Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Различение I. Грациан




Читайте также:
  1. Обнаружение, различение и интерпретация зрительных сообщений.
  2. Перемена к худшему для христиан. Различение иудеев и христиан
  3. Понятие и общие свойства сенсорных систем: обнаружение и различение сигналов, их передача, преобразование и кодирование, детектирование и опознание признаков сенсорного образа.
  4. Различение между истинностью и обоснованностью знания

Родом человеческим управляют две [силы], а именно есте­ственное право и обычаи (mores). Естественным правом являет­ся то, что содержится в законе и Евангелии, по которому каж­дому предписывается поступать с другими так, как он хочет, чтобы другие поступали с ним, и запрещается причинять другим то, что он не хочет, чтобы причиняли ему...

Это же сказал Исидор2 в «Этимологии» (V, 2):

Глава I. Божественные законы установлены от природы, а человеческие — обычаями

«Все законы либо Божественные, либо человеческие. Боже­ственные установлены от природы, а человеческие — обычаями, поэтому те и расходятся, ибо разное нравится разным народам. § 1. Fas есть закон Божественный, a jus — закон человечес­кий...»

1 Датируется XII в.

2 Исидор, епископ Севильский (ок. 560 — 636), Отец Церкви.

 

Грациан. ...Все, что является fas, принимают под именем Божественного, или естественного, закона, под именем челове­ческого закона понимают обычаи, правильно записанные, со­храненные и переданные...

Поэтому Исидор говорит в «Этимологии» (V, 3):

Глава II. Право есть род, а закон (lex) — разновидность

«Право есть общее имя, а закон — разновидность права. Правом же называется, ибо справедливо. Итак, всякое право установлено законами и обычаями».

Глава III. Что такое закон [Etym. V, 3]

«Закон есть письменное установление».

Глава IV. Что такое обычай (mos) [Etym. V, 3; II, 10]

«Обычай есть давнее обыкновение (consuetudo), выводимое лишь из привычек».

Глава V. Что такое обыкновение (consuetudo) [Etym. V, 3; II, 10]

«Обыкновение есть право, некогда установленное обычаями, которому следуют вместо закона, когда закон отсутствует.

§ 1. Не важно, установлено ли оно написанием или размышлением, поскольку размышлением и закон вырабатывается.

§ 2. С другой стороны, если закон устанавливается разумом, то законом будет все, что устанавливается разумом в той мере, в какой соответствует религии, приличествует дисциплине, содействует спасению.

§ 3. Называется же обыкновением, поскольку находится в общем употреблении».

Грациан. Итак, всякий раз, когда говорят: не важно, уста­новлено ли оно написанием или размышлением, ясно, что обык­новение частично передается в писаниях, частично сохраняется привычкой пользующихся [им]. То, что передается в писаниях, называется установлением, или правом; а то, что не передается в писаниях, объединяется под общим именем «обыкновение».



§ 1. Есть и другое подразделение права, по свидетельству Исидора (V, 4), говорившего так:

Глава VI. Каковы суть разновидности права [Etym. V, 4]

«Существует право естественное, гражданское или [право] народов...»

 


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 13; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.004 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты