КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально- этнические общности как субъекты и объекты политики
Население Земли образует множестворазнообразных общностей. Особое место среди них по устойчивости в истории, по вкладу в культурное достояние человечества занимают этносы. Научное осмысление понятия «этнос» для обозначения особой общности людей активизировалось во второй половине ХХ века, когда появилось огромное количество публикаций по этой проблеме. Интерес к этнической проблематике вызван тем, что этнические отношения, конфликты стали играть существенную роль в жизни многих государств. Оказалась несостоятельной позиция, согласно которой фактор этничности будет терять свое значение вследствие процессов модернизации, индустриализации, демократизации. На практике этнические проблемы в современных условиях стоят чрезвычайно остро в ряде стран, приводя к межэтническим конфликтам, гибели мирного населения. Термин «этнос» (ethnos) появился в древнегреческом языке, где он имел несколько значений – народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, род и др. Примерно в IV – V вв. до н.э. господствующим значением становится “племя”, “негреческое племя”. В этом значении оно вошло в римскую культуру и латинский язык. Появляется прилагательное “этнический” (ethnicos), которое используется в библейских текстах в смысле «языческий», «нехристианский». До конца XVIII века употребление понятия «этнос» было ограниченным. В XIX веке этот термин стал использоваться в научной литературе в значении «народ», во многом благодаря трудам немецкого этнолога А. Бастина, который под понятием «этнический» подразумевал культурно-специфический облик народа. Современное понимание этноса восходит к определению, данному в 1920-е годы русским этнографом С. М. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп». (Широкогоров С.М. Исследование основных принципов этнологии и этнографических явлений // Отдельный оттиск из Т. LXVII Известий Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета – Шанхай, 1922. с. 13.). Более широкое толкование термина «этнос» состоит в том, что он объединяет понятия «племя», «народность», «нация». Этнос выделяется из других общностей людей рядом признаков. – Самоназвание (эндоэтноним) – собственное имя. Нет племени, народности, нации, у которых бы оно отсутствовало. Экзоэтнонимы – имена, даваемые данному этносу другими народами, часто отличаются и от самоназвания, и друг от друга. – Общность самосознания как совокупность взглядов, оценок, мнений, отношений, выражающих представления членов данной социально-этнической общности о своей истории, судьбе, месте среди других народов, целях и интересах. Этническое самосознание формируется в древности, на основе отличия от других этносов по культурным, антропологическим, религиозным и иным признакам, противопоставляя «мы» и «они». В конечном счете этносом становится только та группа людей, которая осознает себя особой общностью, отличает себя от других групп. Осознание группового единства и принято называть этническим самосознанием, внешним выражением которого является самоназвание (этноним). Этническое самосознание выступает интегральным показателем этноса, позволяя ему сохраняться и в условиях потери этнической территории, территориального разобщения. В связи с тем, что исторически формировались такие общности людей, как роды, племена, народности, нации, то менялось и этническое самосознание их членов. Собственно национальное сознание многих народов мира оформилось в XVIII – XIX веках на основе становления и развития современных наций. Национальное сознание белорусов оформилось во второй половине XIX – начале ХХ веков. Сегодня развитие национального самосознания является важным фактором самосохранения и развития белорусской нации. Национальное самосознание включает рациональные (осознание своей принадлежности к нации) и эмоциональные (чувства, надежды, сопереживание единства с членами этнической группы) элементы. Оно является индивидуальным, в отличие от национального сознания, которое выражает господствующие общественные представления национально-этнической группы. Довольно точно определить уровень национального самосознания можно по таким показателям, как знание истории своего государства, народа, национальных традиций, отношение к праздникам, обычаям, языку, чувство национального достоинства. Важнейшим критерием является самодистанцирование, отличие себя от других и сознание связей своей личности с жизнью и судьбой данного этноса. –Устойчивость. Этнос – устойчивая во времени межпоколенная группа. Каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно “исключить” из этнической группы. В принадлежности к такой группе человек ищет опору в жизни, солидарность. Нестабильность в мире объективно способствует росту национально-государственного самосознания. –Общие компоненты культуры. Сопоставление своей этнической группы (“мы”) с другими группами (“они”) базируется на различиях в языке, традициях, религии, способе производства, в системах ценностей. Закрепление этих различий способствовало сохранению национальной культуры, языка, народного творчества. Этническая культура проявляется во всех областях жизни народа, в стереотипах поведения, традициях, обрядности. На ее формирование влияют природные условия, климат. Так, символами Родины у белорусов являются аисты, такие реки, как Неман, Припять, Нарочанские озера, Беловежская пуща. Вместе с тем современные нации не замыкаются на этнической стороне своей культуры. Они используют достижения других культур, взаимодействуя в мировом культурном процессе, сохраняя свой специфический стиль. Ни один из элементов культуры не является непременным этнодифференцирующим признаком. В одних случаях главная роль принадлежит языку, в других – религии и т.д. Этнос – это культурная целостность, осознающая себя как таковую. –Общие черты психики. Это представления об общности происхождения, о “родной земле”, природе, религиозной, гражданской общности. Они формируются на протяжении многих столетий и представляют наиболее глубинные пласты сознания и подсознания человека, меняясь медленнее всего. – Целостность территории. Этот признак имеет важнейшее значение для возникновения этноса. Но есть устойчивые этносы и без единой для них территории и государственности. Их объединяют особенности культуры, психики, язык, самосознание, самоназвание. По мнению Ю. Бромлея, этот комплекс и составляет ядро собственно этнических свойств. Место формирования данного этноса, зона обитания его основной части называется этнической территорией. Часто эта территория не совпадает с государственной границей, которая рассекает и отделяет этническую территорию, что ведет к острым конфликтам (например, этническая территория курдов входит в состав четырех государств). Этносы – исторически сложившиеся системы. Ни один этнос не является вечным и неизменным. Многие когда-то известные народы ушли в небытие (скифы, половцы, финикийцы), другие существуют с древних времена финяне, грузины). Нации возникают с развитием капитализма (английская ( XVI в), русская ( XVII – XVIII вв.), немецкая (XIX в). Процесс формирования наций продолжается и ныне. Этничность – особая характеристика личности, состоящая в переживании индивидом своей принадлежности к определенной общности людей, проявляющаяся в сравнении «мы» и «они» в ходе взаимодействия с другими этносами. Этничность – это форма социальной организации культурных различий. (Ф. Барт). Осознание этой совокупности черт проявляется в понимании людьми своей национальной идентичности.
|