КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иршат ЗИАНБЕРДИН.История религий в Башкортостане.
Бисмилаh ал рхман ал рхим. К глубокому моему сожалению, несмотря на наличие в Башкортостане документов религий зороастризма, несторианства, манихейства, иудаизма хазаро-караитского толка и ислама 7-13 веков отдельные представители духовенства республики продолжают при публичных выступлениях называть башкир «мажуси» (язычниками) вплоть до момента начала исповедования ими ислама ханафитского мазхаба. Если это простительно новоиспеченному духовенству республики 1990-2000-ых годов, то это непростительно главам духовных управлений и церквей, особенно ЦДУМ РФ и ДУМ РБ, которые имеют высшее теологическое образование. Наидревнейшие теологические тексты, выполненные иероглифами и датированные Вавилонскими числами, Башкортостана имеются на поверхности Елабужской эпитафии и на скалах Аслыкуля. По этим двум документам (граффити) мы знаем, что уже в 52 веке до нашей эры на территории Башкортостана исповедовали Единобожие. В частности выскобленный на поверхности Елабужской эпитафии текст: - «Не имеющий идолов поклонения Канг» («Канг»- мифический родоначальник династии Кангов). Расшифровку текстов и чисел смотри в таблице №1.
Сами граффити указаны на фотографиях, где под №2 дана Елабужская эпитафия, а под №2 Асылекулевский сфинкс.
№1. №2. Памятниками же зороастрической религии являются «Иероглифический текст Бирского тамгаташа», «Иероглифическиписьменные печатки Бахмутинских могильников», выполненный письмом пехлеви текст «Граффити из Темясовских курганов». В частности, например, в Бирских и Бахмутских памятниках зафиксированы тюркские (так называемые «звериные») летоисчесления «Мосал». Примеры расшифровки этих памятников указаны в таблице №2.
Грамотные мусульманское духовенство должен знать факт, что это двенадцатеричное летосчисление «Мосал» имеются во всех арабописьменных (исламских) рукописях Башкортостана. Граффити зороастрической религии указаны на фотографиях, где под №3 «Бирский Тамгаташ», а под №4 «Темясское граффити». №3 №4 Примечание: Письмо Темясского граффити, пехлеви, применялся только в первое столетие нашей эры. По моему мнению, религия зороастризма в начале нашей эры (о чем свидетельствует появление письменности «пехлеви») разделилась на два мазхаба (веронаправления), причем тюрки зороастрийцы использовали для своих религиозных текстов руны. Эти руны были в пользовании у башкир вплоть до начала 16 века нашей эры. Рунописьменная эпитафия села Москва Учалинского района, по моему мнению, указывает нам на связь башкирского национального эпоса «Урал батыр» именно с религией зороастризма. На фоне каменного барельефа там написано «Урл\\Урал», а пояснительная арабописьменная (позднейшая) надпись гласит «….\\ потомок пророков». На фотографии №5 указана Московская эпитафия. №5. Во втором веке нашей эры на территории нынешнего Башкортостана начинается распространение манихейской религии, основанного учеником Илека по имени Соран. Религиозные тексты, этой религии, выполнены используя арамео-сирийские, брахми и рунические письменности. В четвертом веке нашей эры начинается распространение несторианства (староверства) на нынешней территории Башкортостана. Несторианство было обосновано Византийским патриархом Несторием (в башкирских документах «Нугзар»). Религиозные тексты несториан выполнены используя арамейские и рунические письменности, письмо «брахми». Редко, но имеются и надписи арабским письмом. На фотографии №6 указан башкирский кумбаз с фетвой Нестория, а на фотографии №7 кумбаз с фетьвой манихейского архепископа Инная. Встречаются у нас и монголописьменные граффити 13 века нашей эры выполненные несторианцами. №6
№7. Иудаизм же хазаро-караитского толка, по всей видимости, по моему мнению, начал распространятся в Башкортостане в 3 веке нашей эры, одновременно с манихеизмом. Ведь дело в том, что Соран получил религиозное образование в общине иудействующих христиан, которую возглавлял Илек. Четко датирующих документов времени начала этой религии в Башкортостане пока мы не нашли, но ранние мусульманские тексты 6-7 веков нашей эры, практически все выполнены используя хазаро-караитское письмо. Следовательно, ислам заменил в Башкортостане именно религию иудаизма хазаро-караитского толка. На фотографии №8 показана хазаро-караитописьменная исламская эпитафия кладбища «Кугарсен куз» из Учалинского района. №9. Как видим, наш народ последовательно исполнял учения всех перечисленных и не перечисленных в Аль Коране пророков. Может ли такой народ называться «мажуси»? Нет, конечно! Вот мы и подошли и к тому периоду нашей религиозной истории, которая либо тщательно скрывается, либо умалчивается нашими муллами, а именно к истории ислама 7-13 веков. Башкирский народ начал переходить к исламу добровольно. В селе Калкаман (Нижнее Кунакбаево) Ток-Соранского междуречья Оренбургской области сохранилась исламская эпитафия 689 года с надписью арбским письмом 4-5 веков. Встречаются в Башкортостане и другие мусульманские эпитафии и граффити выполненные задолго до принятия ислама Булан каганом (в 737) году, или Бэркэ ханом (в1255 году). Башкиры муслимы этих исторических эпох тогда еще не придерживались требований ханафитского мазхаба. Однако это не означает, что ханафитские муллы имеют право называть мой народ «мажуси» до перехода к их мазхабу. На рисунке дана эпитафия села Калкаман.
|