резюме, последнее слово и суть логики Гегеля есть диалектический метод ...» [88,Т.29,с.215]. «... Метод предшествует всей науке и все то, что пытаются [утверждать] до того, как его правила хорошо исследованы и твердо установлены, по всей видимости, необходимо и должно быть отброшено как простая игра ума» [64,Т.2,с.309-310]. Диалектический метод предполагает усвоение определенных мыслительных приемов на уровне шаблонов. Такое применение диалектического мышления не требует сразу же понимания его собственной сути и сложных способов его применения. Осознавая относительность простых образцов диалектического объяснения объектов, необходимо их использовать в качестве дидактического средства обучения. Объясняемые предметы должны быть известны обучаемым из жизни и без диалектического мышления. Они должны выступать в форме своеобразных «счетных палочек» диалектики, которые призваны стать средством развития способности самостоятельно мыслить (Примеч., п. 5).
|