Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Тема 6. Протестантизм

Читайте также:
  1. Направления Протестантизма, Их Возникновение И Развитие
  2. Напрями у протестантизмі
  3. Основные направления протестантизма
  4. Период Реформации. Образование Протестантизма
  5. Протестантизм
  6. Протестантизм
  7. Протестантизм
  8. Реформация. Значение протестантизма, его основных учений в процессе перехода к индустриальному обществу (XVI-XVII вв.).

Понятием «протестантизм» обозначаются христианские церкви, возникновение которых связано с процессом Ре-формации. С начала XVI в. и по настоящее время возникло около двух тысяч разновидностей протестантских церквей, приспособленных к условиям конкретных стран и регионов.

Главной причиной возникновения протестантизма яви-лось развитие буржуазных отношений в Западной Европе. Католицизм, который стоял на защите феодальных иерар-хических структур, рассматривался как препятствие на пути формирования новых общественных отношений, вследст-вие чего Реформация была направлена прежде всего против Римско-католической церкви.

Протестантизм возник и как итог формирования кон-кретных течений в общественно-религиозной мысли, ко-торые стали складываться в католицизме. Многие мыслители того времени выступали против политического засилия папства в жизни европейских стран, а также с требованием реформы самой католической церкви.

Два католических реформатора - англичанин Джон Уиклиф (1329-1384) и чех Ян Гус (1365-1415) ставили перед собой задачу не только осуществить реформу в католицизме, но и создать самостоятельные, независимые от Рима церкви, близкие по духу раннему христианству.

Джон Уиклиф был профессором теологии Оксфордского университета. В своих трудах «О государственном господ-стве», «О папской власти» он выступал против светской власти пап, против института монашества, культа святых, отпущения грехов. Наряду с этим он требовал предостав-ления верующим права самим читать и интерпретировать Библию. Ватикан трижды осуждал взгляды Уиклифа и даже вынес вердикт о сожжении его сочинений.

Ян Гус - ректор Пражского университета - был хорошо знаком с реформаторскими взглядами Уиклифа. В своих лекциях и проповедях он выступал против светской власти пап и продажи индульгенций, высказывал сомнения в истинности догматов о святых таинствах. Гус вначале был отлучен от церкви, а затем был заживо сожжен на костре.

В XVI в. усилилось стремление государей поставить под свой контроль церковное управление. В городах му-ниципалитеты стали влиять на церковные институты. Этому способствовали и те глубокие изменения, которые произ-

7*-1047 99


вела в духовном климате Европы Эпоха Возрождения. Гуманисты призывали к восстановлению простоты и чис-тоты учения Иисуса Христа, считали вульгаризацией хри-стианства почитание реликвий и паломничество.



Торговля индульгенциями, основанная на католическом учении о праве Римского папы давать отпущения грехов, послужила поводом к выступлению немецкого богосло-ва Мартина Лютера (1483-1546). 31 октября 1517 г. он прибил на двери собора 95 тезисов о покаянии и отпуще-нии грехов, в которых обличал торговлю «небесными со-кровищами» как противоречащую учению Священного Пи-сания. В 32-ом тезисе Лютер писал: «Тот, кто верит, что индульгенции обеспечивают его спасение, будет навеки осужден вместе со своими учителями». В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.

Все это отвечало интересам бюргеров и части дво-рянства, составивших под водительством Лютера умерен-ное направление немецкой Реформации. В реформатор-ское движение в Германии включились и крестьянско-плебейские слои, возглавляемые Томасом Мюнцером (1490-1525). Учение Мюнцера о «царстве Божием на Зем-ле» было мечтой об обществе без частной собственности. Центрами Реформации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где Ульрихом Цвингпи (1484-1531) и Жаном Кальвином (1509-1564) было осуществлено радикальное преобразование церковного устройства. В реформе были заинтересованы и некоторые государи, недовольные со-средоточением в руках церкви земельных владений и бо-гатств, выплатой крупных денежных средств римским па-пам и их вмешательством в политику. Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические ре-формы. В 1529 г. они заявили «протест» против отмены Шпейерским рейхстагом обретенного ими в 1526 г. права решать вопрос о религии подданных. С этим событием связано происхождение термина «протестантизм», который стали употреблять для обозначения совокупности вероис-поведаний христианства, связанных с Реформацией.



Таким образом, в результате Реформации от католи-цизма отделилась группа протестантских церквей: люте-ранская (в Германии), кальвинистская (в Швейцарии) и анг-


ликанская (в Англии). Эти церкви, а также церкви анабапти-стов, меннонитов и унитариев называют первоначальными формами протестантизма. В более позднее время эти раз-новидности протестантизма вышли за пределы стран, в которых они появились. На их основе образовались новые протестантские направления: баптизм, адвентизм, иего-визм, методизм, пятидесятничество и другие («поздний протестантизм»).


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 5; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задания для самостоятельной работы. 1. Определите отличительные особенности католического культа | Особенности вероучения, организации и культа.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты