КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ключевые слова.
Социоэконо́мика (англ. socioeconomy[102]) – научное направление, основанное Амитаи Этциони[103], развивается параллельно экономической социологии, в основном опираясь на критику неоклассического подхода. Этциони не отрицает неоклассическую парадигму, но пытается включить ее в деонтологическую парадигму, синтезировать их. Неоклассическая парадигма является утилитарной (потребностной), рационалистической и индивидуалистской. Она представляет индивидов, как стремящихся максимизировать полезность (максимально обеспечить свои потребности (maximize utility), рационально выбирая лучшие средства для достижения своих целей. Рациональные индивиды являются единицами, принимающими решения. Сообщество, в той степени, в которой оно представлено в неоклассической парадигме, часто рассматривается как сумма всех индивидуальных рациональных решений. Объектом нового научного направления Этциони определил хозяйствование, вышедшее за границы традиционной экономической формы (A.Etzioni «Essays in Socio-Economics (Studies in Economic Ethics and Philosophy)». Этциони предлагает в своей работе межпарадигмальную схему (pattern). Эгоистичное (self-oriented), рациональное поведение, «смоделированное» неоклассицистами, воспринимается им не просто как отраженная сумма индивидуальных действий, но как сформированные, в значительной степени, некими силами и динамикой, которые коренным образом отличаются от тех, что приняты в неоклассической парадигме. Используемый здесь подход можно назвать со-определяющим (codetermination), рассматриваемый в контексте общества и личностной структуры Он содержит в себе факторы, которые определяют общество и личность наравне с неоклассическими факторами, которые определяют рынки и рационально принимаемые решения. В данном подходе социоэкономика рассматривается в контексте ее взаимодействия и соперничества с неоклассической экономической теорией. Сравниваются познавательные и объяснительные возможности этих двух парадигм, рассматриваются вопросы инфраструктурного развития социоэкономики. В предлагаемой Этциони парадигме описывается тот контекст, в котором силы, на которых фокусируется неоклассический подход, уже не действуют; контекст, который ставит ограничение действию этих сил и определяет направления их движения. Неоклассическая парадигма дает представление о человеке, который пытается максимально удовлетворить свои потребности (будь то удовольствие, счастье, потребление или просто формальное чувство общей единой цели). Этциони же предлагает рассматривать человека как имеющего по крайней мере две базовые потребности и два источника оценки: удовольствие и мораль. Неоклассическое предположение о том, что люди принимают решения рационально замещается Этциони предположением, что люди обычно выбирают средства, не только цели, в первую очередь на основе своих ценностных установок и эмоций. Это касается как социального так и экономического поведения (A.Etzioni «The Moral Dimension. Toward A New Economics»). «Появилась эта теория, с одной стороны, в качестве ответа научного сообщества (прежде всего социологов) на запрос рыночной экономики, на стремительное развитие рынков и их потребителей. А с другой стороны, распространение за рубежом этой концепции обязано укреплению в 80-х-90-х годах прошедшего столетия в западном научном и образовательном сообществе такого направления как «новая экономическая социология» (авторы – социологи Сведберг и Гранноветер[104]). Суть его заключается в том, чтгобы «объяснить, как общество выбирает среди широкого круга альтернатив те, которые позволяют с наибольшой выгодой использовать ограниченные производственные ресурсы» для воспроизводства самого общества»[105]. Социоэкономика изучает двусторонние связи между экономическими и социальными аспектами воспроизводства хозяйственных систем разных уровней и типов и пытается дать экономическую оценку этим связям. Рассматривается потенциал данной версии социоэкономики для разработки более эффективной социально-экономической политики (СЭП), а также препоны в использовании экономических оценок как инструмента СЭП, связанные с социальными особенностями России. Социономика в данном случае выступает как научная дисциплина, синтезирующая идеи и результаты всех социальных наук, которые изучают различные аспекты экономического и других форм поведения людей, базирующиеся на свободе выбора [106]. Исследователи корпоративизма (Герцберг, Макгрегор, Луи Блан и др.) анализировали отдельные формы соединения интересов людей, однако единая корпоративная форма ими еще не выработана. В известной мере корпоративизм противостоит модели хозяйственного развития, которую можно условно обозначить как «индивидуалистическую». Его, с определенной степенью допущения, можно рассматривать как модель социально-экономического поведения организованной группы людей, где главное – баланс социальных, экономических, политических, духовных интересов участвующих субъектов всех категорий и уровней. Это позволяет формировать наиболее благоприятную социально-экономическую среду, т.к. во главу корпоративных отношений ставится не только справедливое перераспределение доходов между участниками единого процесса, а и предоставление каждому реальных возможностей получения благ и услуг. Такие страны, как Германия, Швеция, Япония добились успехов в конце ХХ в. во многом благодаря использованию принципов корпоративизма. Естественно, что они трансформировались в них по-разному, учитывая исторические и природно-экономические особенности развития этих стран. Корпоративизм, основанный на «порядке и организованности», в Германии отличается от корпоративизма Японии, в основе которого «японский дух» и менталитет ее народа. Тем не менее все это – различные модификации корпоративных отношений. Последние снижают уровень противостояния (борьбы), присущего нерегулируемой рыночной экономике, т.к. ключевым элементом становится не борьба, а защита своих социально-экономических интересов. Корпоративный потенциал обладает огромными возможностями и при рациональном использовании способен обеспечить значительный синергетический эффект, что касается не столько экономики, сколько социальной сферы. Этот процесс можно рассматривать в качестве специальной социальной трансформации, ведущей к созданию современной, сложной системы отношений, отвечающей принципам открытой рыночной социально-ориентированной экономики, росту числа фирм, корпораций, которые в формировании корпоративной культуры большое внимание уделяют социальным проблемам своих работников: например затраты фирм на социальные программы во Франции составляют примерно 33 франка на 100 франков заработной платы, в компании Procter&Gamhle— до 50-52 франков на 100 франков зарплаты. Функционирование производственных организаций связано со взаимодействием двух составляющих: средств производства и рабочей силы. Качество работы связано с удовлетворением разнообразных потребностей работников предприятии, осуществляемым в рамках социальной политики производственных организаций.Количественные и качественные показатели реализации социальной политики предприятии, представляют собой важнейшую организационную ценность общего плана. Помимо общих ценностей, определяющих функционирование производственных организаций, существует еще целый набор внутриорганизационных ценностей: функциональный и структурный порядок, трудовое поведение работников, включая соблюдение ими технологической дисциплины.Исполнительность, высокое чувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусных обязанностей, являются как бы интегрирующими качествами производственной организации. Но у организаций есть потребность во внедрении новшеств, в изменении структуры, технологий, отношений, функций. Новаторство, инициативность, творческие наклонности также в определенной мере представляют собой внутриорганизационные ценности. Ценности предприятии, объективно вытекающие из условий осуществления предпринимательской деятельности являются составной частью культуры предприятий. Однако на каждом предприятии эти ценности имеют свои модификации. Способность предприятия создать ключевые ценности, которые объединят усилия всех структур того или иного предприятия, по мнению Т. Питерса и Ф. Уотермена, является одним из самых глубоких источников процветания предприятий. Корпоративизм – естественное стремление человека удовлетворять свои интересы при содействии других людей, причем не за их счет, а с их помощью и поддержкой и отдавая при этом свой вклад другим, через развитие взаимодействующего сообщества. Если учесть, что жизнь общества протекает в рамках, по крайней мере, двух групп отношений, складывающихся между людьми: социально-экономических, в основе которых лежат отношения собственности, и организационно-экономических, связанных с реальным взаимодействием людей в области организации деятельности и производства, методами их регулирования, хозяйствования, - то корпоративные отношения могут рассматриваться как в качестве одной из составляющих организационно-экономических отношений рыночной экономики, так и в качестве способа (метода) регулирования совместной деятельности. Каждая страна имеет собственную модификацию социально-экономического развития, которая отличается не только инструментами и механизмами, но, прежде всего, уровнем эффективности их функционирования. И появление понятий «шведская модель», «японская модель», «американская модель» обусловлено становлением определенных систем социально-экономических отношений в отдельных государствах в рамках формирования мировых рыночных отношений. В условиях постоянного усложнения хозяйственной жизни, ускорения темпов изменений зачастую не замечаются взаимосвязи между экономическими и социальными аспектами развития хозяйственных и социальных систем разных уровней, что приводит к огромным потерям. Решению этой задачи и содействует развивающееся научное направление социоэкономика. Она призвана интегрировать достижения «неэкономических» наук (прежде всего, социологии и психологии) в познании влияния на экономическое поведение «неэкономических» факторов. В связи с этим требуется проводить комплексное исследование проблем и закономерностей экономической жизни, и, прежде всего, – роли психологических переменных в экономическом поведении, воздействия на него имеющихся у экономических акторов ресурсов: культурных, политических, административных, правовых и неформальных силовых, широкого спектра социальных ресурсов (статусных и сетевых) и др. Такой анлиз должен проводиться с учетом двусторонней связи между экономикой и обществом. Социоэкономика должна выработать механизм экономической оценку тех или иных социальных ресурсов экономического развития (роль социальных институтов, стратегий и пр. в экономической системе; социальные факторы трудовых отношений и др.). Международное сообщество для решения поставленных задач объединилось в Международное общество развития социоэкономики (SASE)[107]. Контрольные вопросы и задания 1. Раскройте содержание социоэкономической парадигмы А. Этциони. 2. Чем характеризуется эгоистическое рациональное поведение? 3. Назовите отличительные признаки рационального индивида. 4. Дайте определение понятия «корпоративизм». 5. Какие задачи выполняет Международное общество развития социоэкономики? 6. Какие компонеты включают внутрикорпоративные ценности?
5.3. Социоэкономика как межотраслевая наука. Развитие научной школы Академии труда и социальных отношений[108]
|