КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Традиционные системы права
На "правовой карте" мира можно обнаружить участки, где роль новых тенденций минимальна и право во многих своих чертах неизменно на протяжении столетий. До сих пор существуют общества, сохранившие мифологическое представление о мире, религиозные и ритуальные регуляторы, табулирование не принятых типов социального поведения. Основной регион использования и применения традиционной системы правового регулирования - Африка. Традиционное право Африки и в наши дни продолжает оказывать воздействие на современное африканское общество, на создание национальных правовых систем и государственных институтов. Обычное право - неисчерпаемый источник сведений по социальной истории народов. Юридические обычаи содержат опыт прошлого, дают представление о характере политических и социальных образований. Традиционная система права в Африке, как и любая другая, основанная на обычаях и традициях, обладает следующими основными чертами: - множественность и разнообразие правовых обычаев и традиций и других социальных норм. Каждая из общин создавала свою обычно-правовую систему, основываясь на специфических традициях и нравах, отражающих быт и миропонимание данного племени; - отсутствие письменных источников. Специалисты отмечают, что до последнего времени в Африке не обнаружено ни одного письменного памятника права туземного происхождения. Существующие в настоящее время своды обычно-правовых норм являются результатом инициативы органов власти африканских государств или научно-исследовательской деятельности; - общинный характер применения обычаев и традиций. Решения на основе обычаев по гражданским, семейным и другим делам, как правило, выносятся коллегиальными органами - собранием членов семьи, родовой общины и т.д. Указанные признаки не исчерпывают всех особенностей обычая, к которым следует отнести также консерватизм, юридический и религиозно-этнический характер обычно-правовых норм. Кроме того, зарубежные и отечественные специалисты отмечают еще и казуистичность (от лат. casus - случай), которая выражается в том, что формирование обычного права исходит из юридического решения отдельных конфликтных случаев. Правовой характер обычаям придается с помощью известной юридической практики: а) включения их в нормативный правовой акт; б) прямой отсылки к санкционированному правилу; в) придания обычаю государственной санкции путем вынесения судебного решения на основе обычаев. Источники обычаев: - кодексы, постановления местных органов власти и распоряжения вождей, основанные на местных обычаях; - судебные решения; - законы, учитывающие или содержащие обычно-правовые положения. Указанные источники характеризуются как нормативные, однако обычные нормы, которые в них содержатся, меняются по форме, но по содержанию остаются обычаями. Будучи письменно зафиксированными, обычаи приобретают вид "цивилизованных" правил поведения, устойчивых и авторитетных. Нормативный правовой акт, основанный на обычае, становится более понятным и доступным аборигенам. О судебной власти. Местные ("туземные") суды при вынесении решений на основе обычного права обязаны до известной степени согласовать их с вышестоящими законодательными актами государств-метрополий. В то же время вышестоящие суды связаны решениями судов обычного права и должны принимать во внимание местное право и обычаи. Суд верховного вождя является апелляционной инстанцией для остальных. О систематизации обычаев. Последние десятилетия во многих африканских государствах отмечается интенсивная работа по систематизации (упорядочению) существующих обычно-правовых норм. Некоторые государства (Кения и др.) сознательно поддерживают архаические нормы, тем самым консервируя многочисленные самостоятельные системы обычного права отдельных народностей, что способствует сохранению позиций традиционной правящей элиты и сохраняет национальную культуру. Итак, по мнению специалистов, в настоящее время во многих африканских государствах продолжает действовать традиционная система права. Можно предположить, что с развитием и укреплением государственности, формированием из племен наций, повышением общей культуры народов сфера использования традиций и обычаев будет сужаться.
|