Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Основные типы речевой культуры




Читайте также:
  1. F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции.
  2. I. Основные положения
  3. II. Основные правила черной риторики
  4. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  5. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  6. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  7. III. Смешанные типы ментальности и культуры
  8. III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
  9. III.2.2) Основные группы и виды преступлений.
  10. IX.3.1.3. Основные химические вещества
Типы речевой культуры Критерии выделения типов речевой культуры  
Языковая рефлексия Речевой эталон Следование языковой норме Навыки устной и письменной речи Употребление вне-литерату-рных языковых средств Владение функцио- нальными стилями Отношение к заимствованиям  
 
Полнофункциональ­ный Привычка к самоконтролю во всех сферах об­ще-ния. Использо­вание сло­варей, справоч-ников не только в рамках професси-ональной деятельности Классиче­ская ли­тература. Образцы публици­стического и научного стилей Соблюде­ние язы­ковых норм Устная и письменная разновидности речи различают­ся Осторож­ное и толь­ко целесо­образное употребле­ние Свободное владение всеми функцио­нальными стилями Отсутствие злоупотребле­ния иноязыч­ной лексикой  
Неполнофункциональ­ный Критическое отно­шение к собствен­ной речи и к речи окружаю­щих ослаб­лено Язык художественной ли-терату­ры. Язык СМИ Нарушения некоторых норм ввиду их недоста­точной освоенно­сти Устная и письменная разновид­ности не вполне разграничива­ются Целесооб­разное употребле­ние Владение функцио­нальными стилями, необходи­мыми в профессио­нальной деятельности Перенасы­щенность речи заим­ствованной терминологи­ей  
Окончание табл.4.4      
 
Среднелитера­турный Ощущение некоторой ущербно­сти своих речевых возможно­стей Язык СМИ. «Псевдохудожествен­ная» литература Частые нарушения норм не только из-за недостато-чного овладения ими, но и из-за са-моуверенно­сти и даже их созна­тель-ного игно-риро­вания Устная и письменная речь оче­видно не разграничиваются Употребле­ние средств, ти­пичных для данного социального окружения Владение двумя функцио­нальными стилями: обиходно-разговор­ным и профессио­нально обусловлен­ным Злоупотребление мод­ными заимствования­ми, в том числе варваризмами    
Обиходный Не предполагает сознате-льного отношения к своей речи Речь окружающих. Язык рекламы. Язык улицы Языковая норма не является ориентиром в речевой деятельности Затруднения и даже беспомощность в письменном и в устном публичном общении Широкое и неосознанное употребление Использование во всех сферах общения (в т. ч. в условиях форма-льного общения) только разговорной речи Неосознанное употребление  
                       

 



Современными исследователями выявлено существование ещё одного типа речевой культуры- литературно-жаргонизирующего, специфика которого состоит в том, что: а) его носителями являются только журналисты; б) в действительности они (как частные лица) относятся к среднелитературному или даже неполнофункциональному типу, однако в рамках журналистской деятельности они как бы надевали на себя маску носителей жаргонной речи.

Этот тип, сформировался (а точнее – был искусственно создан) в конце ХХ в. как реакция на официоз и казённость речи СМИ советской эпохи. Его основными чертами являются:

• стремление к раскованности речи, приводящей к фамильярности и даже вульгарности;

• последовательное и не всегда целесообразное использование разговорности как приёма в рамках публичной устной и даже письменной речи;



• намеренное снижение речи, при котором из всех синонимических возможностей языка предпочтение отдаётся не только разговорным средствам, но и просторечию, жаргону (отсюда и вторая составляющая в названии – жаргонизирующий).

Именно этот тип представляет наибольшую опасность для общего уровня речевой культуры, поскольку люди, восприимчивые к коммуникативным воздействиям и склонные к подражанию, принимают речь его носителей за эталонную.

За пределами литературного языка выделяются три типа речевой культуры.

1.Просторечный тип, характерный для малообразованных горожан. Его представитель не только не соблюдает норм литературного языка, но и не знает о стилистических (в том числе функционально-стилевых) возможностях языка. Для его речи характерно также обилие грубых слов и слов-паразитов; ТЫ-общение с незнакомыми и малознакомыми людьми, в том числе в ситуации формального общения.

2. Народно-речевой тип,сохранившийся только среди малообразованной части сельского населения, говорящего на диалекте (подробнее о диалектах см. лекцию № 5, § 5.2.).

3. Арготический тип,в прошлом распространённый среди деклассированных элементов (воров, мошенников и др.) с целью сокрытия информации от посторонних, т. е. не включённых в сообщество лиц. Сейчас это так называемый воровской жаргон.

Для представителей этих типов речевой культуры характерно владение только устной разновидностью речи, и даже передача знаний от поколения к поколению осуществляется исключительно в устной форме. В настоящее время наиболее распространённым из них является просторечный тип.



К какому типу речевой культуры Вы отнесёте себя? Почему?

 


Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 24; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.035 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты