Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Грамотность речи и чистота речи




Грамотность речи определяется соблюдением грамматических норм – правильным выбором словоформ и конструкций, отвечающих требованиям нормативной грамматики.

В словесном оформлении выступления особая роль отводится чистоте речи. Чистоту речи разрушает немотивированное использование диалектизмов, варваризмов, экзотизмов, а также употребление жаргонизмов и вульгаризмов. К числу вульгаризмов относятся бранные слова и обороты речи, оскорбляющие людей, или вульгарно, грубо обозначающие какой-либо круг предметов и явлений жизни. Засоряют речь так называемые «слова-паразиты», каждое из которых «само по себе не вызывает никакого осуждения, однако навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения» [31, с. 165]. В связи с вопросом о чистоте речи требует внимательного отношения использование канцеляризмов — слов и оборотов, типичных для делового стиля, но вряд ли уместных в других языковых стилях.

Грамотная, чистая, богатая, выразительная речь оратора — не только лучшее средство донесения его идей, но и значительный воспитательный фактор, способствующий повышению общей и речевой культуры слушателей.

____________________________________________________________________________

Чтобы публичное выступление было успешным

 

(1) Большинство теоретиков ораторского искусства полагают, что публичная речь должна быть предварительно написана. Это может быть полный текст выступления, тезисы, развернутый план или краткий план.

Особенно полезно письменное изложение предстоящей речи начинающим ораторам. Написанный текст легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Он дисциплинирует выступающего, помогает последовательно проводить основную мысль, избегать повторов, многословия, некорректных в лингвистическом отношении формулировок.

(2) После написания текста желательно провести репетицию выступления: восстановить в памяти план и содержание, произнести написанное вслух. При этом необходимо обращать внимание на технику произношения, прежде всего — на орфоэпию и интонацию. Важной составляющей успеха публичной речи является четкая дикция — ясное, «чистое», хорошо артикулированное произношение звуков, их интенсивность.

На успех речи влияет и ее темп — скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми тактами и фразами. Слишком медленная речь плохо воспринимается слушателями, раздражает их; слишком быстрый темп речи мешает вникнуть в смысл выступления.

На этапе репетиции следует уточнить время звучания речи, ориентируясь на нормативный темп публичной речи: примерно 2 минуты на произнесение одной машинописной страницы.

(3) Начинающему оратору важно уметь слушать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Эти умения и навыки можно выработать, вслушиваясь в образцы произношения высокообразованных, культурных людей, опытных ведущих телевидения и радио, специально изучая нормы, зафиксированные в справочниках и словарях.

(4) Некоторые ораторы заучивают текст наизусть. Это оправдано в случаях выступлений с короткой речью на митингах, торжественных мероприятиях, банкетах и т.п., когда неловко держать перед собой лист с написанным текстом. При выступлении с докладом, лекцией, сообщением, т.е. большим по объему материалом, специалисты не рекомендуют выступающим заучивать текст наизусть, поскольку это потребует большого напряжения и волевых усилий. В таких случаях предлагается выступать с опорой на текст. Это значит, что текст написан, структурирован, осмыслен. Произведена разметка текста: подчеркнуты основные положения, пронумерованы вопросы, выделены фамилии, цитаты, статистические данные и т.п. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, придает оратору уверенность в общении с аудиторией.

(5) Оратор, имеющий опыт публичных выступлений, может готовить не полный текст речи, а конспект, в котором выступление не закреплено дословно и допускаются словесные варианты. В конспекте рекомендуется записать вступление (две–три фразы), заключение (две–три фразы), значимые формулировки основной части, цитаты, цифровые данные.

Если составляется не конспект, а план выступления, то в нем не фиксируется содержание речи, а только намечаются смысловые ориентиры.

(6) Выступление вообще без написанного текста может позволить себе лишь очень опытный оратор.

(7) В некоторых ситуациях: на собраниях, совещаниях, в процессе дискуссии — приходится выступать экспромтом, не подготавливая свою речь заранее, а создавая ее в момент произнесения. Экспромт удачен тогда, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. У человека, недостаточно владеющего риторическими навыками и умениями, в процессе неподготовленной речи возможны отступления от темы, не­точности в формулировках, речевые ошибки.

7.6.Информативность и точность речи

В процессе публичной речи оратор решает коммуникативную задачу — выражение языковыми средствами конкретной информации в реальной ситуации речевого общения с аудиторией.

Для успешного решения данной задачи необходимо, чтобы речь обладала рядом коммуникативных качеств. Это информативность и логичность, а также доступность, точность, ясность, уместность, выразительность.

Информативность речи.Главное назначение речи — быть средством общения, передавать нужную информацию. Информативная насыщенность речи может быть различной: одни высказывания значительны, другие интереса для аудитории не представляют. Содержательны те высказывания, в которых автор четко, определенно и, как правило, лаконично излагает свои представления о предмете речи. Краткость и ясность формулировок достигается в результате напряженной работы со словом.

Недостатком речи независимо от стиля и жанра, в том числе публичной речи, является многословие, или речевая избыточность. Многословие наносит ущерб информативности, затемняет главную мысль высказывания. Многословие может принимать форму плеоназма.

Плеоназм (греч. pleonasmos — излишество) — многословие; выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова. Например: в апреле месяце (в слове «апрель» уже заключается понятие месяца); своя автобиография (в слове «автобиография» уже содержится понятие «своя»); промышленная индустрия («индустрия» — то же, что промышленность). Плеоназмы часто появляются при соединении синонимов: мужественный и смелый, повседневный и обыденный, напрасный и бесполезный, только лишь.

В некоторых случаях употребление плеоназма оправдано — когда он становится стилистическим приемом художественной речи, усиливая ее выразительность. Так, в фольклоре традиционно использовались плеонастические сочетания: грусть-тоска, пугь-дорога, море-окиян и др. Разновидностью плеоназма является тавтология.

Тавтология (греч. — tautologia из tauto — то же самое + logos — слово). (1) Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящими ничего нового. Авторские слова — это слова автора. (2) Повторение в предложении однокоренных слов. Следует отметить следующие особенности произведения. (3) Неоправданная избыточность выражения. Более лучшее положение. Самые высочайшие вершины.

Тавтология, которая возникает при сочетании слов, совпадающих по значению, обычно свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного смысла заимствованного слова. Например: ведущий лидер, юный вундеркинд, внутренний интерьер, тенденция направления.

Тавтология, как и плеоназм, может использоваться в качестве стилистического приема, усиливающего действенность и выразительность речи. Важную смысловую функцию несет тавтология в риторических высказываниях типа: Ближний Восток становится ближе. Нельзя узаконивать беззаконие. В разговорной речи используются такие тавтологические сочетания, как набит битком, пропадать пропадом, ходить ходуном, всякая всячина и др.

Лексические повторы (повторы одного и того же слова) в речи могут свидетельствовать о небогатом словарном запасе выступающего, о неумении лаконично сформулировать мысль. Например: «Общежитие — дом, в котором студенты живут шесть долгих лет своей студенческой жизни. Какой будет эта жизнь — зависит от самих жителей общежития» [34, с. 11]. Частотным повтором является использование местоимений 3-го лица вместо имен существительных: «Писатель долго работал над этим произведением. Он написал... Он отметил...»

В ряде случаев, в частности в поэтической речи, лексические повторы уместны, поскольку несут смысловую нагрузку и усиливают эмоциональность речи. Например: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я».

Здесь «удвоение» слов становится средством создания поэтического подтекста, углубляющего содержание высказывания.

Таким образом, словесные повторы в речи могут выполнять разнообразные функции. Это необходимо учитывать, продумывая словесное оформление публичного выступления.

Важным условием ораторского искусства считается сжатость речи. Одну и ту же мысль можно изложить в коротком, простом предложении и пространном, сложном. Поэтому рассуждения о сжатой и пространной речи, как отмечают исследователи, сво­дится к сопоставлению различных синтаксических конструкций. Выбор тех или других зависит от формы речи (устной или письменной), от конкретных стилистических задач, от индивидуального слова пишущего или говорящего.

Для развернутого публичного выступления (лекции, доклада) более характерны сложные предложения, которые отражают логико-грамматические связи между частями предложения. В то же время многочленные синтаксические конструкции в публичной речи обычно оказываются тяжеловесными, громоздкими, что затрудняет ее восприятие.

Усложненного синтаксиса, как правило, требуют рассуждения философского характера.

Публичная речь на митинге, на совещании и т.п. должна быть немногословной, не перегруженной сложными синтаксическими конструкциями.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты