Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



II. Тип цикличного цивилизационного развития (восточный тип). 2 страница

Читайте также:
  1. D. Қолқа доғасынан 1 страница
  2. D. Қолқа доғасынан 2 страница
  3. D. Қолқа доғасынан 3 страница
  4. D. Қолқа доғасынан 4 страница
  5. D. Қолқа доғасынан 5 страница
  6. D. Қолқа доғасынан 6 страница
  7. D. Қолқа доғасынан 7 страница
  8. D. Қолқа доғасынан 8 страница
  9. D. Қолқа доғасынан 9 страница
  10. E. M. Donaldson, P.Swanson, W.-K. Chan. 1 страница

После смерти Олега начал править Игорь - сын Рюрика. Хотя он, по-видимому, и не имел большого таланта воина и предводителя, мысль о расширении границ Русского государства Игоря не покидала. Он совершил два набега на греческие владения: на Малую Азию и Константинополь. В начале ему сопутствовал успех, но потом он был разбит. Призвав на помощь варягов, он предпринял в 944 г. новый поход на греков вместе с варягами, русскими, поляками, печенегами, но позволил подарками и полученной данью уговорить себя вернуться в Киев. В 945 г. мир был подтвержден договором, составленным по всем правилам. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договоры Олега.

В том же 945 г. Игорь погиб в древлянской земле, когда пытался взыскать с древлян увеличенную дань. Следует иметь в виду, что древляне издавна отличались непокорностью и навязчивым стремлением отделиться. Легенда, связанная со смертью Игоря, говорит о том, что Игорю понадобились средства на то, чтобы успокоить дружину, которая была недовольна и жаловалась на бедность. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала и месть княгини Ольги составляют замечательное поэтическое представление, рассказанное в летописи.

После смерти Игоря главой Русского государства стала Ольга, вдова Игоря. Осталась она с малолетним сыном и поэтому вынуждена была правление взять на себя. Уже приходилось упоминать, что у славян женщины не находились в униженном положений, а более того, даже пользовались уважением. По древнеславянскому обычаю вдовы обладали гражданской самостоятельностью и полноправием, и вообще положение женщин у славян было лучше, чем у других европейских народов, также относящихся к женщинам достойно. Летопись говорит об Ольге как о "мудрейше всех человеке" и приписывает ей большие заботы об устроении русской земли. Действительно, Ольга оборотила всю свою энергию не на дальнейшее расширение владений, а на упорядочение и обустройство того, что имела. Вероятно, женское начало, отличающееся меньшей агрессивностью и склонностью к стабильности, наконец-то, хотя и на время, позволило прекратить нескончаемую череду завоеваний и присоединений земель, поглощавших энергию русского народа и не дававших возможностей для собственного развития. Деятельность Ольги началась с упорядочения сбора полюдья, к чему подтолкнули ее события, связанные с древлянами. Для этого она стала заниматься строительством новых сборных пунктов, погостов, служивших для исполнения обязанностей по отношению к населению (судов, расправ), устанавливала урочи и уставы, т.е. определяла, что и как делать.



Важным событием для дальнейшей судьбы древнерусского государства стало принятие Ольгой христианства. Летопись говорит о том, что Ольгу крестили "царь с патриархом" в Царыраде. Летописец, повествуя о поездке Ольги, подчеркивает ее исключительную мудрость и хитрость и уверяет, что ей дважды удалось перехитрить императора, отказавшись от его сватовства и отказав ему в дарах или дани, на которую он надеялся. После возвращения домой Ольга, вероятно, пыталась способствовать распространению христианства, но убедить своего сына принять его не могла, хотя он и не препятствовал христианизации.

Когда подрос сын Ольги и Игоря, Святослав, в Древнерусском государстве страсть к дальнейшим завоеваниям взыграла снова. Святослав проявил большую склонность к военным занятиям. Хотя он и носил славянское имя, нравом он был точно варяг - воин. Святослав показывал пример своему войску простотой и выносливостью в тяготах походной жизни. Ему удалось разбить хазар, вятичей и Многие другие народы. Он был первым, кто для покорения земель перешел через Оку и Волгу. Святослав также усмирил булгар на Дунае и перенес свою резиденцию в г. Переславль. Неустанно и беспрерывно Святослав ковал русскую военную мощь. Летописец сообщает, что Святослав настолько был уверен в своей победе, что "посылаше къ странам, глаголя: "Хочу на вы ити"1. Святослав совершил беспрецедентный победный поход, преодолев несколько тысяч километров, захватив целый ряд крепостей и разгромив ни одно сильное войско. Была полностью сломлена мощь Хазарского каганата, который до этого похода Святослава господствовал на обширной территории Восточной Европы. Но падение Хазарского царства усиливало печенегов. В их распоряжение попадали южнорусские земли, занятые раньше хазарами, и Руси пришлось вскоре испытать большие беды от этих кочевников.



Но на этом Святослав не успокоился. В 968 г. он предпринял еще несколько походов на Дунай. Источники рассказывают, что Святослав получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. В этом же году его войско достигло Болгарии и одержало победу. Святославу пришлись по душе болгарские земли, и он решил здесь остаться. "Хочу жить в Переяславце Дунайском, - там середина моей земли, там собираются всякие блага: от греков - золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров - серебро и кони, из Руси - меха, воск и мед"1. Однако в связи с убийством законного императора Никифора политика греков к присутствию русских претерпела изменения. Они потребовали удаления Святослава обратно на Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. В 971 г. началась война, которая закончилась его поражением. Это были ожесточенные битвы, и Лев Диакон, негодующе и злобно настроенный к Святославу и к славянам вообще, все же был вынужден написать, что "... этот народ безрассуден, храбр, воинственен и могуч...". Именно тогда Святослав произнес знаменитые слова: " ...да не посрамимъ земли Русские, но ляжем костьми, мертвыми бо срама не имиамъ". В результате Святослав вынужден был заключить мир и покинуть Болгарию. Предположительно, по дороге домой войско Святослава было захвачено печенегами и рассеяно, а сам Святослав был убит в 972 году.

Таким образом, воинственность русского народа себя явно обозначила уже в самом начале его развития. Это объясняется не какими-то генетическими особенностями русских, а влиянием все тех же природно-климатических условий. Непригодность или малопригодность земель для земледелия, на которых возникли первые очаги русской государственности, ненадежность источников питания, получаемых от природы, - все это в определенной мере толкало на завоевания чужих территорий. Кроме того, суровый климат способствовал выработке у русских людей соответствующих черт характера. Им была присуща привычка к чрезмерному напряжению сил. Она сослужила добрую услугу как в занятии хлебопашеством, которое занимало очень краткий период в году и было малопродуктивно в столь суровом климате, так и в ведении военных действий. Русские люди отличались физической выносливостью и оттачивали это качество также в результате ведения охоты, являвшейся одним из основных источников питания, причем питания белкового.

1Кожинов В. Ольга и Святослав // Родина. 1993. № 4. С. 37.

1Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М., 1992. С. 33.

4.5. Ирригационный (фортификационный) фактор в происхождении Древнерусского государства

Строительство гигантских общественных сооружений началось в Египте с возведения огромных систем для увлажнения земель, т.е. ирригационных сооружений. Впоследствии с укреплением власти фараонов стали возводиться гигантские усыпальницы или пирамиды силами многотысячного отряда египетских рабов. Далее опыт строительства гигантских сооружений стал распространяться. Сады Семирамиды, Храм Зевса и другие исторические памятники, относящиеся к семи чудесам света, сооружались силами многих и многих тысяч людей. Как уже отмечалось, строительство этих сложных объектов требовало особых организаторов и координаторов, которые в дальнейшем, обретя опыт, стали решать и другие общественные задачи. Они становились государственными служащими, профессиональными управленцами, представителями государственной власти. Авторы, объясняющие процесс возникновения государства, понимают под строительством общественных сооружений не только ирригационные системы, но и другие крупные сооружения, которые требовали огромных трудозатрат и служили в той или иной степени интересам всего общества. Однако они обобщают и обозначают все эти общественные системы одним термином "ирригационные сооружения", отдавая дань мысли человеческой, побудившей строить эти большие объекты, мысли, появившейся на заре цивилизации, в Египте.

Примем в качестве исходных положения автора ирригационной теории происхождения государства и рассмотрим, имел ли место и оказал ли какое-либо влияние фактор строительства общественных систем (или ирригационный фактор) на процесс возникновения Древнерусского государства.

Образование Древнерусского государства - это не одномоментный процесс. Его строительство заняло несколько веков. Свою лепту и причем весьма значительную вложил очередной правитель, князь Владимир I.

После смерти Святослава на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли междоусобия, в которых погибли Ярополк и Олег. Владимир остался единодержавным правителем. Усобицы негативно повлияли на внутреннее состояние Русского государства. Вот почему Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы дисциплинировать варягов, служивших у него и требовавших большую плату за помощь ему в захвате Киева, а также усмирить племена вятичей и радимичей. Пошатнулось после неудачи Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн и был, бесспорно, талантливым полководцем. Ему удалось расширить государство во многих направлениях.

Однако основные свои силы Владимир направил на то, чтобы оградить Русское государство от нашествий и набегов соседей. В это время печенеги представляли наибольшую угрозу. Владимир стал создавать мощные фортификационные или попросту заградительные сооружения против внешних врагов. Оборонительная линия была создана южнее Киева. Был перестроен ряд крепостей на Стугне, Суле, Десне. Для строительства заградительных сооружений недостаточно было привлечь воинские гарнизоны. В их сооружении участвовали все жители окрестных деревень. Строительство было масштабным: большим как по своей протяженности, так и по количеству людей, в нем занятых. Киевский князь должен был заботиться не только об обороне столицы, но и создавать систему пограничных укреплений. Конечно, такие гигантские системы в полном объеме не могли быть выполнены в течение жизни одного поколения. Вот почему эта забота в полной мере пала впоследствии на плечи Ярослава Мудрого.

Таким образом, князья Владимир и Ярослав впервые после Ольги решили отказаться от военной экспансии и прежде всего удержать и защитить то, что было завоевано и приобретено. Они предстают перед нами уже как истинные хозяева, государи Руси в отличие от Олега, Игоря и Святослава, которые чувствовали себя больше завоевателями, нежели государями русских земель, объединенных лишь механически, лишь внешне, причем с использованием военной силы. Позднее французский политический деятель Талейран, отмечая роль военной силы в истории государственности, говорил, что штыки годятся для всего, но на них долго не усидишь.

Какие же оборонительные укрепления строили наши предки ?

Прежде всего стремились обезопасить города. Их обносили толстой стеной. Для строительства использовались подручные материалы (дерево, камни и др.). Затем насыпали земляной вал и не один. Иногда между земляными валами делали водную преграду. Продумывали снабжение города водой на случай осады. Для этого прорывали глубокие колодцы, всевозможные потайные ходы.

Чтобы не допустить приближение врага к столице, строили крепости, укрепленные городки на границах территории Русского государства. В них помещали в качестве гарнизонов население, призванное и переведенное из других областей.

Кроме этого, киевское правительство принимало меры к строительству, особенно на степных границах, земляных укреплений из длинных извилистых валов, тянувшихся на десятки верст. Там, где это было возможно и целесообразно, делались лесные засеки. Мы видим, что человеческая мысль повторяется: в Китае для отражения нашествий с севера была построена Великая китайская стена. Только там в изобилии был камень, и это сооружение было каменным и сохранилось на длительный срок. На Руси, расположившейся на равнине, камня в достаточном количестве не было. Сооружения пришлось строить из того, что было доступно: земли, древесины. Пристальный взгляд археологов позволил обнаружить остатки земляных валов, этих древних оборонительных сооружений.

Ирригационный фактор дает о себе знать и в другом отношении, а именно при строительстве гигантских храмов на Руси.

Но все началось с религиозной реформы Владимира. Он предпринял попытки унифицировать языческие культы в 983 г. и принял христианство в 988 г.

Об этом следует сказать несколько подробнее.

В Киеве давно было известно христианство. Христианкой была княгиня Ольга. Часть дружины Владимира приняла христианство во время его походов в Константинополь. В X в. в Киеве был храм-церковь св. Ильи, христианского двойника Перуна. Ко времени Святослава и Владимира была создана большая христианская литература в соседней Болгарии, написанная на старославянском языке, приемлемом для русских. Но киевские князья медлили с принятием христианства, вероятно, расценивая принятие крещения из рук византийцев как переход в вассальную зависимость от Византии. Поэтому, когда Владимир вторгся в Крым и захватил Херсонес, он мог диктовать свои условия императорскому дому.

Владимир направил посольство к императору Василию в Константинополь и попросил его сестру Анну в жены. На это было дано согласие, но при условии, что Владимир примет христианскую веру. Владимир согласился и был крещен в Херсонесе. Но о каком-то вассалитете в таких условиях не могло быть и речи. По возвращении домой он велел разрушить всех языческих идолов и крестил народ. Это произошло в 988 г. С большой щедростью он воздвигал в Киеве храмы, сгоняя для работы сотни людей и облагая, в частности, жителей окрестных деревень обязательствами по "поставке" необходимых для этого материалов и продуктов.

Ярослав продолжил христианские начинания Владимира. При нем вера христианская стала расширяться. Вызывая мастеров из Византии, Ярослав построил много храмов на Руси. Наиболее знаменит кафедральный собор Святой Софии в Киеве. Было основано много монастырей, также требовавших затраты трудовых усилий многих тысяч людей. Крепло и церковное управление. Ярослав не жалел сил на украшение столицы. В городе были построены Золотые ворота, каменные стены вокруг города. Киев при нем стал одним из богатых и красивых городов Европы. Его начали даже считать соперником Константинополя.

Строительство общественных сооружений, конечно, требовало величайших организаторов. И такие находились, а если их не было (как в случае со строительством храмовых комплексов), то организаторов приглашали из других стран. Их опыт (речь идет об управленческом опыте) в дальнейшем стал использоваться при решении других вопросов, имеющих общественное звучание. Используя этот богатейший опыт, государственная власть стала брать на себя больший круг общих дел для разрешения. Государственность крепла. Таким образом, ирригационный (применительно к Руси - фортификационный) фактор сыграл положительную роль в процессе образования и укрепления достаточно сильной государственности в Древней Руси.

4.6. Патримониальный фактор в процессе создания Древнерусского государства

Прослеживая экономическое и социально-политическое развитие Европы, нельзя не отметить, что процесс возникновения государственности на европейском континенте замедляется с юго-запада на северо-восток, от Средиземного моря, колыбели античных цивилизаций, к Балтике и дальше к Северному Ледовитому океану. Русь - окраина европейского континента. Вот почему государственность здесь возникла гораздо позднее даже по сравнению с северной частью Европы, в частности со Скандинавией, располагающейся на более северной широте, чем исконно русские земли. Государственность на Руси возникла и позднее, и набирала силу более медленными темпами.

Однако ничего удивительного здесь нет. Это не вина, да и не беда русского народа. Это объективный ход исторического процесса, который подкорректировать или ускорить человечеству было не дано. Слишком неравны были силы природы и человечества, встречавшего лишь свою зарю. Да и на сегодняшний день мы не можем сказать, что мы одолели силы природы. Бесспорно, человечество стало сильней и умней, но силы природы неизмеримо могущественнее.

Чтобы подтвердить эту мысль воссоздадим имевшую место в древнерусской действительности картину, дающую нам представление о том, как развивались отношения земельной собственности. Или иначе, посмотрим, какое влияние на процесс возникновения и развития древнерусской государственности, ускоряющее или замедляющее, оказал патримониальный фактор.

Согласно представлениям сторонников патримониальной теории, государственная власть - это преобразованная власть собственника земли. Право владения землей как бы автоматически распространяется и на людей. Земля же в первобытном обществе принадлежала общине, затем ею стали распоряжаться вожди, а в дальнейшем, когда стал появляться слой профессиональных управленцев, то землей стали распоряжаться правители. Особенности климата в разных частях земли наложили отпечаток на дальнейшее развитие отношений земельной собственности, что впоследствии обусловило два пути появления государственности: европейский и азиатский.

В первом случае мягкие климатические условия способствовали передаче земли в частную собственность, т.е. в руки отдельных семей, которые могли ее самостоятельно обрабатывать. Государственность, развивавшаяся по европейскому пути, очень быстро прогрессировала. Частные собственники, финансировавшие государственную власть и обеспечивавшие ее материальную основу, имели возможность поэтому на нее влиять и требовать от нее отдачи.

Во втором случае этого не происходило по той причине, что суровые климатические условия диктовали владение землей только коллективное. Земельные отношения на Руси развивались по второму типу.

На Руси государство являлось верховным собственником земли. Князья "жаловали" земельные угодья своим приближенным, которые в ответ на это должны были верно служить и подчиняться князю. Служба или должность была тесно связана с земельным наделом. Можно было даже говорить, что должности продавались как частная собственность. Но так стало происходить гораздо позднее. В начале же дело обстояло иначе.

В Древней Руси в силу природных условий земледелие развивалось медленно и было развито недостаточно. Не меньшую ценность наряду с возделываемыми угодьями с точки зрения получаемого дохода представляли природные богатства (пушнина, воск, мед, рыбные уловы и т.п.). Мы видим, что собирательство в полную меру соседствовало с нарождающимся производящим хозяйством. Вот почему вплоть до середины XII в. включительно древнейшие княжеские пожалования составляли не земельные угодья, а часть государственных доходов с определенной территории ("десятина") и повинностей в пользу церкви с местного населения. Бояре и дружинники со времен первых Рюриковичей получали от князя часть дани, в сборе которой они участвовали. Походы за сбором дани - "в полюдье" - наряду с военными экспедициями занимали большую часть времени князя и его администрации. Случались конфликты с местными племенами из-за резкого превышения размеров дани. Можно вспомнить хрестоматийный пример с князем Игорем и древлянами. Конфликт был спровоцирован княжеской дружиной, т.е. "коллективным феодалом", с интересами которого князь вынужден был считаться.

Централизованный характер сбора и распределения дани в сочетании со слабым развитием производящей экономики, способствовал тому, что в Древней Руси аристократия не стремилась "сесть на землю" или обособиться на местах, как это происходило в Западной Европе, а концентрировалась в городах при княжеском дворе. Одним словом, на Руси господствовала коллективная форма земельной собственности, выраженная в максимальной ее степени. Правда, здесь речь не идет о древнейших местных династиях, чьи владения были подчинены киевскому великому князю.

Экономические отношения на Руси понемногу развивались. Впоследствии наступил такой этап, когда осуществлять владение землей единым феодальным собственником стало неэффективно. К тому же держава постоянно расширялась за счет завоеванных земель. Чтобы сохранить и упрочить земельную собственность, великие князья стали создавать уделы и передавать их вместе с городами своему многочисленному потомству. Княжеские уделы могли теперь существовать самостоятельно. Правда, после смерти очередного великого князя (Святослава, Владимира) с новой силой начинался период междоусобиц между потомками до тех пор, пока в конце концов власть не доставалась одному из них.

В исторической литературе эти факты раздела Земли Русской оцениваются отрицательно. Указывается, что это - результат недальновидности великих князей. Напротив, скорее всего это был единственно возможный вариант сохранения государственной власти в руках Рюриковичей, в противном случае государственный корабль, еще такой непрочный, мог пойти ко дну. Время передачи земельной собственности в руки аристократии еще не пришло. Пройдет еще много веков, в течение которых будет медленно и постепенно развиваться производящая экономика на российской земле и будут создаваться для этого необходимые предпосылки. Но это уже будет находиться за пределами времени существования Древнерусского государства. Передача же собственности на землю частным собственникам началась только в Российском государстве и была прервана Октябрьской революцией. До сих пор проблема частной собственности на землю остается предметом острых общественных дискуссий.

4.7. Политическая специализация на российских просторах

Теория специализации, претендующая на универсальность, позволяет не только объяснить процесс образования Древнерусского государства, но и ответить на вопрос о том, почему его судьба оказалась столь незавидной.

Напомним, что основным тезисом теории специализации является положение, согласно которому государство - это результат политической специализации, т.е. результат появления и выделения в особую категорию труда управленческого, обусловленного в свою очередь достаточным уровнем специализации в области экономики и другими причинами. Напомним, что специализация труда - это результат конкуренции и борьбы между людьми за лучшие условия жизни; и чем выше конкуренция, тем выше развитие того или иного народа. Зависит же уровень специализации от плотности населения, но главное - от степени сотрудничества между людьми. Рассмотрим эти положения применительно к Древней Руси.

Древнерусское государство появилось тогда, когда до определенного значения выросла плотность населения и стали возникать города. Плотность населения привела к тому, что возрастало число столкновений интересов людей, а это порождало многочисленные конфликты. Общение же новгородских славян с соседними народами, в частности со скандинавскими, и знакомство с их жизнью давало основание полагать, что жизнь все же можно устроить иначе, без междоусобиц. Именно тогда и стала осознаваться необходимость "наряда" или порядка на Руси. Но как его навести? Поскольку пока на этот счет никаких предложений не возникло, решили обратиться за помощью к варягам и пригласить их помочь навести порядок и устроить жизнь на Руси. Специалисты "по наведению порядка" или управленцы (Рюрик со дружиной) были как бы импортированы, но, заметим, это произошло не ранее того, как возникла необходимость в организации жизни, т.е. в специализированном управленческом труде.

Однако одного количественного возрастания плотности населения для образования государства недостаточно. Дополнительно необходима определенная степень взаимосвязи и сотрудничества между людьми. И таковая с неизбежностью возникает, если в области производства материальных благ труд начинает специализироваться. О том, что на Руси такая специализация уже началась до призвания варягов, свидетельствует факт возникновения городов. Именно в городах (Новгороде, Изборске и др.) происходила концентрация ремесленников, начинала развиваться торговля. Окружавшие города поселения занимались земледелием, хотя оно и находилось в зачаточном состоянии, а также бортничеством, охотой. Они являлись поставщиками пушнины и иных продуктов, которые давала природа. Постепенно выявилась потребность в урегулировании взаимообмена города и деревни. Реализовать эту потребность могли опять-таки профессиональные управленцы.

Таким образом, до призвания варягов на Руси сложились условия для образования государства и появилась потребность в профессиональных управленцах, т.е. в политической специализации.

Создание государства - это не одномоментный, а длительный процесс. Древнерусское государство не было в этом отношении исключением. С призванием варягов (для ориентировки укажем год смерти Рюрика - 879 г.) процесс образования государства на Руси только начался. Завершился он в период правления князя Владимира (создание идейной основы - принятие христианства в 988 г. - можно условно считать фактом возникновения Древнерусского государства).

Почему же столь медленно создавалось Русское государство и почему жизнь его оказалась не столь длительной, как могла бы быть? Используя ту же теорию специализации, попытаемся выяснить причины, это обусловившие.

Первая причина: особые географические условия, в которых проживало темя славян. Славяне жили на равнинной слабо заселенной территории. Это позволяло постепенно возрастающему славянскому населению как бы растекаться, тем более что естественных границ вокруг в виде гор и горных хребтов не было. Если обнаруживалось, что окружающие флора и фауна вдруг перестали давать необходимые средства для пропитания, то переселение на новые земли всегда позволяло выйти из этого положения и восполнить недостаток средств. Благо, что вокруг всегда было много никем не занятой земли. Кроме того, если приходилось встречаться с другими народами (чудью, меря и др.), то эти встречи носили мирный характер. По крайней мере ни в письменных источниках, ни в народных преданиях не уцелело воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе с пришельцами. Вероятно, это потому, что северные народы, в отличие от южных, обладают более спокойным нравом. Все это делало окружающую среду малоконкурентной и не способствовало усилению ни экономической, ни политической специализации.

Вторая причина: разнообразная и богатая, хотя и суровая, природная среда, позволявшая славянам удовлетворять практически все свои потребности, не вступая в контакты с другими народами. Основные средства для существования давал лес. Он снабжал человека строительным материалом и топливом, материалом для домашней обстановки и изготовления посуды; давал русскому мужику липовую кору для вязания лыковых лаптей - традиционной обуви славян; позволял вести и развивать промыслы, получать смолу и деготь, столь необходимые в хозяйственном ведении. Охота давала возможность получать мясо, изготавливать теплую одежду. Лесное пчеловодство было большим подспорьем в обеспечении населения разнообразным питанием.

Но был еще и другой источник жизненных благ - реки. Существовала густая их сеть. Они были полны рыбой - продуктом в высшей степени полезным и калорийным. Охота и рыболовство, которым преимущественно занимались славяне, в отличие от крайне неразвитого земледелия, не требовали большого числа людей и не стимулировали развитие сотрудничества. Пребывание в таких природных условиях давало возможность поселениям людей быть самодостаточными, не стимулировало развитие и специализацию производства, не вызывало потребности в контактах с другими народами, что в свою очередь не вызывало обостренную потребность в профессиональных управленцах (государственных служащих). Вот почему начавшийся даже с помощью варягов процесс образования государства на Руси растянулся более чем на целый век.

Таким образом, российские просторы отнюдь не способствовали повышению степени специализации труда вообще и, в частности, такой его разновидности, как политическая специализация труда.

Медленно и вяло протекавший процесс образования Древнерусского государства не позволил стать ему достаточно прочным, чтобы отразить татаро-монгольское нашествие. Оно пало под копытами лошадей племен, находившихся, в отличие от русских, еще в догосударственном состоянии.

4.8. Характеристика империи Рюриковичей

Проанализируем Древнюю Русь на предмет наличия у нее признаков, характеризующих ее именно как государственное образование. Это занятие отнюдь не праздное, поскольку с высоты "сегодняшнего полета" многие современные ученые, вслед за С.М. Соловьевым, считают Древнюю Русь каким-то неустойчивым политическим образованием, которое и государством-то трудно назвать. В лучшем случае оно может быть названо протогосударством.

Попытаемся доказать обратное этому утверждению: Древняя Русь обладает всеми признаками, присущими любому государственному образованию, и с полным основанием может быть названа государством. К признакам государства относятся:

1. Территория. К концу X в. Древняя Русь занимала большую территорию на Восточно-Европейской равнине, протянувшись с севера на юг. По своему строению она представляла собой совокупность многих княжений, объединенных одной династией, которые подчинялись Киевскому Великому князю. История Древней Руси полна примерами, когда отдельные княжества объявляли себя самостоятельными и не желали подчиняться Великому князю. И всякий раз приходилось в этих случаях преодолевать сопротивление князей, которых обуял дух сепаратизма, и подтверждать Великий престол военной силой.


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 18; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Тип цикличного цивилизационного развития (восточный тип). 1 страница | II. Тип цикличного цивилизационного развития (восточный тип). 3 страница
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты