КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 1 страница
Правитель правит с помощью добродетели, а не силы.
Конфуций
21.1. Соотношение государства, правовой системы и личности
Проблема соотношения государства, права и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений. Исходя из своих убеждений и научных взглядов (либералы, демократы, анархисты...) с различных точек зрения и с учетом конкретных исторических ситуаций они по-разному определяют характер соотношения между этими важнейшими социальными институтами. Например, представители теории российского либерализма в сценарии демократических преобразований в России институту права и свобод человека отводят двоякую роль. С одной стороны, он должен выступать как необходимый конструктивный элемент правового государства и гражданского общества. С другой стороны, с его помощью предполагалось решать задачи первого этапа преобразований страны <1>. -------------------------------- <1> Аронов Д.В. К вопросу о соотношении понятий "государство" - "личность" - "общество" в теории российского либерализма // История государства и права. 2005. N 3. С. 2 - 5.
Сейчас неоспоримым фактом признается положение о том, что в системе ценностей демократического общества на первом месте должна стоять личность. Еще в XI веке в Англии были приняты законодательные акты, признавшие приоритет интересов личности перед государством. В этом вопросе Россия традиционно отставала от просвещенной Европы. В этой связи уместно напомнить, что только в 1861 году в России было отменено крепостное право. Но мы должны помнить и другое - в отличие от ставшего просвещенным Запада в истории России никогда не было периода инквизиции (в Западной Европе он продолжался около 200 лет) и рабовладения. По мнению С.М. Шахрая, являющегося одним из разработчиков Конституции Российской Федерации, заложенная в тексте Основного Закона современной России модель приоритета прав и свобод человека, если быть оптимистом, "то реализована она процентов на 50". Модель рыночной экономики и социального государства, по его мнению, "реализована процентов на 20", а "кооперативного федерализма - процентов на 35 - 38" <1>. -------------------------------- <1> Закатнова Анна. Россия "юрского периода" (беседа с С.М. Шахраем) // Российская газета. 2008. 11 декабря.
Личность с точки зрения психологии и философии - это субъект общественных отношений, обладающий определенным уровнем психического развития. Качества личности присущи психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста, способному в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных отношений, формировать свою позицию и отвечать за поступки. Следовательно, не каждого человека можно считать личностью. Понятие личности является более узким по сравнению с понятием "человек". Человек - общественное существо, член человеческой семьи. В первую очередь личность вырастает из себя. Немаловажное значение в этом процессе принадлежит и окружающей его обстановке. Проблема личности обширна и многогранна. Она имеет разные аспекты. Важнейший из них - юридический. Он тесно связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивающими интересы людей, государства, общества. В правовой системе государства личность занимает центральное место и выступает во многих качествах: гражданина; субъекта права и правоотношений; носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право- и дееспособности, социального и правового статуса. К личности обращены юридические предписания. От нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы. Правовое понятие личности сводится к тому, что она может быть субъектом правоотношений, реализуя в полной мере гарантированные государством права и свободы, а также выполняя определенные обязанности. Правовое положение личности может быть формальным (продекларированным только в документах, даже обладающих высшей юридической силой) и реальным. Жители различных стран гордятся своими выдающимися соотечественниками, оставившими глубокий след в истории развития не только конкретного государства, но и в целом земной цивилизации. Например, величайшими британцами в результате проводимого в августе 2003 года социологического опроса, в котором приняли участие 1,2 млн. человек, были признаны следующие уроженцы Великобритании (смотри таблицу) <1>. -------------------------------- <1> Алексеев Алексей. Ньютон и Черчилль - лучшие из британцев // Коммерсантъ. 2003. 1 сентября.
Проводившийся в те же сроки, что и в Англии, социологический опрос среди жителей Украины определил рейтинг следующих украинцев, признанных десятью самыми великими (смотри таблицу) <1>. -------------------------------- <1> Алексеев Алексей. Братья Кличко - почти лучшие украинцы // Коммерсантъ. 2003. 1 сентября.
Определенные размышления и выводы дает содержание следующего рейтинга. В 2006 году эксперты известного американского журнала "Форбс" составили список ста самых влиятельных женщин мира. Его возглавляла канцлер ФРГ Анхела Меркель. На втором месте - государственный секретарь США Кондолиза Райс, а на третьем - заместитель премьера Госсовета Китая У И. В список были включены 53 американки, 5 англичанок, по три представительницы Китая и Франции. Российских женщин в этом списке не было. История становления системы прав, свобод и обязанностей личности (гражданина, человека) имеет многовековые корни и весьма поучительный характер. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". В наши дни реальность правового статуса человека в России рассматривается как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий власти. Права человека не должны толковаться как предоставление полной свободы без ограничений. Они "должны быть основаны на нравственных принципах... которые превыше деклараций, и верующий человек должен соблюдать этот нравственный закон, уважая права человека", - считает Патриарх Алексий II <1>. Он не видит противоречий между позицией Русской Православной церкви, выраженной по этому вопросу в документах Всемирного русского народного собора (6 апреля 2006 г.), и Декларацией о правах человека (1948 г.). -------------------------------- <1> Яковлева Елена. Второе дыхание (Патриарх Алексий II об актуальных для Церкви и общества темах) // Российская газета. 2006. 18 апреля.
Правовая система, лишенная гражданской этики, может легко превратиться в законное подспорье для мздоимства государственных чиновников. В то же время правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности. Общеизвестно, что страны с различным уровнем экономического развития или различными историческими традициями и культурным наследием имеют собственные представления о правах человека и, что естественно, по-разному реализуют их на практике. Большой проблемой для мирового сообщества является разработка универсальных норм и концепций в вопросах обеспечения прав и свобод человека. Заслуживает интереса позиция китайского руководства о путях развития демократии в стране. Они считают, что главной целью китайского правительства является строительство в стране демократии под руководством ведущей и направляющей силы общества - Коммунистической партии Китая, численность которой в 2006 году составляла 69,6 млн. человек. Китайская демократия от обычной, по их мнению, отличается диктатурой народа, демократическим централизмом и тем, что всей политической жизнью страны руководит КПК. Китайское руководство обоснованно считает, что судить о степени демократичности той или иной политической системы следует "только по тому, довольно ли этой системой большинство населения" <1>. -------------------------------- <1> Габуев А. Китайские коммунисты начали строительство демократии // Коммерсантъ. 2005. 21 октября.
21.2. Основные положения правового статуса личности в России и в других странах
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизнедеятельности человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на следующие группы: личные, политические, социальные, культурные, экономические. Первый Генеральный секретарь Международного института прав человека (Совет Европы) Карел Васак еще в 1979 году выделил три поколения прав человека <1>. К первому относятся преимущественно политические или "негативные", которые предназначены предохранять человека от возможного произвола со стороны государства, а именно: право на свободу слова, на справедливый суд, выбор религиозных убеждений. Эти права ассоциируются с англосаксонской либеральной традицией и нашли свое отражение в ряде международных документов, в том числе и во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Социалистические государства во главе с СССР придерживались позиции, направленной на отказ признавать неограниченное право на толкование политических прав первой группы и признание их наиболее важными среди других видов прав человека. Право человека на свободу совести, религии, мысли и убеждений относится к числу базовых личных прав и свобод. -------------------------------- <1> Соборное право (Всемирный русский собор предложил России вернуться в Азию) // Коммерсантъ. 2006. 6 апреля.
Ко второму поколению отнесены социально-экономические права, предназначенные гарантировать равенство всех членов общества: право на труд, образование, отдых, получение зарплаты на уровне не ниже прожиточного минимума и т.д. В отличие от прав первого поколения их называют позитивными, поскольку они содержат перечень благ, которые человек имеет право получить от общества. Эти права ассоциируются с социалистической и социально-демократической традицией. Их определенные виды воспроизведены в национальных правовых системах. Например, право на получение пособия по безработице в большинстве европейских государств отражено в текстах конституций или нормах трудового законодательства (трудовых кодексах). К этому поколению прав со стороны государств также наблюдалось серьезное политическое разногласие. Если социалистические государства ставили их на первый план, то США отказывались признавать многие из этих прав. Специалисты отмечают, что в результате этого противостояния Всеобщая декларация прав человека так и не стала юридически обязательным международным документом для государств. К третьему поколению прав были отнесены такие, как право наций на самоопределение, право на социальное и экономическое развитие, право на распоряжение природными ресурсами, право на культурное наследие. Они динамично развивались под эгидой ООН в 80-х годах XX столетия. Эту категорию прав более активно обычно поддерживают развивающиеся страны третьего мира. На основе этих прав они определяют свою политическую доктрину невмешательства в их внутренние дела и объясняют необходимость возможных ограничений базовых прав личности региональной, религиозной и культурной спецификой. Активную позицию в разработке прав и свобод человека занимают различные религиозные концессии. Например, десятый Собор Русской Православной Церкви (апрель 2006 года) принял Декларацию о правах и достоинствах человека. В ней отмечается, что наравне с правами человека стоят такие понятия, как вера, нравственность, святыня, Отечество. Одной из важнейших задач государства и общества является недопустимость наличия противоречий между этими базовыми понятиями - правами и достоинствами человека. Научную классификацию прав человека осуществляли и советские ученые. Например, М.П. Кареева приняла за основу важнейшие сферы деятельности человека. Ее классификация включала в себя следующие составляющие: социально-экономические права; равноправие граждан; демократические свободы. В дальнейшем государственно-правовая наука, используя классификационные основы, предложенные М.П. Кареевой и другими исследователями, выработала систему основных прав и свобод. В нее вошли: - социально-экономические права и свободы граждан; - политические права и свободы граждан; - личные права и свободы граждан. Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция России в их последовательном расположении. Последнее имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую идеологию, которой придерживается государство в трактовке сущности концепции правового статуса личности. В действующей Конституции Российской Федерации, основывающейся на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем - политические, а за ними - социально-экономические права и свободы личности. Именно такая последовательность присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Этот важнейший международный документ имеет рекомендательный статус, но примерно в 90% текстов конституций современных государств, в том числе и в тексте Конституции Российской Федерации, содержатся базовые принципы, сформулированные в Декларации. В ходе голосования за принятие этого документа из 56 государств 48 проголосовало "за" и 8 - воздержались. Среди государств, воздержавшихся при голосовании, были СССР, Белорусская и Украинская ССР, Польша, Саудовская Аравия, Югославия, Южноафриканский Союз. Формальной причиной позиции СССР стало отсутствие в тексте декларации права нации на самоопределение, принцип защиты национальных меньшинств и запрещение фашистской идеологии. В российском законодательстве Всеобщая декларация прав человека впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года. На ее основе разработаны новые законы, а также изменены или дополнены действующие законы, касающиеся прав и свобод человека и гражданина. Россия присоединилась к основополагающим международным соглашениям в области прав человека. Одним из наиболее важных шагов в этом направлении была ратификация 5 мая 1998 года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предоставляющей российским гражданам возможность непосредственного обращения с жалобами в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Тем самым создалась дополнительная международная гарантия обеспечения прав человека и гражданина при возникновении споров между государством и личностью. К концу 2004 года в Европейский суд поступило почти 18 тысяч обращений из России. По этому показателю Российская Федерация занимало третье место среди всех государств - членов Совета Европы. Среди прочего такое положение свидетельствует о недостаточно высоком авторитете национальных органов правосудия у граждан. Значительное количество обращений в Европейский суд отклоняется без рассмотрения по существу. К концу 2004 года число российских дел, принятых Судом к производству, лишь немногим превысило 100, а было рассмотрено (по состоянию на 1 октября 2004 г.) только 13. В 2007 году около 20% обращений в Европейский суд поступило от граждан России (первое место среди всех государств - членов Совета Европы). Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны. Поэтому такое разделение носит чисто условный характер. Граждане России все более активно используют предоставленные им государством формы защиты конституционных прав и свобод. В течение 2004 г. в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступило около 30 тысяч жалоб, большинство из которых поданы на нарушения гражданских прав и на действия правоохранительных органов. В 2007 году их количество достигло 48235 обратившихся: с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав конкретных лиц; информационных сообщений о нарушениях прав человека; предложений о сотрудничестве; политических заявлений; печатной продукции по правозащитной тематике и т.д. <1>. Ежедневно более 300 российских граждан обращаются в аппарат Уполномоченного по правам человека и около 12% из обратившихся получают конкретную помощь. -------------------------------- <1> См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год // Российская газета. 2008. 14 марта.
Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения. Это права и свободы, которые необходимы человеку для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д. В статье 20 Конституции Российской Федерации провозглашено право на жизнь, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности. С 1998 года Россия, являясь членом Совета Европы, объявила мораторий на смертную казнь. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни (например, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и т.п.). К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21 Конституции РФ). Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства. Поэтому целью государства является обеспечение охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. К сожалению, этот принцип в настоящее время практически является декларативным. Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как и личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека. Он может распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Без его письменного согласия запрещено подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции Российской Федерации, повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражу. Согласно ч. 2 ст. 22 Конституции Российской Федерации такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда. Без предъявления обвинения лицо может подвергнуться заключению под стражу на срок не более 48 часов. Ограничение в правах (согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации) возможно только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Часть 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации гласит, что "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени". Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести и доброго имени. В законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда. Понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение таких прав может быть предусмотрено только судебным решением. Это призвано исключить произвол и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов. Вышеуказанные постулаты изложены в ныне действующей Конституции в обновленной редакции по сравнению с предыдущими конституциями. В Конституции Российской Федерации указана гарантия реализации данных прав. Об этом свидетельствует п. 1 статьи 24 - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Такое исключение (предусмотренное законом, но не ведомственными инструкциями) возможно, когда речь идет, к примеру, о государственной тайне. Единственная форма, не претерпевшая смысловых и редакционных изменений, - статья о праве на жилище и гарантии его реализации. В ней указано, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25). Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. Причем жилищем признается и место временного пребывания человека. Если в жилище вселяются люди, имеющие на то право, то их действия не являются нарушением неприкосновенности, в том числе не требуют согласия остальных проживающих. Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, отражает специфику многонациональной России. Согласно ст. 26 Конституции Российской Федерации "каждый вправе определять свою национальную принадлежность". Дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что "никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности". Ранее имело место обязательное указание свой национальности в определенных документах. Сейчас практически не допускается постановка вопроса о национальной принадлежности. В Конституции Российской Федерации нашло отражение положение, предусмотренное международными правовыми нормами, о свободе передвижения, выбора места жительства и пребывания. Статья 27 гласит, что таким правом обладает каждый гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации. Однако реализации права на выбор места жительства сопутствует определенный порядок - регистрация в органах внутренних дел гражданина, прибывшего на новое место жительства. Важное значение имеет закрепление в Конституции права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Нормативными актами установлен порядок регистрации. Свобода совести и вероисповедания заключается в свободе принятия или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (ст. 29). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. В условиях СССР не допускалось инакомыслие, поэтому такие права и свободы были ущемлены. В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В Российской Федерации ограничительные меры временного характера, направленные на защиту "жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" <1>, устанавливаются посредством: -------------------------------- <1> Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (в редакции Закона от 25.07.2002).
- устранения обстоятельств, посягающих на нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также защиту конституционного строя Российской Федерации <1>; -------------------------------- <1> Ст. 2 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (2001 г.).
- создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> Ст. 1 ФКЗ "О военном положении" (2002 г.).
По аналитическим данным ежегодного отчета американской неправительственной организации Freedom House <1>, созданной более 60 лет назад, степень свободы средств массовой информации (СМИ) в 193 странах мира в 2003 году "серьезно ухудшилась". В 2002 - 2003 гг. общее количество людей, живущих в странах, где СМИ независимы, сократилось на 5%. --------------------------------
|