КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ведически-саентологический следИтак, если нет нейропластичности, эмоции возникают как субъективная интерпретация восприятия той информации, которая поступает из внешней среды, и работают как стимулы к мыслям и действиям, определённым прошлым опытом(выделения и сноски наши):
«Знакомая ситуация? Вначале происходит узнавание стимула, затем ему приписывается значение или интерпретация, затем гипоталамус получает распоряжение выпустить в кровь определённые нейропептиды, и вдруг — раз! — и возникает чувство. Прекрасная система. Значит, эмоции полезны, правда? Несомненно. Они жизненно необходимы. Всё прекрасно, так в чём же проблема? Объясняет доктор Диспенза: «Мы анализируем каждую ситуацию, выясняя, знакома ли она нам, а затем возникает чувство, на основании которого мы предсказываем дальнейшее развитие событий. Всё, что не вызывает чувств, мы автоматически отвергаем, поскольку нам не к чему это привязать». Именно красота этого короткого пути «стимул-реакция» таит в себе ловушку. Вместо того чтобы оценить по-настоящему новый опыт с новой точки зрения, мы склонны предполагать, что этот опыт нам уже знаком. Когда одно и то же химическое событие повторяется снова и снова, это ведёт к накоплению эмоциональной истории[502]. Эта история состоит из идентифицируемых моделей и предсказуемых реакций, которые отпечатаются или «монтируются» в наш мозг. Это означает, что для идентификации модели и определения необходимой реакции на неё нам даже не нужно думать: стимул-реакция-стимул-реакция-стимул-реакция... Механизм выживания превращается в ловушку, где мы постоянно повторяем одно и то же действие. Ещё одна ловушка — это скрытые и (или) подавленные эмоции[503]».
Итак, чем дальше мы двигаемся по материалам книги «Что мы вообще знаем»?, тем больше появляется параллелей с учением Саентологической церкви. Мы уже говорили, что последователи саентологической церкви особо выделяют негативное влияние ассоциативной памяти (реактивного ума) на способность «наблюдателя» “свободно” управлять «реальностью» по методу схлопывания волновой функции с помощью концентрации и медитации. Теперь речь зашла о тормозе эволюции “человека”, которым являются прежние устоявшиеся эмоции, нейронные связки. Это, по словам авторов, останавливает свободный аналитический подход к новым явлениям жизни, с которыми сталкивается интеллект: «Вместо того чтобы оценить по-настоящему новый опыт с новой точки зрения, мы склонны предполагать, что этот опыт нам уже знаком». С этим можно согласиться, тем более, что оценка нового фактора давления среды и создание стереотипа его распознавания это — первые пункты Полной Функции Управления, описанной в Достаточно общей теории управления (ДОТУ). Можно сказать, что авторы новой парадигмы дают некоторое представление об управлении через теорию мозга. В принципе тоже самое делают и саентологи. Но и те и другие дружно молчат о глобальной концепции и социологии, уводя толпу в сферы индивидуального «совершенствования». То есть, они не заостряют внимания на проблемах общекультурного целеполагания, считая жизнь — выживанием, а земные страдания необходимым и неизбежным этапом приобретения каждой индивидуальной сущностью некоего личного мистического опыта, связанного с «мудростью». И эта «мудрость», по их словам, возникает лишь тогда, когда индивид избавляется от «проблем», связанных с ассоциативной памятью. Вспомним, что про ассоциативную память (реактивный ум)[504] сказано у саентологов:
«Существует две аксиомы о функционировании ума, с которыми одитор должен быть знаком.
|