КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скульптура. Героические страницы отечественной истории получили свое воплощение в искусстве скульптуры ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Героические страницы отечественной истории получили свое воплощение в искусстве скульптуры. В Москве по проекту И.П. Маркса сооружаются памятники Минину и Пожарскому, в Петербурге У Казанского собора по проекту Б.И. Орловского были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И. Орловским. Четыре скульптурные группы «Укрощение коня», установленные на Аничковом мосту в Петербурге, принесли их автору П.К. Клодту мировую известность. Музыка В творчестве Михаила Ивановича Глинки (1804—1857) русское музыкальное искусство, усвоив западные средства выражения (общие нормы гармонии, богатый и яркий западный оркестр), поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей национальной русской музыки. Некоторые сцены в опере «Жизнь за царя» (например, знаменитый хор «Славься») поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой отличается и другая опера Глинки — «Руслан и Людмила». Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В те времена еще далеко не все сознавали подлинное значение его творчества. Пушкинский сюжет лег в основу оперы А.С. Даргомыжского «Русалка». Эта опера тоже встретила холодный прием у публики, привыкшей к мелодиям итальянских композиторов. Даргомыжский, по его словам, не искал «льстивых для слуха мелодий». Он хотел, «чтобы звуки прямо выражали слово», стремился к раскрытию внутреннего мира своих героев и умел передавать их душевное состояние взволнованной музыкальной речью. Обаятельно талантливые А.А. Алябьев, А.Е. Варламов и АЛ. Гурилев обогатили русскую музыку многими очаровательными романсами. От них ведет начало русский городской романс, наивный и трогательный. В первой половине XIX в. русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту. Театр В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них выступали и крепостные и вольнонаемные актеры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788—1863), друг Белинского и Герцена, до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов (1800—1848) вырос в семье крепостного актера. Исполнение Мочаловым роли Гамлета вызывало восхищенные отзывы Белинского. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» — сначала в Петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом где роль городничего играл Щепкин. Цензура не пропускала пьесу, и только личное вмешательство Николая I позволило ее поставить. После спектакля царь смущенно сказал: «Всем досталось, а мне более всех!» Очень неровно складывалась судьба России в первые 55 лет XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной. В начале века составлялись конституционные проекты, а в середине само слово «конституция» страшно было произнести. И в течение всего этого периода тень крепостного права омрачала жизнь России. Но вскоре после разгрома декабристов исподволь начался новый подъем общественного движения. Это говорило о том, что свободолюбивый дух России не сломлен. Это вселяло надежду, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно — культуры. Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение плеяды замечательных зодчих — старый Петербург.
|