КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Статья 29Статья содержит указание на виру, знакомую по Русской Правде, которую взимал князь в случае убийства. В ст. 6 Русской Правды Пространной редакции говорится об убийстве во время пира или в ссоре (в сваде). Русская Правда не раскрывает вопроса о том, по какому поводу созван пир. Для Русской Правды это неважно; важно то, что законодатель предписывает верви платить виру вместе с убийцей, может быть потому, что вервь должна была бы остановить кровопролитие, но не сделала этого. В Уставе кн. Ярослава ясно конкретизируется род убийств, в разбирательстве которых наряду с князем участвует владыка, соответственно и вира делится между ними пополам. В первую очередь, это убийство во время свадебных боев. Интерес церкви к этим делам обусловливался ее миротворческой миссией и монополизацией вопросов регулирования брачных отношений. Свадебные бои, являвшиеся обычной принадлежностью языческих игрищ, не могли не вызвать церковного вмешательства. Именно поэтому в Уставе оговаривается участие епископа (владыки) в судебном разбирательстве и разделе виры. В церковных правилах и поучениях содержатся предписания отказывать в отпевании убитых в таких беззаконных боях. В Поучении новгородского архиепископа Ильи (Иоанна) 1166 г. говорится: И про беззаконный бой вы, попове, уймайте детий своих; или кого убьють, и вы над ними в ризах не пойте, ни просфуры приимайте266 [Русская историческая библиотека, т. VI, стб. 370]. Правила Владимирского собора 1274 г. запрещают также хоронить убитых в бесовских боях близ церквей: Пакы же уведохом бесовськая аше торжаще обычая треклятых един в божествьныя праздъники позоры некакы бесовьскыя творити, с свистанием, и с кличем, и с воплем съзывающе некьи скаредныя пьяница и бьющеся дрьколеем до самыя смерти и възимающе от убиваемых порты... Аще и умреть, то над ним не ходять иереи и службы за них да не творять; ни положити их близ божиих церкв267 [Русская историческая библиотека, т. VI, прилож., стб. 95-96]. Помимо виры и головничества, о которых не упоминает Устав, но говорит Русская Правда, убийца в драке подвергался епитимии: А по мертвецы дрался еси – опитемьи 15 дний268 [Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1912, № XXIV, с. 141, ст. 14 «Покаянья»; см. также: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь…, с. 283]. Сгородное бои – А. А. Зимин заменил в тексте Устава это непонятное слово на зговорное269 [Памятники русского права. Вып. первый, с. 261, ст. 27]. Но ни один из списков Устава кн. Ярослава не дает к этому оснований. В списках Маркеловского извода Пространной редакции вместо сгородное вставлено изгородное (ст. 33), в Румянцевской редакции – огородное, а в остальных употребляется слово сгородное или городное (список Е Фроловского извода). Смысл его не ясен.
|