КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕГО ПОНИМАНИЮ
Природа не знает никаких прав, ей известны только законы.
Дж.Адамс
8.1. Происхождение права
Автор считает правильной точку зрения о том, что, отражая эволюционный процесс в развитии общественных отношений, право создавалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития. Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений. Долгое время люди не замечали, как постепенно в общественной жизни появилось новое и вскоре ставшее доминирующим явление. Со временем оно достигло такой степени самостоятельности, что обратило на себя внимание и привлекло к себе естественный интерес. Естественно, что, где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляли однородную массу. Они соответствовали характеру урегулированности общественных отношений данного общества. В общем виде основными причинами их последующей обособленности являются численный рост населения; нарушение социальной однородности людей; увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества; усложнение общественных связей; прогресс общественного развития. Обнаружение совершенно нового явления в общественной жизни настолько поразило воображение людей, что праву стали приписывать божественное происхождение. Греческий философ Демосфен назвал право изобретением и даром богов. Людям было трудно примириться с мыслью о том, что такое могучее средство поддерживания общественных связей, каким стало право, могло быть делом рук простых смертных. Право не только занимает особое место в общественной жизни, но и относится к наиболее сложным общественным явлениям. По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. В наиболее простом определении право понимается как система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка. При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты: естественно-исторический характер происхождения права; его предназначение быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; нормативность, общеобязательность и взаимозависимость содержащихся в нем прав и обязанностей; наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства; ведущая роль государства в формировании правовых предписаний; взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом. История происхождения права всех народов свидетельствует о наличии одинаковых подходов к урегулированию общественных отношений. Прежде всего правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти. Уголовное право составляет главное содержание юридических памятников. Причем чем сборник древнее, тем больше места в нем отведено уголовному содержанию. По степени значимости за уголовным правом следуют нормы, определяющие, что должно вносить население в пользу власти - это дань, налоги. Далее следуют нормы процессуальные. Определение порядка судопроизводства составляет важное содержание древних юридических памятников. И только затем уже следуют нормы гражданского права, которые в последующем стали занимать доминирующее положение в системе права большинства государств. В постоянно продолжающемся процессе дальнейшего развития права наблюдается устойчивая тенденция развития по пути дальнейшей правовой специализации. В науке по вопросу о соотношении государства и права различают следующие две противоположные основные теоретические позиции: 1. Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права. Оно создает право и использует его в качестве инструмента, позволяющего реализовывать свою политику. Эта концепция опирается на марксистское понимание государства и права. В период существования СССР она была широко распространена в отечественной науке и использовалась в практике государственного строительства. Государство либо не считало для себя обязательным наравне с другими субъектами права выполнять правовые предписания, либо устанавливало выгодные, в первую очередь только ему, обязательные для исполнения правила поведения во всех сферах общественной жизни (политической, идеологической, экономической, финансовой, правоохранительной и др.). Право рассматривалось как некий обязательный, но имеющий вспомогательное значение придаток государства. Теоретической предпосылкой такого правопонимания являлось формально-догматическое отношение к понятию права. Следует отметить, что государствам всех типов в определенной степени присущ вирус эгоизма по отношению к равномерному распределению прав между субъектами права в триаде "государство - личность - общество". 2. Либеральная концепция. Она в отличие от этатически-тоталитарной концепции основывается на естественно-правовой теории, которая право ставит выше и важнее государства по различным критериям - моменту возникновения, роли в обществе. Великие мыслители считали, что право должно быть теснейшим образом связано со свободой, но в определенных рамках. Например, Шарль Монтескье по этому поводу говорил: "...свобода есть право делать то, что дозволено законом" <1>. Такой же позиции придерживался и Гегель, считавший, что "свобода - категория, проявляющаяся прежде всего в праве". -------------------------------- <1> См.: Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.
8.2. Основные теории, объясняющие происхождение права
До настоящего времени специалисты (ученые, практики) не пришли к единой трактовке понятия "право". Современные исследователи сходятся во мнении о том, что при развернутом определении права необходимо учитывать: естественно-исторический характер его происхождения; его способность быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; обладать такими свойствами, как нормативность, общеобязательность, взаимосвязь заключенных в нем прав и обязанностей; наличие реальных гарантий по возможности реализаций положений права не только со стороны государства, но и со стороны общества. Для более глубокого понимания сущности и особенности права, его роли в жизни общества необходимо рассмотреть общую характеристику теорий права. Юридический позитивизм. Как одно из важных течений в правовой науке возник в первой половине XIX века. Его прародителем считается английский правовед Джон Остин. Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), Адемара Эсмена (Франция) и других исследователей. Именно Джон Остин дал развернутое обоснование формуле: право - это повеление суверена. В своих исследованиях он широко использовал эмпирические особенности права. Такой подход предполагал изучение основных черт права с использованием чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права и его социально-политических характеристик. В зависимости от обстоятельств сувереном может быть не только отдельно взятое лицо с набором властно-государственных полномочий, но и учреждение, которое в силу своего положения действительно, а не формально является сувереном для подвластных ему лиц. Норма права рассматривалась им "правилом, установленным одним разумным существом, для руководства им". Субъектом суверенных властных отношений рассматривался и бог (божеское право). Устанавливаемые санкции одновременно имели юридический и политический характер. Приказ суверена, снабженный соответствующей санкцией, рассматривался как норма позитивного закона. Джон Остин считал, что источником права является только суверенная власть. Основной гарантией действия права (позитивного закона) выступает привычка и готовность большинства населения к повиновению. Позитивными законами должны считаться только те, которые предполагают возложение обязанностей и наступление юридической ответственности на легальных (законных) основаниях. Джон Остин не относил к разряду позитивного закона распоряжения оккупационных властей, даже если они и имели наименование закона. К этому же разряду им относились: правила, устанавливаемые негосударственными структурами (общественным мнением), в том числе и международными организациями; правила моды и этикета; понятия чести. Эти нормы поведения он называл "позитивной моралью". По его мнению, право в широком смысле включало в себя: богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль. Джон Остин решительно отвергал естественно-правовые принципы и обоснования о признании прав личности. В целом позитивистское правопонимание негативно относилось к теоретико-правовым конструкциям, допускающим помимо издаваемого государством массива законодательства и некоего идеального (эталонного) права, с наличием которого государству надо считаться ("Лучше капля силы, чем мешок права"). Подобное отношение распространялось и на концепции естественных и неотчуждаемых прав личности. В наибольшей степени позиция этого ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: "закон есть закон". В XX веке теоретические взгляды Джона Остина были широко использованы в практике государственного строительства стран с антидемократическими политическими режимами. Другой представитель юридического позитивизма немецкий юрист К. Бергбом в своей работе "Юриспруденция и философия права" (1892 г.) отмечал, что "Сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя". Он считал, что наука должна изучать, а не оценивать или требовать. Она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно и теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основывающимся на правотворческих фактах, т.е. законодательной деятельности государства. Только естественное право обеспечивает "порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством". Нельзя решать возникающие в практической деятельности юридически значимые коллизии исходя из положений естественно-правовых доктрин, подразделяющих право на естественное и положительное. Дуализм в этой ситуации невозможен, считал ученый. Единственно реальным является то право, которое выражено в законе. Аналогичные идеи высказывали и французские юристы-позитивисты. Например, французский юрист Кабанту считал, что "частное и публичное право входят в позитивное законодательство и только благодаря этому приобретают качество права". Естественное право (право народов) он называл социальной философией (отражает частные интересы), политической философией (определяет систему публичных институтов) и дипломатической философией (устанавливает порядок и характер международных отношений). Поскольку единственным источником права являются суверенная власть и государственная воля, значит, закон должен занимать верховенствующее положение. В таком подходе фактически принижается, если не отрицается, роль права (такую же позицию занимают и представители легизма). Поэтому при вынесении решений судьи должны руководствоваться только законом. Следует отметить, что представители школы юридического позитивизма довели до совершенства разработку способов толкования законов и особенно таких методов, как: логический, грамматический и систематический. Несмотря на заметную роль в разработке правопонимания, специалисты склоняются к тому, что юридический позитивизм не смог создать подлинной теории права. Он не смог ответить на вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства; если она является силой, уполномоченной создавать позитивное право, то какие рычаги воздействия на него должны существовать и иметь реальное право на него воздействовать? Нормативистская теория (позитивистский нормативизм). Ее представителем являлся австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.), последние годы жизни которого прошли в США. Право в названной теории представляет собой иерархическую систему норм в виде "лестницы, где каждая верхняя ступень обслуживает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется". Основной целью теории права он считал снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием и описанием позитивного права страны. При этом наука должна описывать свой предмет изучения объективно (как он есть), с целью познания реальности. Другие соображения должны быть предметом политики, имеющей непосредственное отношение к искусству государственного управления. Одной из самых трудных задач общей теории права он считал определение ее реальности и показ различия между реальностью законов и природы. Свою позицию по отношению к естественно-правовым концепциям он определил следующим образом. Школу естественного права следует воспринимать как носительницу доктрины, предлагающей вариант решения вечной проблемы справедливости посредством определения характера взаимоотношений между людьми. Естественные права законами государства нельзя ни установить, ни отменить. Государство их может только защитить или обеспечить. Независимость права от политики должна выражаться в том, что ученые не должны заранее склоняться в сторону обозначенной не ими ценности. Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав, а какие-либо "целесообразности" если и допустимы, то лишь в рамках толкования юридических норм. "Закон суров, но он Закон". Поэтому данный подход называют формально-юридическим. Нормативисты и легисты отождествляют право с законом и трактуют его принудительный характер как сущность права. Закон ими понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается лишь как официально-властное орудие, как средство для осуществления социального управления. Наиболее точно такой подход выражен в трактовке права, сформулированного В.И. Лениным: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса". Прагматический позитивизм. Он рассматривается как разновидность современного юридического позитивизма в праве (американская и скандинавская школы "реального права"). В отличие от прежней "юриспруденции понятий", получившей такое название за присущий ей формализм и догматизм (Р. Иеринг), современную реальную школу в правоведении называют "юриспруденцией выработки и принятия решений". Ее представители призывают к радикальному пересмотру сложившихся представлений о праве. Прежде всего это относится к конвенциональным суждениям (юридическим фикциям). Социологическая теория. Возникла в XVIII веке в рамках школы "свободного права". Ее сущность заключается в том, что нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию в условиях развития капитализма, перестали удовлетворять потребностям общества. По мнению представителей данной теории, право состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи в процессе разрешения конкретных дел. При этом важная роль отводится их психическим и эмоциональным переживаниям. В данном случае суды начинают трактовать законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности. Согласно социологическому подходу, закон - собрание во многом "волевых", но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не "буква", а "дух" закона. Высшее благо - не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право. Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода. Психологическая теория. Ее представители (например, Петражицкий) рассматривают право как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании. Представители этой теории считали, что право представляет собой особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида. Сущность права ими определялась через психику человека. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида. Право опосредствует их, живет в них, проявляет через них свою эффективность. В этом случае сложно определить степень правового характера закона, так как его восприятие через психику индивида носит соответственно индивидуальный и иррациональный характер. Психологический подход представляет собой попытку государственно-правового "оформления" преобладающих суждений, но особенно чувств и переживаний. Философская теория. В соответствии с философским подходом к праву считается, что не заведомо несовершенное законодательство, а Право как выражение извечной природной справедливости является первичным, естественным и непреходящим выразителем и защитником справедливости. Основа права - интересы безопасности человека, а конкретно - его права на жизнь, собственность и свободу. Идеи, высказанные Гоббсом, Спинозой, Руссо и другими выдающимися философами, помогли человечеству по-новому взглянуть на сущность человека, на мироустройство и на многие важнейшие вопросы общества - демократию, социальную справедливость, свободу и права человека. Философы не только показывают людям новые и истинные ценности, но и новые перспективы развития. Со временем эти идеи материализуются в практику государственного развития в различных сферах общественной жизни. Теория естественного права. Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, независимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок. Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности "настоящего права". Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права. В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права. В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет. Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств. Например, в Конституции России (п. 2 ст. 17) отмечается, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Решая практические задачи в различных сферах общественной жизни, государство с учетом многообразных факторов (не всегда положительных) формирует соответствующий складывающейся обстановке правовой режим. Как правило, его положения носят ограничительный характер по отношению к определению линии поведения субъектов права. Интегративная теория. Ее представители рассматривают право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости, защиту нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу. Классовая (марксистская) теория. Марксистская теория основывается на историко-материалистическом учении об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права. Основные положения этой концепции изложены в произведениях Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина и (в меньшей степени) Г.В. Плеханова. Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми. Марксистская концепция права выделяет его классово-волевой характер. В обобщенном виде право они определяли как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего (господствующего) класса. Такая трактовка, впервые высказанная по отношению к буржуазному праву в Манифесте Коммунистической партии в последующем была распространена на понимание сущности всего права. Подобная трактовка сущности права в той или иной степени наиболее ярко проявилась в период существования СССР на всех этапах социалистического строительства следующим образом: - лишение на конституционном уровне части населения избирательного права; - деление населения на классы; - отказ от института частной собственности; - плановый характер экономики страны; - однопартийная политическая система общества; - идеологизация всех сфер общественной жизни, в том числе и в экономических процессах; - формальный характер участия населения в вопросах управления делами государства через избирательную систему; - возможность карьерного роста только через членство в рядах коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и др. Либертарно-юридическая теория. При либертарно-юридическом подходе выделяют следующие основные характеристики (принципы), которые воспринимаются и марксистской теорией: формальное равенство; всеобщность; свобода; справедливость; общеобязательность. Каждый из перечисленных принципов, наряду с самостоятельным и обособленным значением, предназначен дополнять и придавать новые оттенки другим. Взятые в единстве, они позволяют в более полной степени отразить сущность права в целом. Далее рассмотрим ряд из перечисленных характеристик, присущих праву, в более развернутом виде. Формальное равенство. Выражение "равенство" предполагает абстрагирование от различий, которыми обладают рассматриваемые объекты. При выборе критериев уравнивания придерживаются метода игнорирования несущественных различий между ними. Такой же подход используется и при определении сущности формального правового равенства как одного из основополагающих качеств права. Спецификой правового равенства (и в целом права) является то, что основанием соблюдения равенства между субъектами является признание условия свободы индивида в общественных отношениях через такие понятия, как правоспособность, дееспособность и правосубъектность. В то же время правовое равенство предполагает соблюдение условий соразмерности и эквивалентности между сторонами. Формальная определенность является одним из признаков права. Принцип формального правового равенства предусматривает гарантируемое государством формализованное и упорядоченное право индивидам на единых и общих для всех основаниях иметь реальную возможность пользоваться "услугами права". Его сущностная характеристика в различных исторических эпохах наполнялась новым содержанием. Например, в эпоху рабовладения в Древнем Риме принцип формального правового равенства не распространялся на рабов (наряду с орудиями труда и сельскохозяйственными животными они приравнивались не к субъектам права, а к его объектам). По Конституции РСФСР (1918 г.) избирательного права были лишены определенные категории граждан по факту их социальной принадлежности. В настоящее время принцип формального равенства закреплен в основополагающих международно-правовых документах и находит свое отражение в конституциях подавляющего большинства государств. Это выражается в предоставлении возможности одинакового права для всех на: жизнь; возможность трудиться; свободу вероисповедания; идеологическое многообразие; безопасные условия жизни; достойные условия жизни; возможность получения квалифицированной юридической помощи и др. Таким образом, об одинаковом равенстве всех субъектов права можно говорить только в общем виде. В конкретно-индивидуальных ситуациях дело обстоит несколько иначе. Каждое государство в отношении различных категорий граждан (титульных и иностранных) на законодательном уровне предусматривает определенные иммунитеты (депутатская неприкосновенность) и привилегии (всевозможные льготы ветеранам войны и труда, орденоносцам, детям-сиротам и т.д.). Подобная практика предусматривается и нормами международного права, в том числе и признанием института дипломатической неприкосновенности. Свобода. Личная свобода и свобода воли индивида в праве рассматриваются как тождественные понятия. В той или иной интерпретации в праве всегда содержится волевой момент. Он может быть выражен в свободном волеизъявлении индивида посредством вступления в правоотношение определенного вида. Перечень определенных прав и свобод содержится в текстах конституций государств. На примерах признаваемых государствами за индивидами перечней прав и свобод можно судить о прогрессе мировой цивилизации в целом. В Российской Федерации государство на законодательной основе под контролем органов прокуратуры и судебной власти оставляет за собой право ограничивать конституционные права и свободы граждан и организаций в следующих случаях: - в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (природные катаклизмы, техногенные аварии, социальные конфликты); - в условиях действия особых правовых режимов чрезвычайного положения и военного положения; - в период нахождения государства в состоянии войны <1>, т.е. в военное время; -------------------------------- <1> В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. "Об обороне" состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. Военное время наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о их прекращении, но не ранее их фактического прекращения.
- в процессе борьбы с противоправными или преступными деяниями. Определенному законом кругу правоохранительных органов разрешается осуществлять оперативно-розыскную деятельность негласными способами <1>. К таким методам относятся <2>: -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 5 июля 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3349. <2> См.: Петрухин И.Л. Частная жизнь (правовые аспекты) // Государство и право. 1999. N 1. С. 64 - 73.
- осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, других почтовых отправлений и сообщений, передаваемых по техническим каналам связи; - прослушивание телефонных и иных переговоров с использованием современной техники; - вхождение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц и осмотр, обследование жилища (обыск), а в оперативно-розыскной деятельности - возможность установки подслушивающих, иных устройств и электронное (лазерное) наблюдение за жилищем без вхождения в него. Юрисдикция Совета Европы оставляет за государствами некоторую свободу усмотрения в определении пределов изъятия прав. Эта позиция нашла отражение, например, в процессах по обвинению греческой военной хунты (1969 г.), а также в деле "Ирландия против Соединенного Королевства (1978 г.)", в котором затрагивались условия содержания заключенных в тюремных лагерях Северной Ирландии. В ст. 17 Европейской конвенции о защите прав и свобод записано, что нельзя ссылаться на права, содержащиеся в Конвенции, для того, чтобы ограничивать другие права, принадлежащие кому-либо. Имеется множество прецедентов, которые достаточно ясно иллюстрируют признание законности ограничения прав тех, кто пытается добиться ограничения прав других. Например, в Англии <1> считается, что на права и свободы, признаваемые в стране, в принципе могут распространяться только строго определенные ограничения. Однако здесь отсутствует официально утвержденный государством перечень прав и свобод, предоставленных на его территории. Это означает, что субъект имеет право на что угодно, если только это не противоречит существующему праву. Диапазон мер, применяемых государством по ограничению прав и свобод граждан, зависит от вида и реальности угроз. -------------------------------- <1> Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000. С. 57.
Международным правом и национальным законодательством большинства стран запрещается применение мер, направленных на: жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение; ограничение права на жизнь; узаконивание рабства и применения пыток; использование обратной силы уголовного закона. Межамериканская конвенция о правах человека дополнительно к перечисленному выше предусматривает неприкосновенность еще следующих двух разновидностей прав: признание правосубъектности; свобода вероисповедания. Справедливость (Justitia). В системе социальных норм справедливость рассматривается как возможность воздаяния равным за равное. Наряду с другими это одно из обязательных внутренних свойств и качеств права. Справедливость в праве выполняет роль своеобразного образца (стандарта, эталона качества), на котором проверяется внутренне качество самого закона. Не менее важным является и его внешнее значение. Наличие справедливого закона позволяет людям убедиться в том, что в окружающем их социальном мире существуют правовые (справедливые) ориентиры, позволяющие всегда "найти и защитить правду" от нарушений, допускаемых кем бы то ни было. По своей сути право в меньшей степени зависит от воли законодателя. Поэтому в нем понятие справедливости носит более объективный и достоверный характер, нежели в нормах законодательства. Это происходит от того, что в государствах с антидемократическими политическими режимами понятия "законность" и "справедливость" не всегда могут совпадать. Например, законности могут придаваться различные и далеко не правовые оттенки, не в полной мере совпадающие с понятием справедливости (революционная законность, социалистическая законность, целесообразность - как форма подмены законности). Общеобязательность. В отличие от других видов социальных норм общеобязательность в праве всегда носит официально-властный характер. Это означает, что нормативный правовой акт принимается (издается) от имени государства в установленном законом порядке уполномоченным органом государственного управления или должностным лицом. Поэтому он, а точнее сказать, выполнение изложенных в нем и носящих властно-волевой характер предписаний, наделяется поддержкой и защитой государства. Одновременно предусматривается возможность применения карательных санкций в отношении правонарушителей. Определяется круг субъектов, обладающих правоприменительными полномочиями.
8.3. Право в системе социальных и технических норм
Для более глубокого понимания права его необходимо рассмотреть в общей системе социальной регуляции. Под социальными нормами принято понимать правила поведения людей в общественной жизни, побудительными мотивами которого являются: внутреннее убеждение, понятие справедливости, жизненные принципы и другие. Видами социальных норм являются: - нормы общественных организаций - устанавливаются самими общественными организациями, закрепляются в их уставах, охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия; - нормы морали - складываются в общественной жизни в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости, чести, долге человека перед обществом и людьми; - нормы религии - исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития; - нормы обычаев, традиций ритуалов - складываются в процессе исторического развития. В определенной общественной сфере в результате многократного повторения входят в привычку, благодаря которой они и соблюдаются, поддерживаемые общественным мнением; - нормы права - устанавливаются и охраняются от нарушений государством. Необходимо обратить внимание на взаимодействие правовых норм с техническими правилами наиболее целесообразного обращения людей с природой, техническими средствами, которые вырабатываются на основе законов развития природы и техники. В содержание многих правовых норм включаются технические нормы (правила безопасности строительных работ, нормы расхода сырья и т.д.). В результате технические нормы приобретают форму и силу юридических норм, что делает их общеобязательными, и соблюдение которых гарантируется государством. В процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. В.В. Путин со ссылкой на конкретные исторические события, связанные с "заигрыванием" европейских политиков в конце 30-х годов XX столетия с фашистской Германией и последовавшей за этим Второй мировой войной, считает, что "не может быть разумной, ответственной политики вне нравственных и правовых рамок" <1>. -------------------------------- <1> Сидибе Пьер. Накануне (Владимир Путин предварил свой визит в Польшу статьей в газете) // Российская газета. 2009. 1 сентября.
Важная роль в этом взаимоотношении принадлежит религии. Например, в марте 2007 года Духовное управление мусульман Дагестана на одном из исламских сайтов опубликовало список эстрадных артистов, включавший в себя 21 человек. Их выступление на территории республики было признано нежелательным. Причиной принятия такого решения послужила "недостаточная нравственность" в содержании их концертов. В частности, в этот список были включены Филипп Киркоров, Шнур, "Агата Кристи", "ТаТу", "Ночные снайперы" и другие. Следует отметить, что Дагестан является одним из наиболее исламизированных субъектов Российской Федерации. В республике действует около 1800 мечетей, 14 высших исламских учебных заведений (во всем Южном федеральном округе их 22), а также много начальных (мектебов) и средних (медресе) исламских учебных заведений. В республике развито радикальное исламское движение, получившее название "ваххабизм". Предпринимаются постоянные попытки, направленные на то, чтобы религия и наука (богословие и светская наука) нашли общий язык. Это весьма деликатная тема, имеющая большой общественный резонанс. Соотношение между наукой и религией можно сопоставить с соотношением между верой и знаниями. В Средние века первые серьезные научные работы были сделаны исследователями, занимающимися богословием. Однако сделанные ими выводы носили светский характер и входили в противоречие с богословскими канонами. Например, свое открытие о движении небесных светил вокруг солнца Н. Коперник сделал, занимаясь богословием. Лауреат Нобелевской премии (1964 г.) выдающийся физик Чарлз Таунс в марте 2005 г. опубликовал программную статью "Сближение науки и религии". Ученый попробовал "реабилитировать" христианство в глазах научного сообщества. В статье утверждается, что противоречия между двумя мировоззрениями поверхностны, а Библия вовсе не нуждается в буквальном понимании. В своей позиции автор этой публикации не одинок. Например, участвуя в опросе лауреатов Нобелевской премии, проводимом епископом Кентерберийским, на вопрос "Вы религиозный человек?" знаменитый академик Павлов ответил отрицательно. Но на вопрос "Считаете ли Вы совместимыми религию и науку?" ответил "Да" <1>. -------------------------------- <1> Яковлева Елена, Емельяненков Александр. Код да истины // Российская газета. 2007. 7 августа.
Польский священник, космолог и философ, специализирующийся на математике и метафизике, Михал Хеллер, ставший в 2008 году лауреатом премии фонда Темплтона (ее размер составляет 820 тысяч евро) "За прогресс в исследованиях или открытиях в области духовных реалий", так же как и Эйнштейн, считает, что "наука не делает ничего другого, как читает замысел бога" <1>. При этом Эйнштейн понимал Бога "скорее как безличный Разум Вселенной". -------------------------------- <1> Саможнев Александр. Доказательство Бога (польский ученый вычислил Высший разум) // Российская газета. 2008. 29 марта.
Работы Михаля Геллера расширили метафизические горизонты науки. Его теория прямо не доказывает существование Бога, но в то же время она может представлять косвенные доказательства его существования. Исследователь логично считает, что если у Вселенной было начало, то можно предположить, что у нее был и Творец. Но если Вселенная автономна, не имея ни границ, ни края, то у нее не может быть начала и конца. Она просто существует, и в этом случае в ее истории нет места Творцу. Профессор Геллер выступает против ньютоновской концепции идеи абсолютного пространства, абсолютного времени и Бога, создающего энергию и вещество. Современным теологам он предлагает вернуться к традиционной доктрине, которая предполагает, что процесс создания Вселенной был актом вне пространства и времени. Представляется симптоматичным и факт согласия Иоанна Павла II со ставшими знаменитыми словами Галилео Галилея: "Богословие должно отвечать на вопрос, как попасть на небо, а не как движутся небеса". Подобное признание было сделано по результатам более чем 10-летней работы специальной комиссии, рассматривавшей по заданию Папы дело Галилея <1>. -------------------------------- <1> Воробьев Юрий. И все-таки Галилей ошибался... // Российская газета. 2005. 25 мая.
Сторонники признания религии наукой в качестве одного из аргументов ссылаются на определение теологии, данное Министерством Российской Федерации. "Теология - это комплекс наук, который изучает историю вероучений и социальных форм религиозной жизни. Религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники, религиозные письма, религиозное образование, научно-религиозная деятельность) - традиционное для религии право, археологические памятники истории религии, история и современные взаимоотношения между различными религиозными учениями или религиозными организациями. Изучение теологии в системе бывшего профессионального образования носит светский характер" (Приказ Министерства образования РФ от 2 марта 2000 года). К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относятся мораль и общественная нравственность. Государство при помощи юридических средств предусматривает способы и меры их защиты. Например, в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность. В частности, к преступлениям, посягающим на общественную нравственность, УК РФ отнес: "Вовлечение в занятие проституцией" (ст. 240), "Организацию или содержание притонов для занятий проституцией" (ст. 241), "Незаконное распространение порнографических материалов и предметов" (ст. 242), "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" (ст. 243), "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения" (ст. 244), "Жестокое обращение с животными" (ст. 245). Непосредственным объектом этих преступлений является общественная нравственность, то есть совокупность общественных отношений, определяющих представление о добре и зле, о пристойности и непристойности, о гуманном и негуманном, о справедливом и несправедливом. УК РФ не ограничивается только этими статьями, охраняющими мораль и общественную нравственность. Такие составы преступлений, как "Клевета" (ст. 129), "Оскорбление" (ст. 130), "Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" (ст. 157), "Хулиганство" (ст. 213) и другие, также предусматривают наказание за нарушение норм общественной нравственности. Признаваемую в обществе мораль защищает административное и гражданское законодательство России. Такие статьи прежнего КоАП РСФСР, как "Мелкое хулиганство" (ст. 158), "Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде" (ст. 162), "Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения" (ст. 163), "Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей" (ст. 164), "Занятие проституцией" (ст. 164.2), требовали соблюдения норм морали. В противном случае была предусмотрена административная ответственность (в том числе и за аморальность такого поведения). Одним из объектов посягательства в этих составах административных правонарушений являлась общественная нравственность. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, он вправе требовать по суду денежной компенсации (ст. 151 "Компенсация морального вреда"). Гражданин имеет право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, распространенных и средствах массовой информации или содержащихся в каких-либо документах (ст. 152 "Защита чести, достоинства и деловой репутации"). В стадии разработки и обсуждения в Государственной Думе РФ находится проект Закона о государственной политике в области сексуальной культуры и охраны общественной нравственности. Проблема моральности права является актуальной и для уголовного процесса. Главной целью уголовного судопроизводства является установление объективной истины. При этом не только безнравственно, но и юридически наказуемо добывать показания с применением насилия в отношении обвиняемого и других участников процесса. Норма, регулирующая порядок допроса обвиняемого, требует совершенствования с точки зрения общечеловеческой морали. Обеспечение свободы личности, в том числе и в уголовном процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления свободы вероисповедания можно расценивать как подтверждение реального гуманизма в юридической практике. Согласно действующему законодательству Российской Федерации тайна исповеди охраняется законом. Свидетель не может допрашиваться и давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди гражданина. В Уголовно-процессуальном кодексе (УПК РФ) дается перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. К этой категории лиц, с учетом определенных обстоятельств, отнесены: - судьи, присяжные заседатели - об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения; - защитники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а равно представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу; - священнослужители - об обстоятельствах, известных ему из исповеди; - лицо, которое и силу своего малолетнего возраста либо психического или физического нарушения развития не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; - близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если они дали согласие на допрос в качестве свидетеля по данному делу. В одном из своих предпасхальных выступлений патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: "Духовная жизнь - это ежедневное возделывание земли своего сердца" <1>. -------------------------------- <1> Клин Борис. Беседа со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II ("Духовная жизнь - это ежедневное возделывание земли своего сердца") // Известия. 2006. 18 апреля.
В современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Находясь в переходном (смутном) состоянии, общество обязано отдавать себе отчет в том, куда и к чему оно идет. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической. Например, с моральной точки зрения, нельзя назвать идеальным поведение ряда губернаторов, вначале добровольно ушедших в отставку, а затем принявших участие и победивших в новых выборах. Важным является вопрос о соотношении права и закона. В данном случае признается специфика права как особого, обладающего объективными свойствами социального явления, независимо от воли или произвола законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения. Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна. Техническими нормами считаются правила эксплуатации технических средств и механизмов. Виновное нарушение правил эксплуатации (его принято называть человеческим фактором) может повлечь за собой возможность применения мер юридической ответственности определенного вида. Обычно порядок эксплуатации определяется в имеющих надведомственный характер инструкциях (Инструкция о порядке соблюдения противопожарной безопасности), правилах (Правила дорожного движения), ГОСТах. Содержащиеся в них нормы права, предусматривающие возможность наступления юридической ответственности за их несоблюдение, являются бланкетными.
8.4. Признаки и общие принципы права
Для понимания сущности и ценностной характеристики права важное значение имеет вопрос о его признаках, которые проявляются в следующем: - право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах; - право есть мера, масштаб свободы и поведения человека; - право обеспечивается государственной властью; - нормативность есть исходное и основополагающее свойство права; - право есть реально действующая система нормативной регуляции; - право не тождественно закону. Общие принципы права наиболее полно отражаются в нормах международного права. Они представляют собой отправные исходные начала мировой правовой системы. Их признание является одним из обязательных условий интеграции национальных правовых систем в мировое сообщество с целью международного сотрудничества государства в различных сферах общественной жизни. Подобное условие необходимо соблюдать и при вступлении государства в различные международные организации. Например, Российской Федерации при вступлении в Совет Европы (только с третьей попытки) было предложено в течение трех лет (своего рода испытательный срок) привести свое законодательство в соответствие с требованиями Устава Совета Европы (отмена смертной казни - одно из таких требований). Наиболее распространенными общими принципами в странах континентального и общего права при отсутствии соответствующих норм, прецедентом или обычаем является ссылка на принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и социальной направленности права, т.е. речь идет о порядке и условиях применения аналогии права. К общим принципам права следует отнести и, например, такие положения: позднейший закон отменяет более ранний; специальный закон отменяет действие общего закона и др. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается активный процесс объединения национальных правовых систем на основе соблюдения общих принципов права. Поэтому в целом принципы национальных правовых систем совпадают с общепризнанными принципами международного права. Этот процесс носит позитивный характер и направлен на укрепление мирового правопорядка.
8.5. Функции права
Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения. Выделяют две основные функции права. 1. Регулятивная функция. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности, в также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни. 2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности и общества. Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях.
8.6. Типология права
Типология права соответствует типологии государства. Однако относительная самостоятельность и специфичность права как особого социального феномена позволяют осуществлять и иные варианты его классификации. Так, используя формационный критерий, различают четыре типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Под историческим типом права понимается совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации. Рабовладельческое право. Считается, что римляне трижды покоряли мир - легионами, христианством и правом. Например, многими современными государствами используется рецепция римского права при формировании национальных правовых систем. Очень точная оценка характеристики качества римского права рассматриваемого периода времени была дана Ф. Энгельсом. Он считал, что "римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не смогли внести в него никаких существенных изменений" <1>. -------------------------------- <1> Маркс К., Энгельс Ф. Собрание соч. 2-е издание. Т. 21. С. 412.
Поэтому рабовладельческий тип права целесообразно рассмотреть на примере этого права, а еще конкретнее - на примере одного из основных исторических памятников права той эпохи - Закона XII таблиц (V в. до н.э.): - разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот а ко второй - все остальные вещи; - юридический формализм; - жена, как и все домочадцы, была во власти своего мужа, некоторое равенство ей давал брак без формальностей, т.е. гражданский брак; - строго карались посягательства на чужую собственность; - всяк мог убить на месте преступления ночного вора...; - имущественные споры (виндикация - истребование вещи из чужого владения); - право разделилось на частное и публичное; - утверждается право частной собственности на землю (институт владения); - сервитут (право на чужую вещь) вещный и личный; - договоры различались на: вербальный (устный), литеральный (письменный), реальный (с момента передачи вещи...), консенсуальный; - предусматривалось, что залог может быть средством обеспечения обязательства; - уголовная ответственность жены за супружескую измену; - разрабатывались дошедшие до настоящего времени виды права наследования по закону (наследники первой, второй... очереди...) и по завещанию, т.е. по воле наследодателя; - поощрение доносительства со стороны государства в период распада Римской империи, впоследствии воспринятое рядом национальных законодательств, в том числе и в СССР (пример широкого пропагандирования действий Павлика Морозова и других лиц, обнаруживавших среди ближайших родственников иностранных шпионов...); - оскорбление величия римского народа, как и оскорбление величества, считалось тяжким уголовным преступлением. Кстати говоря, многие современные государства посчитали необходимым воспользоваться накопленным историческим опытом по этому вопросу. Например, современное законодательство Таиланда строжайшим образом охраняет честь и достоинство своего монарха. Под страхом суровой уголовной ответственности, предусматривающей длительное лишение свободы (вплоть до 75 лет), запрещены подобные противоправные действия, в том числе и со стороны иностранных граждан. В декабре 2006 года гражданин Швейцарии, возмущенный отказом продавцов продать ему очередную порцию спиртного, облил краской портрет короля Таиланда Пумипона Адульядета. С учетом признания своей вины швейцарец был приговорен к 10 годам лишения свободы за "надругательство над портретом августейшей особы", хотя прокурор настаивал на 20-летнем сроке. Это был первый случай вынесения столь сурового приговора в отношении иностранного гражданина. Ранее за подобные действия иностранцев просили срочно покинуть территорию таиландского государства. Феодальное право. В XII - XIII веках появляются первые формы кодификации права. К ним следует отнести: - Ломбардский сборник, выработанный в судах Милана; - Великие обычаи Нормандии (Франция); - "Саксонское зерцало" - автор судья Эйке фон Ребхоф. В Англии как источник права окончательно утвердился судебный прецедент. В Германии вышел в свет кодекс Грациана, представляющий собой разновидность канонического права, основанного на учениях апостолов, постановлениях соборов, высказываниях признанных в области религии авторитетов. Каждая норма этого права подкреплялась цитатой из Библии: - рецепция (заимствование) римского права; - естественное право - общее для всех народов; - появляется необходимость в адвокатуре (как и ранее в Риме), юрисконсультах; - усилилось значение документов, из общественных потребностей возник нотариат как вид профессии; - "Слово императора - закон" - правило, сформулированное еще римскими юристами и дошедшее до нашего времени как дань уважения и признание роли лидера государства независимо от формы государственного правления и политических режимов. В уголовном праве широко применялся принцип "Признание - царица доказательств". В основе обвинительного приговора лежало "убеждение судей" - своего рода принцип революционного правосудия. В то же время в Англии ввели понятие "презумпции невиновности" в уголовном праве. Это было демократическое завоевание своего времени. В Европе около 200 лет длился период инквизиции (судьбы Жанны Д'арк, Галилео Галилея и др.), представляющий в конечном итоге беспощадную борьбу между государством и религией за власть в обществе. Высказывается мнение о том, что этот процесс следует рассматривать как одну из первых попыток в истории цивилизации по разделению власти в обществе. В Средние века сохранился обычай уголовного преследования животных, считалось, что они обладают сознанием, психологической деятельностью. Феодальное право было правом правителей. Оно закрепляло классовое и сословное неравенство людей. Представители господствующего класса не считали себя связанными нормами права, т.к. всегда могли опереться на силу. Неограниченный произвол был особенно характерен для феодального собственника в его отношениях с крестьянством. Применение силы считалось нормальным способом разрешения споров. Поэтому феодальное право часто называют "кулачным правом". Капиталистическое право. С совершенствованием общественных отношений и государственных институтов продолжился процесс совершенствования права. Стали обособляться отрасли права. Получило свое развитие социальное законодательство. Конституционное право. Конституции стали появляться только в XIX в. (отражает давление рабочего класса. Способность буржуазии на компромисс...). Тенденция развития системы буржуазного права заключалась в том, что оно шло по пути приспособления старого феодального права к новым буржуазным отношениям. Во Франции был принят Гражданский кодекс, или, как его называли, Кодекс Наполеона (1804 г.), который действует и по настоящее время. Свое дальнейшее развитие получило абсолютное право собственности (владеть, пользоваться и распоряжаться). Постепенно стал узакониваться светский брак (церковный становился юридически необязательным). Роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия. В уголовном праве стали применяться демократические принципы: равенство перед законом; смягчение карательных мер (оно не распространяется на близких преступника); отказ от наказания за религиозные убеждения. Происходит усиление наказания за политические преступления. Доминирующей тенденцией становится осуждение не за действия, но за преступные намерения, за "опасные мысли". Наблюдается переориентация цели наказания из средства массового устрашения на исправление и воспитание (тюремный труд, ссылка, условное осуждение - Англия в 1887 году и Франция в 1891 году). Формируется теория итальянского тюремного врача Ломброзо - предварительная изоляция "предполагаемого (потенциального) преступника". Судоустройство и процесс. Отделение судебной власти от исполнительной. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость. Суд присяжных. Присутствие адвоката делало судебное следствие состязательным. Презумпция невиновности. Стало развиваться социальное законодательство. Узакониваются профсоюзы как представители рабочих в суде и перед предпринимателями (в Англии - в 1871 г.). Забастовки принудили власть принять прогрессивное законодательство о труде. Продолжительность максимального рабочего дня было ограничена до 10 часов. Принимаются нормы, предусматривающие социальное обеспечение по болезни и старости.
Контрольные вопросы
1. Причины происхождения права. 2. Дайте определение понятию "право". 3. Основные черты юридического позитивизма. 4. Основные черты психологической теории. 5. Основные черты социологической теории. 6. Основные черты классовой теории. 7. Основные черты философской теории. 8. Основные черты классовой теории. 9. Каковы признаки права? 10. Отличие права от других социальных норм. 11. В чем выражается взаимосвязь права с социальными и техническими нормами? 12. Формационный подход к типологии права.
Рекомендуемая литература
а) основная
Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. М., 1993. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. М., 1994. Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учебно-методическое пособие. М., 1993. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994. Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. Общая теория права: Учебное пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994. Теория государства и права. Часть I. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995. Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Науч. ред. проф. В.В. Оксамытный. Москва - Нальчик: Изд. центр "Эль-фа", 1995. 248 с. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 570 с. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: ИКФ "Омега-Л"; Интерстиль, 2003. 382 с. Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004. 816 с. Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004. 864 с. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. Издание 2-е, дополненное. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.
КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юристъ, 2006. 768 с. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК "Велби"; Проспект, 2005. 768 с. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2009. 400 с. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: Учебное пособие. М.: ИКД "Зерцало-М", 2008. 528 с. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2008. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.: Юридический колледж МГУ, 1995. Т. 2. Алексеев С.С. Теория права. Харьков: БЕК, 1994. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Москва: Юристъ, 1995. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М., 1982. Том 4. Кельзен Г. Чистое учение о праве. М.: ИНИОН АН СССР, 1987. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. Аквинский Ф. О правлении государей. 1948. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. М.: НОРМА, 2000. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира: Монография / Институт государства и права РАН. 1993. 148 с. Аннерс Э. История европейского права (перевод со шведского) / Институт Европы. М.: Наука, 1994. 397 с. История государства и права зарубежных стран. Часть I. Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 480 с. Апарова Т.В. Прецедент в современном английском праве и судебное правотворчество // Труды ВНИИСЗ. 1976. N 6. Современное право КНР. М., 1985. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Издательство МГТУ им. Ба
|