КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Композиция речи: начало, развертывание и завершениеВажным этапом докоммуникативной стадии работы над речью является продумывание ее построения, т.е. композиции. Композиция — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала [62, с. 130]. Классической моделью композиции, известной еще с античных времен, считается трехчастная, включающая вступление, главную часть, заключение. Каждая из этих частей выполняет определенную функцию, но все вместе они должны способствовать организации и активизации внимания аудитории, созданию условий соразмышления оратора и слушателей. Во вступлении определяется актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Основная задача вступления — сформировать из множества слушателей единую аудиторию, подготовить ее к восприятию речи, расположить к себе, организовать ее внимание. Для этого используется ряд приемов: обращение к слушателям (зачин), апелляция к их интересам, вопросы, интересные примеры, крылатые выражения, случаи из жизни. Вступлению отводится 5—10% времени. Основное правило композиции – логическая последовательность и стройность изложения.Наиболее ответственна главная часть ораторского выступления. Здесь излагается основной материал и решаются общая и конкретная задачи всего выступления, т.е. сообщается определенная информация, обогащающая знания слушателей, оказывается воздействие на их сознание и волю путем убеждения, переубеждения и побуждения к действию. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции — логическую последовательность и стройность изложения материала. Оратор должен четко излагать основной вопрос, последовательно раскрывать его, что позволит слушателям постоянно наблюдать причинно-следственные связи рассматриваемых явлений. Поэтому особенно важны непрерывность и ясность мысли при переходе от одной смысловой части к другой, их последовательность и четкое оформление начала и концовки каждого смыслового куска. Эта органическая последовательность в развитии главной мысли и создает основные предпосылки для понятности и убедительности речи. Для подготовки главной части выступления необходимо знакомство с теорией аргументации. Это знание требований к тезису (положению, которое следует доказать), аргументам (доводам, обосновывающим тезис), видам аргументов, уместности их использования и правилам доказательства. В главной части оратор должен проявить навыки владения логическими формами изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и основными приемами доказательств (индукция, дедукция, аналогия). Заботясь о лучшем восприятии выступления, оратору необходимо соблюдать также такие правила композиции, как усиление воздействия и экономия средств. Правило усиления воздействия заключается в таком расположении материала, при котором интерес слушателей постоянно нарастает. Самые сильные доводы используются в конце главной части. Правило экономии состоит в достижении цели выступления наиболее рациональным способом — с минимальной затратой времени и речевых средств. Количественное ограничение материала связано не только с регламентом выступления, но и с возможностями человеческой памяти. Как показывают исследования психологов, главная часть выступления может включать в себя до семи крупных смысловых частей. Методы изложения материала.На структуру выступления влияют избираемые оратором методы изложения материала: • анализ — логический метод, при котором сущность понятия раскрывается путем расчленения понятия; • синтез — логический метод, предполагающий соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа; • индукция — логическое умозаключение, состоящее в обобщении частных случаев и получении общего вывода; • дедукция — логическое умозаключение от общего к частным выводам; • аналогия — сопоставление различных фактов, событий, явлений; • концентрический — расположение материала вокруг главной темы, рассмотрение данного явления со всех сторон; • ступенчатый — материал очередного вопроса базируется на предыдущем; • хронологический — рассмотрение процесса или явления в его становлении. На практике в одном и том же выступлении используются различные методы изложения материала, что определяет композицию конкретного выступления. Риторика в построении речи ориентируется на типы речи — рассуждение, повествование, описание и на жанры — рассказ, дискуссию, приветственную речь, доказательство или опровержение и т.п. Известный исследователь современной риторики М.Р. Львов в работе «Основы теории речи» приводит следующие композиционные модели типов речи, применяемые в риторике [69, с. 164-165; 154-155]. Приемы ведения речи.Продумывая структуру своей речи, оратору следует помнить о различных приемах ведения речи, применение которых позволит поддерживать внимание аудитории: обзор, информация, пересказ, рассказ, характеристика, обоснование, цитирование, пример. У этих композиционных приемов — различные манеры и темп речи, ее стилистическая и эмоциональная окраска, характер связи с аудиторией. Особенно эффективны приемы ведения речи, способствующие непосредственному взаимодействию со слушателями: обращение к аудитории, прямые и риторические вопросы, вопросно-ответный ход, при котором оратор задает вопросы и сам на них отвечает. Диалогизация выступления способствует его успеху. При этом элементы диалога могут использоваться не только в виде вопросительных предложений или вопросно-ответного единства, но и в имитации диалога с воображаемым оппонентом. Говорящий в ходе выступления встает на точку зрения предполагаемого оппонента, слушателя, и часть текста строится с чужой точки зрения, а затем оратор либо присоединяется к ней и уточняет ее, либо опровергает. Главная часть выступления должна разумно сочетать теоретический и практический материал, старое и новое, позитивную и негативную информацию, рациональный и эмоциональный подходы. Важной композиционной частью любого выступления является заключение — логическое завершение речи. В заключении полезно суммировать все сказанное и сделать вывод, подчеркнуть актуальность и перспективность рассмотренной темы и в результате усилить убедительное или побудительное воздействие выступления. При повторяющихся встречах с аудиторией (лекциях, уроках, теле- и радиопередачах) можно назвать тему следующего выступления и наметить пути развития изложенных идей. Традиционная фраза завершения речи: Благодарю за внимание! Заключение занимает примерно 5% времени выступления. Самые распространенные недочеты композиции выступления — это перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов, отсутствие вступления или заключения либо их чрезмерная затянутость, использование лишь одного — двух приемов изложения. Рассмотренный этап подготовки к выступлению завершается составлением его окончательного плана, в основе которого лежит предварительный план, скорректированный с учетом выбранной композиции. Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция — воплощение выступления в написанной или прозвучавшей речи.
|