КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Девять типов обусловленностей
Психология Эннеаграммы подразумевает наличие девяти основных типов обусловленностей, можно сказать, внушений, принуждений нас к определенному типу поведения, реакциям. В психоанализе употребляется термин «компульсия» (от лат. compulsio - принуждение) - поведение, мотивированное факторами, которые вынуждают человека действовать против его воли, психологическое состояние, при котором человек чувствует себя вынужденным что-то делать. Это неосознанный механизм, управляющий частью нашей жизни. Можно сказать, что, вся наша Личность построена на основе такой «компульсии», состоящей из ряда элементов: • На уровне ложной личности: страсть, гордыня, стереотипы мышления, стремление избежать чего-либо. • На уровне позитивной личности: способности и таланты.
Наша жизнь напоминает работу машины, в которой множество деталей связаны друг с другом. Эта машина работает на уникальном топливе, называемом «черты характера». Существует пять основных черт, гордыня, ложь, сексуальная невоздержанность, страх и жадность. Вокруг них выстраиваются вторичные, очень активные качества: комплекс неполноценности, стремление доминировать, желание держать в своей власти, зависимость, неэффективность, эгоцентризм, лень, фантазии, своенравие, упрямство, наивность (См. Селим Айссель, «Новая духовная психология, черты характера», том I). Иисус говорил: «Имя вам - Легион». Внутри нас живёт множество маленьких «я», возглавляемых лидером, т.е. основной или доминирующей чертой характера. Пример. Утром ленивый «я» не хочет вставать. Вдруг «я», который боится опоздать на работу, принимает эстафету и заставляет меня вскочить с постели. В этом ему помогают двое других «я», торопливый и нетерпеливый. Во время завтрака «я» - перфекционист отмечает, что кофе закончился, а времени на то, чтобы приготовить ещё, уже нет. Он зовет «я» раздражённого и «я» - обвинителя, и эти три «я» от души критикуют хозяйку дома, а затем зовут «я» злопамятного, который начинает вынашивать план мести на вечер, но... в последующие мгновения эстафета передаётся «я» - холерику, который выходит на сцену, напоминая о вмятине на машине, замеченной накануне вечером. Весь этот спектакль разворачивается в считанные минуты, при этом каждому «я» отводится совсем короткая роль, длящаяся лишь несколько секунд. Так человек и существует, бросаясь от одного «я» к другому. Но кто из этих «я» настоящий лидер? Кто командует парадом? Психология Эннеаграммы учит нас, что, в зависимости от нашего типа и в результате образования и приобретенного опыта, некоторые «я» имеют тенденцию проявляться сильнее других, что характеризует нас в отношениях с другими людьми, с самими собой и даже влияет на то, как мы выглядим. Удивительно, но, несмотря на то, что внешне мы все разные, нами управляют практически одни и те же обусловленности. Однако два человека могут быть перфекционистами (вплоть до маниакальной одержимости) по совершенно разным причинам: один - из-за страха перед начальством и наказанием (что подразумевает, что в условиях отсутствия жёсткого контроля он может действовать иначе), другой - ввиду стремления соответствовать некоему идеалу (в этом случае его поведение остаётся неизменным при любых обстоятельствах). Таким образом, каждый тип Эннеаграммы выдвигает на «главные роли» определённые «я». Это вовсе не означает, что у такого человека отсутствуют другие «я», но их проявления более частные, ограниченные. Этот набор черт мы называем »Я» и представляем окружающим, как «себя», отождествляясь с обычным мужчиной или женщиной (Под «рядовым» мужчиной или женщиной подразумевается человек, плывущий по течению и не стремящийся ваять от жизни больше, чем она предлагает Типичные установки: «Я всегда был таким», «Гони природу в дверь, она летит в окно», «Я такой, какой я есть, и точка», «Себя не переделать», «В конце концов, это не самое ужасное, бывает и хуже» и т.д.). В действительности мы бегаем по кругу в соответствии с нашей механистичностью, не представляя возможности когда-либо из него выбраться, привыкнув, что мы - это наша деятельность и наши непрерывные повторения.
|