КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценность права
Вопрос о ценности права, как особого социального феномена, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Недооценка роли и значения права в общественной жизни, так называемый, правовой инфантилизм, рано или поздно приводит к правовому нигилизму,т. е. полному отрицанию его ценности. Так, иногда в праве видят лишь послушный инструмент в руках государства, средство осуществления государственной политики, используемое в основном для подавления недовольных существующих режимом. Не менее вредна и переоценка права, что неизбежно ведет к правовому идеализму, слепой вере во всесилие законов. Считать, что «законы могут все», что право в состоянии утвердить в обществе некие абстрактные идеалы справедливости, свободы и гуманизма, значило бы приписывать праву сакральные, т.е. мифические, божественные свойства, которыми оно очевидно не обладает. Примеров тому, когда важные правовые документы не оказывали реального влияния на общественную жизнь, столь же много, как и тех, когда в закон возводилась воля «сильнейшего», правовой статус приобретали произвольные властные предписания, а право использовалось как средство подавления противников государственной власти. Право в современном мире следует оценивать с нескольких позиций. Во-первых, право — это социальный институт, позволяющий обеспечить организованность и порядок в общественной жизни, что само по себе является величайшим благом цивилизации. Кроме того, в современном мире ценность права определяется и его международным значением. Трудно представить сегодня взаимодействие государств вне правовой основы: право является гарантией обеспечения международного мира и безопасности, средством решения глобальных проблем современности (цивилизационная ценностьправа). Во-вторых, право является эффективным инструментом преобразования общества. И хотя приверженцы марксистской теории фактически отрицают организаторскую, созидательную роль права, утверждая, что «право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. …законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности», пример современной России заставляет усомниться в справедливости такого утверждения. Многие общественные отношения, в том числе в области экономики, хозяйственной жизни (приватизация промышленных предприятий, купля, продажа, дарение, завещание земельных участков, свободное предпринимательство и т. п.), возродились в России, после того как была создана необходимая правовая основа. В этом заключается инструментальная ценность права. В-третьих, право любой страны — это показатель развития культуры общества (культурная ценностьправа). Изучая правовые системы, можно практически безошибочно определить уровень не только правового сознания населения, но и степень развития национальной цивилизации в целом. Например, многие современные правовые системы основываются на принципах, заложенных еще в древнем римском праве, что свидетельствует о высокой ступени развития римского общества того времени в целом. В-четвертых, право определяет меру обеспечиваемой государственной властью свободы поведения личности в обществе (личностная ценность права). Конечно, право, определяя круг прав и обязанностей человека, есть, в какой-то мере, ограничение личной свободы. Но, ограничивая свободу одних, право тем самым обеспечивает свободу других: общеизвестно, что «свобода одного кончается там, где начинается свобода другого человека».
***
Тема 9
|