Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Здравствуйте, дамы и господа!

Сегодня мы с вами рассматриваем интегрированную личность.

Основная модальность интегрированной личности – синтетически-каузальная.

Как этот человек воспринимает себя? Помните, у нас была метафора, связанная со светом внутреннего "я"? Так вот, у интегрированной личности свет ее внутреннего "я" пронизывает весь мир – весь внутренний мир человека и весь его внешний мир. И все, что с ним происходит, он воспринимает лично.

Этот свет насквозь пронизывает все его ценности. Помните, зрелая личность отличалась тем, что ее ценности были санкционированы внутренним "я" и подсвечены им в целом – но не полностью. А в данном случае этот свет пронизывает всю жизнь человека. Все его ценности воспринимаются человеком как полностью его собственные. У него нет сложностей, связанных с взаимодействием его различных жизненных программ и, соответственно, нет сложностей, связанных с противоречиями между его ценностями. Все они интегрированы вместе в едином бытии человека.

Этих сложностей нет настолько, что ценностной уровень этим человеком вообще не очень воспринимается. В случае зрелой личности мы говорили, что она в основном существует как раз на ценностном уровне, а те локальные неувязки, которые идут на уровне внешних или внутренних событий, человеком воспринимаются как неизбежные издержки. А на уровне интегрированной личности каждое событие жизни, каждый момент ее существования санкционированы внутренним "я".

Этот человек живет в едином сплошном потоке, который на Востоке называется дао. Дао в переводе с китайского означает "путь". И этот человек ощущает свою жизнь как единое сплошное бытие в мире, развернутом к нему лично, где ничто не случайно и, более того, каждое событие представляет собой квинтэссенцию всей его жизни.

У многих людей случаются (обычно очень яркие) моменты медитативного выхода на уровень интегрированной личности. Так иногда бывает, когда в жизни человека начинается новый важный сюжет, и он понимает, что вся предшествующая его жизнь была подготовкой к этому сюжету, и все, что он пережил, испытал, ощутил, может быть, отстрадал раньше, нужно было ему для того, что происходит сейчас.

Так вот, у интегрированной личности каждый момент жизни переживается именно так. То, что с ней происходит, она ощущает как необходимое для ее дальнейшего жизненного пути, и одновременно как его фокус. Все, что с этим человеком происходит, наполнено личным смыслом – в высшем понимании слова "личный".



Я уже говорил, что есть определенные связи между уровнями через один; например, есть определенное сходство между подростковой и зрелой, между юношеской и инфантильной личностями. И еще есть очень большое чисто внешнее сходство между инфантильной и интегрированной личностями. Но между ними есть и качественное различие. Если вы помните, инфантильная личность всегда центрирована здесь и сейчас, на том, что происходит, но различные мгновения ее жизни совершено не связаны друг с другом. А интегрированная личность живет в интегрированном мире: она в каждый момент времени воспринимает свою судьбу, и жизнь, и мир как единое целое. А текущий момент – это как бы фокус этого мира. А у инфантильной личности, наоборот, мир и "я" полностью дезынтегрированы, то есть это хаотическое нагромождение событий, обстоятельств и совершенно никак не связанных друг с другом моментов самоидентификации: сейчас я такой и со мной происходит это, а через десять минут я другой, и со мной происходит совершенно другое, никак с прошлым эпизодом не связанное.



Когда высшие духовные учителя призывают своих учеников: живите здесь и сейчас, полностью погружайтесь в данное мгновение, – они говорят с высоты интегрированной личности. Но то, что они имеют в виду, они могут донести, может быть, до той аудитории, которая слушает их лично. А когда это звучит через страницы книг, то понять, что спонтанность свойственна как инфантильной личности, так и интегрированной, но это совершенно разные вещи, бывает сложно. Впрочем, я надеюсь, что в результате моих лекций это станет вам более ясно.

А теперь давайте проведем интегрированную личность по нашей анкете – вы к ней наверное, уже привыкли. Я даю вам ее как бы в горизонтальном срезе, то есть каждую личность провожу по определенным пунктикам, а потом, осваивая материал этих лекций, вы можете по каждому пунктику посмотреть вертикальный срез, то есть подумать, как идет развитие по уровням личности, например, какое самоощущение у инфантильной личности, потом – у юношеской и т. д. И тогда у вас в голове сложится уже более структурная картина.

Мироощущение. У интегрированной личности есть очень ясное и сильное ощущение цельности жизни. У нее есть единое ощущение "я", то самое, которое началось на уровне юношеской личности и которое ее с тех пор не покидает. Но оно стало шире. На уровне зрелой личности "я" стало источником постоянной подсветки программ, которые человек ведет, и жизненных позиций, на которых он стоит. А теперь это "я" объединило все его программы и взяло нас себя управление всеми ролями, в которых он в своей жизни выступает, и всеми субличностями, которые есть в этом человеке: оно, как он чувствует, их порождает, по своему усмотрению использует, и разрушает, когда они уже не нужны.

Что тут важно понимать? Внутреннее "я" наполняет глубоким смыслом и события, и программы, и ценности человека, но совершенно к ним не сводится. Даже и на пятом уровне развития личности остается в конечном счете непонятным, что такое внутреннее "я". У этого человека есть ощущение своей личности, своей индивидуальности, неповторимости программ, которые он ведет, ему видно, как внутреннее "я" отражается в том, что человек делает, но что это такое, по-прежнему остается загадкой.

Что такое внутреннее "я" не становится понятными и на следующем, шестом уровне развития, который я условно назвал "реализованная личность". (Несколько слов по ее поводу я скажу в конце лекции.) На этом уровне у человека вообще нет чувства своего "я"; оно куда-то девается.

Таким образом, прямо понять, что такое "я", невозможно и на шестом уровне, хотя косвенное понимание приходит уже на третьем уровне, то есть у юношеской личности. Я могу сослаться на Якоба Беме, знаменитого немецкого мистика, который сказал, что когда человек ищет Бога, он идет длинным путем, и, когда, наконец, он Бога находит, то обнаруживается, что Бог – это то самое, что заставляло его искать.

По поводу внутреннего "я" можно сказать так: это одновременно глубинный субъект восприятия (то есть то в человеке, что воспринимает) и исходная точка для всех инициатив, но ни то, ни другое не может быть объектом рассмотрения. Это то, что смотрит само, но всегда ускользает от прямого внимания; то, что воздействует (и на человека, и на мир), но не может быть объектом воздействия.

И поэтому у нас такая длинная лестница постижения этой, в общем-то, простой истины. Когда она познана и прочувствована – простой. А пока не познана, человек ее ищет, но находит всегда не то, что ищет.

Однако я возвращаюсь к интегрированной личности. Здесь почерк внутреннего "я" человеку совершенно ясен, он все время ощутим, то есть та самая неповторимая индивидуальность, которая есть внутри него, все время проявляется в том, что он делает, в том, что он чувствует, в том, какую реальность он создает вокруг себя. Ему ясен почерк его индивидуальности, и более или менее внимательным окружающим он тоже виден.

У интегрированной личности есть определенные стили: стиль поведения и стиль восприятия. Я вам уже рассказывал, что стиль мировосприятия и стиль мировоздействия одинаково важны для индивидуальности человека, и здесь они очень четко обнаруживаются.

Я помню, когда я учился в школе, это были 60-е годы, так называемая хрущевская оттепель, и тогда было некоторое количество модных писателей, занимавших юношеские умы. И наш учитель литературы как-то сказал, что сейчас есть много разных писателей, они в чем-то интересны, но все-таки нельзя сказать, что они большие писатели, потому что их можно перепутать друг с другом. Индивидуальный почерк, стиль, который характеризует большого писателя, у них отсутствует. И действительно, если вы возьмете писателей, которые тогда были на гребне волны и которых в современной молодежной среде уже мало кто знает, то найти у них неповторимый стиль достаточно сложно. Может быть, особенные любители данного писателя каким-то образом его отличают от других, но в принципе это сделать нелегко.

Так вот, стиль писателя есть выражение индивидуальных особенностей его внутреннего "я". В принципе, в творчестве индивидуальность выражается легче, чем в обыденной жизни. Но у интегрированной личности она отражается и в обыденной жизни, причем не когда-нибудь, от случая к случаю, а всегда, что бы ни происходило. И это первое, что бросается в глаза.

Здесь нет упущенных моментов, здесь нет каких-то неудачных, теневых ситуаций, которые человек недолюбливает, считая их случайными или не своими, и ждет, когда они кончатся. Здесь каждый момент времени переживается полностью, осознанно и с ощущением ответственности за то, что происходит. И это естественно, потому что каждый момент жизни интегрированной личности это точка, в которой собралась вся ее предшествующая жизнь, и на которую опирается вся ее последующая жизнь. Когда у человека есть такой уровень ощущения связанности своей жизни, то естественно, что он собран в каждый момент времени.

Это не значит, что ему легко. Со стороны он смотрится как человек довольно легкий и непривязанный, но это не та непривязанность и легкость, которые свойственны инфантильной личности. Это та легкость и та непривязанность, которые приходят из высочайшей точности, из очень тонкого ощущения баланса. Этот человек всегда ищет расстановку акцентов, которая позволит ему наиболее точно выразить себя в данной ситуации.

Он не ломает реальности, а, скорее, как говорил дон Хуан в книгах Кастанеды, идет по миру, слегка к нему прикасаясь. В трактате Лао Цзы "Дао Дэ Цзин" сказано так: "Умеющий ходить не оставляет следов. Умеющий закрывать двери не пользуется замками, но закрывает так, что открыть невозможно."

Вообще, если вы хотите лучше понять человека пятого уровня, то я вам советую почитать "Дао-дэ цзин". Дао – это путь, дэ – (приблизительно) личная сила, или высшая сила, свойственная данному человеку, а цзин – это книга. Поэтому название трактата иногда переводят как "Книга о пути и силе". Я надеюсь, что после этой лекции вы сможете прочитать эту небольшую книжечку с гораздо большим пониманием, чем без предварительной подготовки, потому что в ней (насколько я понимаю) в основном идет речь про существование человека на уровне интегрированной личности.

Этот человек достигает чрезвычайной точности, он достигает очень тонкого баланса в каждой конкретной ситуации, он говорит не громче и не тише, а так, как это нужно. Он ищет в жизни моменты творчества, и его внутреннее "я" воспринимается им, в первую очередь как творческая потенция, как возможность небанально (то есть выйдя за рамки тех стандартных программ, которые ему предлагает и внешняя и внутренняя реальность) сделать что-то адекватное для него самого и актуальное для мира. При этом он старается не вязать, как говорят эзотерики, лишних кармических узлов, он старается быть тонким, он старается быть легким.

Жизнь каждого человека состоит из неожиданных случайностей и ситуаций, которые можно воспринимать шаблонно. Однако редко кто всегда живет в рамках строго определенного ритуала. У большинства людей время от времени возникают какие-то, как говорят инженеры, нештатные ситуации. Но у интегрированной личности этот эффект выражен исключительно ярко: для нее вся жизнь есть одна сплошная постоянно меняющаяся нештатная ситуация. И человек ищет в ней динамическое равновесие, как будто скользит, стоя на доске, по прибойной волне, которая довольно быстро идет вдоль берега.

Или другой образ, более понятный для жителей северной страны. Представьте, что идет ледоход. Льдинки все небольшие, на любой из них можно удержаться в течение нескольких секунд, а потом она начинает тонуть. И за это время надо не поскользнуться, найти следующую льдинку, точно оттолкнуться и на нее перепрыгнуть. Там вы тоже можете находиться лишь несколько секунд, которые вам даются на осмотр дальнейшей ситуации, а затем необходимо прыгать дальше. Вот, приблизительно, что такое путь в даосском понимании, и каждодневная жизнь интегрированной личности.

При этом внутреннее "я" ощущается человеком, с одной стороны, как что-то непостижимое, то есть прямо на него взглянуть нельзя, а, с другой стороны, как основной источник силы человека. И эта сила пропитывает собой и его ценности и программы, и его непосредственное поведение в каждый данный конкретный момент времени.

Заметьте: эта картинка совсем другая, чем та, которую я рисовал, когда рассказывал про зрелую личность. Ей была свойственна некоторая тяжеловесность: реализуемые человеком программы существовали каждая в какой-то степени изолированно и друг с другом не очень хорошо сочетались, что выражалось в затруднениях на плане конкретных событий, но для человека этот план не имел фундаментального интереса.

Здесь все наоборот. Здесь основное внимание человека находится именно на каузальном плане, то есть занято тем, что он непосредственно сейчас делает, а о продолжительных программах он, кажется, и вовсе не думает, хотя на самом деле их имеет. У него есть и ценности, и программы, но они настолько хорошо подсвечены его внутренним "я" и настолько хорошо друг с другом сочетаются, что основной фокус его внимания находится не на буддхиальном плане, а на каузальном.

Я могу сравнить существование этого человека с существованием пушинки на ветру. С одной стороны, она очень легка, то есть она летит ровно туда, куда дует ветер. Но, с другой стороны, каким-то непостижимым образом этой пушинке дана власть над самим ветром, то есть она может ему приказать: дуй в ту сторону или в эту.

И внутреннее "я" здесь ощущается существующим вне времени и вне любых форм, но, тем не менее, невидимо их пропитывающим. И оно может пропитать форму таким раствором, что она окажется несокрушимым алмазом, если это по каким-то причинам будет человеку нужно.

Самосознание. Есть, если говорить, в китайских терминах, дао, или Путь, по которому идет Вселенная, и путь, по которому идет человек. Но в данном случае они не слишком разнятся, потому что человек воспринимает свою жизнь как единое целое и Вселенную, к нему развернутую, тоже как единое целое, которое лично в нем заинтересовано. Поэтому его путь и Путь Вселенной взаимно пронизывают друг друга.

И у него есть личная сила, или дэ. Эта сила имеет этический, а также и магический оттенок. И эта сила насыщает собой всю его жизнь, ведет и управляет не только ценностными акцентуациями, но и конкретным событийным потоком, в котором человек живет.

Самооценка интегрированной личности специфическая. Этот человек никогда не ставит себе отметку ниже пятерки, если по пятибалльной шкале. У него бывает пять, пять с минусом и пять с плюсом, примерно так. Другими словами, он всегда находится в согласии с самим собой, и у него всегда есть определенное личное равновесие. То, что он делает, всегда пропитано его внутренним "я", и он в этом смысле непогрешим. Но он очень хорошо чувствует, что уровень этого равновесия может быть выше, а может быть ниже. И он старается сделать его повыше, то есть быть тоньше, адекватнее, достигать высокого мастерства. И когда он чувствует, что сделал все, что для него и Вселенной было возможно, он ставит себе пять с плюсом. А иногда он чувствует, что сделал не все. Но все равно: то, что он делает, это его жизнь и его работа, и это хорошо.

Самосознание – это то, как человек понимает слово "я". Как же интегрированная личность понимает свое "я"? Она понимает его как абсолютно устойчивую данность, существующую вне ее жизни и сознания, но насыщающая их собой, дающую человеку уникальность в любом его жесте, уникальность его положения в мире и уникальность разворота мира к нему. Мир обращен к нему так, как он не обращен ни к кому другому, и человек это очень хорошо чувствует. Для него традиционный этический принцип: "Не делай другому того, чего ты не хотел бы для себя" – лишен смысла, потому что он чувствует, что резко отличается от всех остальных, и поэтому то, что он хочет для себя, может быть не нужно никакому другому человеку, и наоборот.

У него есть уникально проживаемая судьба, данная ему в ощущении, непосредственно. Ему не нужно доказывать свою уникальность. Она него есть. У него есть единая жизнь, объединенная по гораздо большему количеству параметров, чем это можно себе вообразить. Каждая его жизненная программа проявляется в его жизни время от времени, то есть активна не всегда, но постоянно отражена в его подсознании. Так единая ниточка идет по ткани: иногда она появляется на поверхности, а иногда уходит на сторону изнанки. Но каждая ниточка едина, и из таких единых ниточек соткана ткань его жизни.

Свою силу он воспринимает, в первую очередь, как творчество. Он воспринимает свое "я" как постоянно творящее что-то новое, и как тонко и уникально воспринимающее мир.

Здесь сказывается опыт третьего уровня, когда "я" еще только-только появилось, и было не вполне понятно, что это такое, но оно уже успело обесценить все ценности подростковой личности. И опыт жизни, набранный на уровне юношеской личности, для интегрированной личности оказывается очень важным. Проблемы этого человека заключены именно в тонкостях воздействия и восприятия. Его внутреннее "я" достаточно сильно, чтобы, что называется, наломать дров в любой ситуации. Но это ему не интересно, ему хочется действовать тонко.

И в связи с этим я могу напомнить вам сюжет известной былины про Илью Муромца, хотя тема, стоящая за этой былиной, я думаю, более широкая. Илья, как известно, 33 года пролежал на печи в параличе – а по дороге мимо его деревни шли калики, волхвы. Но они не просто подошли к нему и сказали: "Илья, будешь ты спасителем земли Русской, вот тебе ковш с чудотворной водой". Там, заметьте, сюжет был несколько сложнее: они сначала его попросили о чем-то. И дождались вежливого ответа, проявлений гостеприимства. И только после этого, убедившись, как я понимаю, в его положительном отношении и открытости в мир – лишь тогда они предложили ему ковш магической воды, которая дала ему силу – даже слишком много силы, так что он сказал, что если сейчас обопрется о Землю, то всю ее, матушку, сдвинет. Калики сказали: "Нет, это много". И дали ему из другого ковша воды, после чего его силы вполовину поубавилось. "Вот теперь – сказали калики, – тебе в самый раз. Иди и землю Русскую защищай!"

Если посмотреть на эту ситуацию глазами интегрированной личности, которая выступает в роли этих самых каликов, то она сложна не для Ильи Муромца, а именно для них. Вот, представьте, идут они по Руси. Мало ли там парализованных. А им надо как-то отобрать правильного человека. Сила, которую они несут, огромна. Ее можно передать далеко не всякому. Неподготовленный человек начнет с ее помощью крушить направо и налево и добиваться благ для себя лично, начисто забыв про Русь-матушку. Поэтому им необходимо, во-первых, найти нужного человека, а, во-вторых, дать ему тот уровень силы и ту передачу, которая ему в данный момент нужна. И ему нужна, и родине нужна.

Поэтому перед тем, как былинный (как и сказочный) герой получает инициацию или передачу, он должен пройти через определенные испытания, отгадать загадки и т. п. И здесь интегрированная личность выступает в роли иерофанта, то есть посвятителя, человека, который проводит обряд посвящения. И это очень тонкая и ответственная работа.

Самоидентификация интегрированной личности как бы двупланова. В своем внутреннем мире этот человек постоянно ощущает свое внутреннее "я", с которым он идентифицируется. Оно само по себе ему не вполне ясно, но он ощущает его как находящееся вне времени и пространства, как абсолютно устойчивую опору. Но оно для него несколько неопределенно; оно работает, но непонятно, что оно есть и почему оно работает. (Примерно такая же ситуация с астрологией. Астрология в том виде, как она существует, не выдерживает критики как наука ни с точки зрения физики, ни с точки зрения логики, ни с точки зрения философии. Но, тем не менее, она почему-то работает.)

Второй момент самоидентификации интегрированной личности близок к самоидентификации инфантильной личности. Этот человек, имея фундамент, как говорится, предвечного бытия своего, может позволить себе идентифицироваться с тем, что он в данный момент времени собой представляет и с тем, что он в данный момент времени делает.

Есть характерная дзэн-буддийская история, когда просветленный мастер из одного монастыря приходит в другой монастырь и интересуется у настоятеля: что ты умеешь, чему ты научился за годы сидения в своем монастыре? На что тот дает правильный, с дзэнской точки зрения, ответ: "Что я делаю? Когда я устал – я сплю. Когда мне хочется пить – я пью." Ответ, на первый взгляд, типичный для инфантильной личности. А глубокий его смысл заключается в том, что просветленный мастер пьет ровно тогда, когда к нему приходит некое очень тонкое ощущение, что он хочет пить. И выпить ему нужно ровно сейчас – ни минутой раньше, ни минутой позже. И из точно выбранного сосуда, точно найденным движением рта.

Таков ритуал чайной церемонии в Японии. Его целью является концентрация человека на том, что он в данный момент времени делает. Вот, он хочет выпить чашечку чая – и он должен полностью погрузиться в этот процесс, сосредоточиться на нем, слиться с ним. И в этот момент человек постигает великое единство мира.

У него есть чувство уникальности своего бытия в данный конкретный момент, но при этом еще, в отличие от инфантильной личности, у него есть ощущение, что этот момент распространяется на весь мир. Чашка, из которой он пьет, это священный сосуд, из которого родился мир. И действительно, делая глоток, он ощущает момент рождения мира. А чай, который он пьет, это и есть великая энергия, всепроникающая прана, или ци, пронизывающая весь мир и, в частности, его самого. И он сам в этот момент – весь мир.

Иррациональный оттенок его переживаний абсолютно вездесущ, он постоянно его наполняет. Ему не нужно специально становиться эзотериком, человеком, обладающим мистическим чувством. Оно дано ему непосредственно в ощущении. Он хочет, наоборот, максимально конкретизироваться, чтобы совершенные им поступки и действия было предметны – и точно соответствовали его внутренним устремлениям. Тогда он собой доволен, и ставит себе пять с плюсом.

У меня был друг, солнечный Лев, довольно типичный (я подозреваю, что у него Солнце в первом доме), который вместе со мной учился в университете. И у нас была там военная кафедра. Первый курс, надо всех как-то обуздать, причесать и т. п. Офицер выстроил нас в шеренгу, осмотрел и предъявил каждому свою придирку: у этого волосы длинные, у того усы не по форме, галстук не той расцветки, и в таком роде. А этот мой приятель был довольно аккуратный. Капитан смотрел на него, смотрел, а потом сказал так: "А вы не могли бы стоять менее выразительно?"

Так вот, интегрированная личность менее выразительно стоять не хочет. Она хочет быть максимально выразительной, но не в том смысле, чтобы произвести впечатление на окружающих, а с целью наиболее точно проявить свое уникальное, неповторимое "я" в каждый момент времени. И с этим непосредственным проявлением у нее идет идентификация. Она говорит: "Вот это – я". Но при этом она еще ощущает свое "я" и совсем по-другому, как нечто вневременное.

Этот человек ощущает свою личность как очень тонкую: она не есть его какие-то конкретные программы его деятельности, не есть особенные этические установки или их комбинации. Его "я" это то, заставляет его формировать эти программы, формировать эти комбинации и определенным образом их изменять. И это не есть творчество в узком смысле этого слова. Он не идентифицирует себя с творческим потоком или с тем, что у художника называется муза или даймон. Для него личность это то, что интегрирует, соединяет в единое целое всю его жизнь, делая ее неповторимой, а его – незаменимым в мире.

Самоценность интегрированной личности абсолютна. Для нее "я" тождественно миру. И в этом у нее нет сомнений. И такая установка дает ей чрезвычайную легкость бытия. Однако эту легкость нужно правильно понимать. Для нее характерно отсутствие привязанности к любому фрагменту жизни, который уже прожит, который больше уже не нужен. Этому человеку не надо специально отвязываться. Я вам уже рассказывал, что Иммануил Кант в своей диссертации доказал, что этот мир является самым совершенным из всех возможных миров. И диссертация была утверждена ученым советом. Я думаю, вам понятно, что этот тезис, конечно же, не истина, а некоторый тип мироощущения или миросозерцания. Так вот, у интегрированной личности есть чувство, что мир совершенен, и она никакими своими усилиями не сделает его более совершенным, чем он уже есть.

Так что же, спрашивается, человек может сделать? Он может развернутый к нему внешний мир переустроить по своему вкусу, по своим эстетическим и этическим критериям, сделать его таким, чтобы он ему больше нравился, но без претензий на то, что мир от этого станет лучше. Он просто станет другим.

Интегрированной личности свойственна идея совершенствования и утончения собственного вкуса. Если уж я меняю мир по собственному вкусу, то этот вкус мне надо утончать. И человек обращается внутрь себя, он осознает свои внешние переживания , он совершенствует свой вкус и в соответствии с ним меняет мир. И для него чрезвычайно интересен мир в любом его проявлении, потому что для него любое проявление мира есть одновременно проявление его личности, его "я": когда он в первый раз смотрит на крокодила, он думает: какой же я, оказывается, зеленый, хвостатый и зубастый!

Другими словами, для этого человека ценность "я" равна ценности мира. Один из основных принципов индийской философии кратко выражается так: "Я – это ты". Человек, который дает монетку нищему, в это же самое время эту монетку берет. Он одновременно является и дающим, и принимающим. Жертва единосущна палачу. Кстати говоря, это мироощущение в грофовских экспериментах с ЛСД нашло очень отчетливое подтверждение: человек, который пережил ситуацию, в которой он был жертвой, палачом или прямым свидетелем акта насилия, для релаксации и интеграции в своей психике соответствующих воспоминаний должен вновь ее пережить, идентифицируясь со всеми участниками драматической сцены по очереди.

А на уровне интегрированной личности идентификация человека с миром идет постоянно. Рассказывают, что, когда умирал Махатма Ганди (а он, как известно, был убит религиозным фанатиком), то последние его слова, обращенные к убийце, были именно эти: "Я это ты".

Самомнение интегрированной личности весьма подвижно. Оно как бы двупланово. С одной стороны, у него есть не то, что мнение, а прямое знание, что человек единосущен Богу и миру. А с другой стороны, у него есть вокруг этой пятерки за самого себя (которая может быть с плюсом, а может быть с минусом, но не ниже того) идут постоянные вариации, в каждый момент времени он ставит себе оценку, насколько тонко он переживает данную ситуацию, насколько он в ней выразителен.

Как вы думаете, какой у этого человека референтный круг? Большой он или маленький? Правильно, большой.

У него весь мир – его референтный круг. Но оценка, которую он получает, должна отзвучать у него внутри, должна получить от его внутреннего "я" подтверждение и какую-то корректировку или интерпретацию.

Здесь тонкость, точность, неоставление следов уже частично достижимы. Какие еще ценности характерны для интегрированной личности? Ценности это то, что для человека важно при самореализации; при их достижении он повышает свое самомнение. Ценности интегрированной личности – более тонкого порядка, чем ценности зрелой личности. Это, например, легкость переключения его основных каналов (родов деятельности), непринужденная работа в маргинальных (пограничных) ситуациях.

Я когда-то занимался проблемой технической безопасности сложных объектов и по роду деятельности познакомился с человеком, который изучал различные виды травматизма, в том числе в опасных профессиях. В частности, он исследовал травматизм в альпинизме. И он рассказал: оказывается, наибольший травматизм у альпинистов бывает именно в маргинальных ситуациях, когда меняется вид препятствия: например, альпинист спускается по вертикальной скале, а потом у него идет спуск вниз по наклонной ледяной поверхности ледника, довольно пологой, но скользкой. Альпинисты, которые ходят правильно, спустившись по вертикальной стенке, некоторое время сидят и настраиваются на следующий участок пути. А те, которые, спустившись, сразу идут дальше, гораздо чаще становятся жертвами несчастных случаев.

Так вот, именно эти переключения каналов, модальностей, эгрегоров в первую очередь привлекают внимание интегрированной личности. Она умеет работать в пределах данной модальности, она умеет профессионально работать с отдельными эгрегорами – все это уже освоено на уровне зрелой личности. А вот переключение – это то, где требуется особое творчество, особые техники, здесь возникают особые трудности, потому что в этих ситуациях за человеком следят сразу несколько эгрегоров, и здесь требуется прямой выход на внутреннее "я". Только оно может помочь человеку сориентироваться на необходимом для него уровне в сложных ситуациях. Но это ему интересно. Он осваивает тонкую работу с субмодальностями, четкое переключение эгрегоров, вырабатывает в себе очень точное чувство времени и места.

Самооценка. Я уже говорил, что самооценка интегрированной личности устойчива, этот человек вполне положительного мнения о себе всегда. И она у него интегрирована, чем он существенно отличается от инфантильной и зрелой личности. Он оценивает себя по всей своей жизни в целом, и каждое событие что-то добавляет в эту интегральную самооценку. Он ценит себя в очень большой степени с эстетических позиций, причем эту эстетику прорабатывает именно на уровне личностного включения, ставя вопрос, например, так: "Насколько то, что я делаю, красиво с точки зрения моего внутреннего "я", насколько оно элегантно, насколько оно тонко и неповторимо?"

Его волнует точность его поведения, живость и жизненность, а также преодоление любых стереотипов. Он тонко ощущает золотую нить дао и особенно места, где она ржавеет – но таких мест у него мало. Его интересует творчество в широком смысле слова.

Вообще, существуют два понятия творчества. Есть понятие творчества в узком смысле: композитор сочиняет музыку, художник пишет картину. Но для интегрировнной личности гораздо важнее творчество жизни, и она избегает рутинных моментов, чем бы она ни занималась. Творчество в узком смысле для нее, может быть, чересчур тяжеловесно.

Если она и занимается им, скажем, пишет картину, то это будет картина, которую не просто интересно посмотреть в целом, ее интересно разглядывать в каждом конкретном месте: как она сделана. Видно, что автору интересно было писать каждый конкретный кусочек и, так сказать, малярными работами он не занимался ни в какой момент времени.

Самовыражение интегрированной личности идет ежесекундно, все время. Она все время выражает себя, свое внутреннее "я", но выражает его именно в акцентах, на гранях, в моментах именно ей свойственного равновесия.

Ее самовыражение встроено в ее жизнь, и она никогда не теряется в конкретном моменте времени. У нее может быть какое-то неудачное поведение, какие-то неуклюжие, с точки зрения окружающих, действия, но она чувствует, что сейчас это необходимо. И если интегрально посмотреть на ее жизнь, то оказывается, что по-другому было и не надо. У нее есть ощущение перманентного дао, пути, по которому она идет, и все изгибы этого пути важны. Здесь нет удачных и неудачных моментов. Ее ошибки, наблюдаемые с точки зрения достижения каких-то конкретных целей, тоже нужны ей и миру. Для нее главное не то, чтобы она не ошибалась, а то, чтобы ее ошибки были тонки, точны и личностно окрашены.

Это уровень, который нам обозначают великие комики: замечательные актеры, которым свойственен гуманизм и которые не представляют собой богов в обычном смысле. Это люди, на которых мы смотрим на киноэкранах, затаив дыхание, хотя ничего особенного, вроде бы, они не делают. Но они настолько точны в своем поведении, настолько выразительны и в своих ошибках, и в своих эмоциях, и в своем поведении, что возникает впечатление, что там, на экране, и идет настоящая жизнь, такая, какой она должна быть. Там ощущается личная сила каждого из участников и магия ситуаций, которая делает жизнь не скучной, а наполненной внутренним содержанием.

И у этого человека – вся жизнь именно такое кино. В каком-то смысле он выступает как символ Адама Кадмона.

И каждый момент времени он проживает как целую жизнь, как свой последний день. Он неподражаем. Кстати, о проживания каждого дня жизни как последнего – это слова, которые присутствуют в "Тибетской книге мертвых", и в некоторых других священных книгах. Но их надо правильно понимать. Не имеется в виду, что вы не должны вести никаких длительных программ и можете забыть про все то, что не кончается сегодня. Эти слова скорее означают ориентацию на такой уровень концентрации, напряжения и ответственного внимания ко всему, что вы делаете, которые свойственны человеку, действительно проживающему последний день своей жизни, и от этого дня зависят итоги его жизни в течение всего воплощения.

Но все эти его качества видны лишь людям, которые к нему близки, которые могут хоть в какой-то степени оценить то, что он делает и сам с собой, и с окружающим миром: те его качества, которые обычно характеризуются эпитетами "неподражаемый", "уникальный", "нельзя отвести глаза", видны не всем. У него есть естественная мимикрия: для тех, кому не должен быть видимым, он и остается невидимым, и смотрится как личность существенно более низкого уровня. Но и этим обстоятельством он умеет пользоваться – так учитель Кастанеды дон Хуан умел ловко притворяться неграмотным индейцем.

Самореализация. Помните золотую нить дао? Так вот, она у этого человека без ржавчины, но из золота разных сортов. В каждый момент времени у него жизнь исполнена творчества, в каждый текущий момент у него проявляется его внутреннее "я", но проявления эти разные. И он добивается гармонии этой нити, взятой интегрально по всей ее длине. Каждый кусочек этой нити отражает всю ее целиком.

В его самореализации существенную роль играют эстетический выбор, тонкий выбор, поиск уникального равновесия, уникального сочетания частей и эпизодов его жизни. Он воспринимает свою жизнь как непосредственное творчество Абсолюта. И хотя он воплотился достаточно плотным – до такой степени, что у него даже есть физическое тело! – он понимает, что творчество Абсолюта идет в очень большой степени не на материальном уровне.

Вообще в тонком мире много, кто хотел бы материально воплотиться: есть астральные сущности, есть ментальные сущности. Например, ученый, разрабатывающий концепцию, попадает в рабство к определенной ментальной сущности, которая хочет через него проявиться – например, в виде законченной теории. Есть эгрегоры, есть другого рода тонкие сущности, ангелы, демоны – их очень много, и все они хотят каким-то образом проявляться и материализовываться. И чем отличается интегрированная личность? Она дает им такую возможность. В разные моменты времени в нее как бы вселяются разные тонкие сущности и она достаточно чувствительна, чтобы это отследить и дать им возможность реализации через себя, через свои поступки, через свои настроения, даже через свои мысли. Но она умеет их подчинить более тонкой энергии своего "я", которое их оформляет и как-то подправляет и окультуривает – так, что они становятся в некотором отношении ее послушными слугами.

Она ведет тонкую дипломатию между этими сущностями, располагаясь по отношению к ним как бы сверху – они для нее выступают как множество диких животных, которых надо приручить, одомашнить, друг с другом подружить и научить культурно себя вести в присутствии хозяина, а также, когда надо, – подчиняться его воле. Она умеет их воспитывать и тонко ими управлять, и этим отличается от зрелой личности, которая этого не умеет. Зрелая личность хорошо ведет какую-то одну программу, и умеет выстроить отношения с тонкой сущностью, которая этой программой управляет. А когда разные ее программы сталкиваются друг с другом, ей сложно, и между соответствующими сущностями начинается как бы перетягивание каната. Одна сущность тянет человека к одной программе, другая – к другой, и наладить дипломатию между ними зрелая личность как следует не умеет.

 

Иосиф Бродский говорил в своей Нобелевской речи, что язык – живой, и поэт взаимодействует с ним, как с живым существом, и дает ему возможность что-то говорить. Такой взгляд характерен для интегрированной личности. Она воспринимает как живой не только плотный мир, но и тонкий тоже. И всем населяющим его сущностям она дает возможность говорить.

Так, другой знаменитый поэт – бард Владимир Высоцкий – написал множество песен, героями которых были самые разные люди: военные, спортсмены, шофера, колхозники, рабочие – в общем, без числа самых разных персонажей, и он за них сказал то, что они сами сказать не могли. Он выразил то, что они не могли выразить. Он был, как говорят, народным поэтом – это как раз и означает, что через него говорили реальные эгрегоры, например, соответствующих профессий, причем говорили такие тонкие вещи, которые на страницах газет обычно не публикуются.

Этика. Для интегрированной личности это очень деликатный момент. В отличие от инфантильной и юношеской личности, этот человек постоянно учитывает этику окружающей реальности и старается ее не нарушать. В чужой монастырь он со своим уставом не придет. Если он приходит в какой-то коллектив, он склонен подстраиваться. Но несмотря на это его стремление, его личность и поведение настолько индивидуально окрашены и неповторимы, что действительность вокруг него постоянно выходит за стандартизированные рамки.

Его этика в основном находится в рамках этики того коллектива или той реальности, куда он приходит – но в этих рамках он находит какие-то свои нюансы. Однако иногда у него происходит сильное включение его "я", и тогда его индивидуальность проявляется настолько сильно, что его личная этика навязывается всей окружающей реальности. И тогда возникает то, что в буддизме называется гневным ликом Будды. В общем-то, он чаще занимается высветлением низшего начала, чем его убиением. Но иногда, в редких случаях, он может произвести его прямое уничтожение – как говорит традиция, когда Будда убивает, он не творит кармы. Если на его пути встречается существо, которому уже по всем законам пришло время умирать, а у него это не получается, то Будда может его убить. Но исключительно тонким, с кармической точки зрения, способом, так, чтобы оно потом могло воплотиться значительно выше. (Хотя чисто внешне это могут быть и достаточно жесткие действия.)

Если говорить на астрологическом языке, здесь идет тема Плутона. В жизни интегрированной личности постоянно активен Плутон. Обычно он действует в своей высшей октаве, в гомеопатическом варианте, когда подобное лечится подобным, но в точно подобранных микродозах, но иногда случается и прямая хирургия, когда безжалостно отсекается больной член.

За счет чего человек получает такие санкции от своего внутреннего "я"? У него есть очень ясное ощущение единства мира. Если он, допустим, психолог, он понимает, что ничто в человеке нельзя убить. Можно это лишь как-то сместить, трансформировать, но даже когда он отрезает, он понимает, что то, что он отрезает, никуда не девается, оно поступает во внешний мир и каким-то образом им ассимилируется и возвращается к своему прежнему владельцу, но в несколько ином виде.

Самопознание. Вся жизнь этого человека есть самопознание. Он чувствует, что его "я" проявляется во всем, что с ним происходит. Во всем, что с ним случается, он ощущает оттенок своей личности. Но что такое сама эта личность – всегда остается за кадром. Это краска, оттенок, ракурс видения. Это особый оттенок или стиль действия. Здесь важны тонкости, подробности, важен объединяющий фактор: как объединяется его жизнь, как объединяется мир вокруг него. Эти интегрирующие принципы особенно важны для человека, в них он усматривает почерк своего "я".

Для него мир есть зеркало его личности, причем совершенно буквальное. Когда, например, юношеская личность берет тезисы, сформулированные людьми гораздо более высоких уровней развития личности, и применяет их к себе, то она сильно ошибается. Однако то, что для юношеской личности есть глубокая теория, для интегрированной личности есть сугубая практика. Для нее мир действительно есть выпуклое зеркало, которое в данный момент ей предъявляет ее внутренний мир в той самой точке, в которой она должна этим внутренним миром заниматься. Но для этого нужно научиться жить в сильном энергетическом потоке и в совершенстве владеть очень точными и тонкими техниками.

Я, кстати говоря, в этих лекциях намеренно проигнорировал тему переходов с данного уровня на более высокий – как и когда это следует делать; это тема требующая отдельной разработки. А пока что я обращаю ваше внимание на то, что и в пределах данного уровня личности тоже есть масса тем для работы и проработки.

Например, на Востоке говорят, что только тогда, когда человек становится просветленным, начинается интересная жизнь и саморазвитие. Так что не нужно думать, что когда вы дошли до интегрированного уровня личности, проблемы и интерес в жизни кончаются. Они в каком-то смысле только начинаются. Только здесь появляется возможность действительно тонкой и точной работы – в частности, потому, что становится каузально-точным упомянутый принцип зеркала.

Самопознание интегрированной личности постоянно идет через ее самовыражение в поступке, через восприятие текущего момента жизни; но кроме того, в ее жизни бывают моменты, когда внутреннее "я" видится в натуральную величину. Это особые мистические состояния, о которых мне не хотелось бы говорить, поскольку они очень индивидуальны. Но, по крайней мере, "я" как вечное, никогда не созидавшееся, никогда не умирающее, стоящее за всеми жизненными проявлениями и их наполняющее, одновременно бесконечно тяжелое и легкое, устойчивое и подвижное, как принципиально неисчерпаемый источник творчества – такое внутреннее "я" нередко переживается этим человеком в мистическом откровении как непосредственная данность. И такого рода состояния (на востоке они называются по-разному, например, сатори или самадхи), когда личность предстает, так сказать, натуральную величину, дают человеку очень сильный импульс жизни и развития. Потом он, может быть, мало что помнит из того, что с ним происходило, но они дают ему колоссальную энергию для дальнейшей жизни.

"Я" и мир. Здесь единство между человеком и миром доходит до предметного уровня. Человеку кажется, что все, что есть в (развернутом к нему) мире – это и есть он. Все, что происходит с миром, происходит с ним. Весь мир – его. Он в нем центр, он в нем фокус. Это ощущение не есть подчеркнутое чувство собственной важности. Это, скорее, чувство собственной ответственности. Человек ощущает себя тонким, ненасильственным центром мира. Мир к нему развернут, и это означает, что он имеет над миром большую власть, может его тонко балансировать, тонко с ним работать. Мир специально так обрщен к человеку, чтобы ему было удобно с ним работать. Так корова подходит к своей хозяйке и предлагает ей свое вымя – остается только подоить.

На этом уровне для человека нет проблемы работы, а есть проблема уровня работы. Мастерство доводится до состояния полного овладения техникой, до уровня безупречности. Говоря на астрологическом языке, здесь прорабатывается аспект тердециля (1/13). Впервые этот аспект появляется на уровне зрелой личности, и там он представляет большую проблему, а здесь он уже в какой-то степени прорабатывается.

На эту тему могу рассказать вам поучительную историю. Молодой царь, готовясь к будущим боевым походам, упражнялся в стрельбе из лука. Восхищенная публика наблюдала, как он девять раз поразил мишень прямо в центр, а десятая стрела попала чуть в сторону. Царь немного огорчился, но сказал, что это тоже очень неплохо. И в этот момент услышал у себя за спиной презрительный смех. Он в гневе обернулся и увидел человека, который смеялся над ним. Царь возмущенно спросил его: "Ты что, умеешь стрелять лучше, чем я?" Тот ответил: "Нет, о, великий царь! Я всего лишь скромный торговец маслом. Но посмотри…" Он взял бутыль с узким горлышком, положил на нее монету, в центре которой была маленькая дырочка, взял ведро с маслом и стал через край лить это масло в бутыль. И толстая струя масла, вытекавшая из ведра, превратилась в тонкую струйку, которая точно попала в отверстие монеты, так что ни одной капли масла не пролилось на землю и даже не испачкало монеты. И когда царь это увидел, то, как говорится, все понял и продолжил свои тренировки.

Таков уровень мастерства, до которого стремится дойти и доходит интегрированная личность. Для человека, который понимает, что такое мастерство, есть определенные уровни владения любой техникой. За любой техникой всегда стоит сущность тонкого мира, которая человека сначала подавляет, заставляет делать определенные ошибки, а потом он пытается с ней как-то договориться. В какой-то момент он попадает к ней в рабство, после чего начинается борьба, в ходе которой он становится сильнее и тоньше. И однажды эта сущность становится его послушной слугой. И вот именно до этого уровня стремится дойти интегрированная личность, чем бы она ни занималась, какой бы техникой ни овладевала. И особенно интересные моменты для нее возникают на стыке разных техник.

У интегрированной личности часто есть очень точное ясновидение. Но оно не такого рода, как это обычно понимается, когда человек идет к гадалке. Гадалка довольно грубо вламывается в каузальный поток клиента. Она что-то видит, но следы ее вламывания остаются, и очень грубые: фактически в большинстве случает гадательных сеансов больше идет манипуляция, чем тонкое видение. А интегрированной личности свойственно ясновидение совершенно иного рода. Если этому человеку предстоит ответственная ситуация, он получает своего рода "подсказки" из будущего, просто будучи внимательным к тому, что с ним происходит. У него очень многое идет как бы в обратном времени. Что это значит?

У человека, который не умеет жить в потоке дао, обычная последовательность событий такая: сначала у него в ответственной ситуации, которую он не удерживает, происходит крупная неприятность: он совершает ошибку, падает, ушибается – а потом расхлебывает то, что произошло. Но сам момент, когда приходит неприятность, для него – полная неожиданность.

Для интегрированной личности все происходит ровно наоборот. Напряженные ситуации отрабатываются ею в обратном времени, то есть до момента, когда они происходят. Судя по определенным знакам, символам, просто по своему состоянию, этот человек понимает, догадывается, что ему предстоит некоторое ответственное действие. И он заранее готовится к нему, собирает потенциал для того, чтобы его провести на должном уровне. Для этого ему в помощь идет пространственная энергия, у него возникают учебные ситуации, к нему идет какая-то информация, которую он не пропускает мимо ушей, а сберегает, запоминает. У него идет подготовка. И когда это ответственное событие приходит, то у него уже такой уровень энергетики, что он проходит через него на вид очень легко, словно играя. На самом деле трудная ситуация и для него трудная, просто он заранее набрал себе достаточный потенциал, чтобы точно ее отработать. И великое и неуловимое дао его к этой ситуации готовило. Оно, собственно говоря, всех готовит, но на более низких уровнях личности нет необходимой чувствительности, нет самой идеи, что можно заранее готовиться к тому, что будет в будущем, и что сама жизнь дает человеку возможность такой подготовки.

Вот типичный пример. Достаточно крупный начальник едет на работу – естественно, на машине. У него есть свой индивидуальный автомобиль и шофер. У умного, опытного начальника в этот момент самопроизвольно возникает определенная медитация: в это время на него надевается информационно-энергетический рабочий костюм на весь следующий день. Его, может быть, по пути немного внутренне потряхивает, но в целом к тому моменту, когда машина подъезжает к парадному крыльцу его фирмы, он уже одет. У него готово соответствующее выражение лица, создан определенный уровень непрошибаемости, он заранее догадывается, кто и с какими проблемами к нему в течение дня подойдет, и знает, как проводить соответствующие разговоры. У него есть энергия для того, чтобы провести свою фирму в течение дня ее жизни.

Если же начальник неопытный, то он утром поругается с кем-нибудь из домашних, а потом в машине будет сидеть и думать о домашних делах или вообще черт знает о чем, или бессмысленно глазеть по сторонам. Однако можно бессмысленно глазеть, а можно даже и в проносящемся мимо городском пейзаже ловить символы, которые внутри человека будут сами по себе проинтерпретированы, и он получит существенную для будущего дня информацию.

Вообще, для интегрированной личности главное – это не прямая информация, которая к ней приходит. Для нее главное – это тот энергетический костюм, который сам по себе надевается на человека, чтобы подготовить его к ситуации, в которой он окажется: интегрированная личность хорошо чувствует моменты, когда этот костюм на нее садится, и под него подстраивается, подобно тому, как женщина протягивает руки вниз и назад, когда кавалер подает ей пальто. Этот костюм таков, что он не лишает человека творчества, как волшебная щука, которая инструктировала Емелю. Заметьте: ее инструкции полностью лишали его творчества. Он точно знал, что он должен сказать и сделать в каждой ситуации. Неинтересно. А тут приходит энергия, которая дает человеку возможность спонтанного творчества, но не разрешает ситуацию до конца, а делает ее прозрачнее и легче.

Творческое начало "я" и творческое начало мира для этого человека склеены: где одно, там и другое. Про Бернарда Шоу рассказывают такой анекдот. Как-то он был в гостях, и потом его спросили о впечатлениях. Он ответил: "Там было неимоверно скучно. И если бы там не было меня, то я, наверное, умер бы со скуки." У интегрированной личности и здесь действует принцип зеркальности: если человек творчески относится к тому, что происходит, то и мир творчески на него реагирует, начинает быть для него интересным.

Внешний и внутренний миру интегрированной личности интимно связаны. Между ними постоянно идут интенсивные взаимодействия и быстрый обмен. Внутреннее напряжение тут же создает внешнее напряжение. Как только человек напрягся, моментально у него начинает что-то не ладиться во внешних обстоятельствах; он внутренне расслабляется – и, соответственно, внешний мир тоже гармонизируется или дает ему возможность адекватно исправить напряженную ситуацию. Работа с внутренним миром для него часто (хотя и не всегда) самое эффективное средство решения локальных внешних проблем. Иногда внешние проблемы он решает и внешним образом. Но один из самых эффективных его инструментов – это найти во внутреннем мире соответствующее затруднение и его устранить.

У него идут быстрые медитации: не длительные, то есть многочасовые или даже многолетние, как это свойственно зрелой личности. У него они почти моментальные, точка сборки делает скачки, иногда большие, иногда небольшие, но очень устойчиво находится там, где нужно, столько времени, сколько нужно. Он ею довольно точно управляет.

У К. Кастанеды есть замечательный рассказ дона Хуана о своем учителе, доне Хулиане, который обладал умением сильно сдвинуть свою точку сборки и превратиться, например, в какое-то животное. Но он мог сдвинуть свою точку сборки и совсем немножно. И у него было два ее положения: в одном он превращался в жирного старика, который обладал исключительно склочным нравом, а в другом становился, наоборот, худым и выдержанным человеком, у которого характер был очень хороший. По поводу этого умения дон Хуан заметил, что для того, чтобы перети из первого образа во второй, нужно осуществить небольшой, буквально микроскопический, но необыкновенно точный сдвиг точки сборки.

На психологическом, по крайней мере, уровне интегрированная личность это умеет. Для нее смена настроений, смена своих состояний и управление ими в очень большой степени идет, как я вам уже объяснял, как упреждающая работа. Человек это делает не потому, что в данный момент ему нужно как-то сбалансироваться, он это легко умеет. Но он может удержаться, например, в состоянии поверхностного гнева или раздражения, или возбуждения, если он чувствует, что это состояние сейчас ему понадобится. На него надевается определенный эмоциональный костюм, который сейчас ему понадобится: распахнется дверь, войдет человек, который нуждается в определенной порции его гнева, строго управляемой и дозированной. И вот он эту дозу заранее в себе формирует.

Для него точное поведение во внешнем мире – это вполне достижимая, реальная цель, которая иногда достигается чуть лучше, а иногда – чуть хуже. Но окраска его личности проявляется всегда: она всегда неподражаема и в то же время вызывает желание подражать, настолько она оригинальна и интересна.

Внутренний мир интегрированной личности может быть очень подробен и разнообразно раскрашен. Но этот человек не теряет критики, что очень важно. Он не сходит с ума. Вообще, что значит сойти с ума? Это значит создать (или получить) непреодолимый разрыв между внутренним и внешним миром. Так вот, этот человек не сходит с ума. У него может быть очень богатый, красивый и разнообразный внутренний мир, но он знает, что в нем иллюзорно, а что имеет аналоги во внешнем мире. Но обычно даже самые фантастические части его внутреннего мира имеют отношение ко внешнему миру, проявляются в каких-то его подробностях и особенностях. Он эту связь ощущает постоянно. У него все подсвечено его внутренним "я": каждое событие внешней жизни и каждый листочек любого растения его внутреннего мира.

У него нет внутренних противоречий. Его внутренний мир можно сравнить с единым пейзажем, в котором есть реки, болота и озера, степи и горы. Но все это образует единство, в каждом кусочке ландшафта он отражен целиком. А у человека есть задача сделать этот мир точно соответствующим заказу его внутреннего "я", и при это возможно более выразительным, элегантным и тонким. И параллельно с проводимой им внутренней работой изменяется и модифицируется и внешний мир. То, что этот человек делает внутри, почему-то всегда оказывается полезным для его внешнего мира. А то, что происходит с ним снаружи, наоборот, интересно для внутреннего мира. Это для него само собой разумеется, ему кажется, что по-другому и быть не может.

Когда рассказывают о святых, то часто упоминается про то, что они приручают диких зверей, которые к ним приходят, и те в прирученном виде при них существуют: добрые, послушные, безвредные. Для интегрированной личности это совершенно естественно: если она приручила свою программу ярости и гнева, тут же из леса выходит дикий медведь и начинает вести себя так, как будто бы он ручной и домашний.

Что именно является источником движения его внутреннего мира, для самого человека не ясно, но он ощущает этот источник как нечто "свое". Он чувствует, что его внутреннее "я" модифицирует его внутренний мир, особенно отчетливо проявляясь на стыках различных программ. Тут идет любовная, детальная проработка суставов его внутренней и внешней жизни.

Если на уровне зрелой личности идет проработка основных программ – так сказать, костей тела его жизни, то у интегрированной личности идет проработка суставов, то есть сочленений разных его программ. И вот тут именно и проявляется индивидуальность человека: на переходах, на сопряжениях, на разветвлениях.

Кроме всего прочего, именно на сопряжениях разных жизненных программ человека особенно четко выражается его энтелехия, то есть магистральное духовное направление, по которому он идет. У него есть не только индивидуальный путь, но еще и индивидуальное основное направление, которое он всегда чувствует, и которое санкционировано его внутренним "я". Оно в жизни интегрированной личности проявляется во всем, но оно очень тонкое. Оно служит компасом для всех его программ без исключения – но видно, как правило, только самому человеку.

Внешний мир развернут к интегрированной личности в той мере, в которой человек в этом нуждается. Когда человек уходит в себя, то внешний мир от него отворачивается – как бы сам по себе. Вокруг человека образуется своего рода вакуум, и он человеку удобен. Он может отвести органы чувств от внешнего мира и направить их внутрь себя.

А вот другая ситуация: человек радуется внутри себя, и его радость хочет выплеснуться наружу. Моментально возникают люди, которым его радость нужна и идет на пользу.

Я думаю, у каждого человека бывают элементы включения в такого рода реальность, но на более низких уровнях развития личности они воспринимаются как чудо, как волшебное состояние, когда все получается, все непостижимым образом удачно стыкуется. А для интегрированной личности это нормальное положение вещей.

Однако если посмотреть на ее жизнь глазами подростковой личности, то она смотрится не так радужно. У интегрированной личности при взгляде со стороны вполне могут быть тупики, непреодолимые препятствия и т. д. Но для нее самой ее жизнь воспринимается совсем по-другому.

У нее всегда есть сила для того, чтобы вести свои программы, но ее интересуют тонкости, ее интересует точность ее локальных действий. Об этом она думает и к этому стремится. У нее есть идея личного равновесия, идея особой умеренности, свойственной ей и только ей, идея сбалансированности и устойчивости в особенно трудных ситуациях. Ее идея – это равновесие велосипедиста, который делает крутой вираж, и у него велосипед наклонен под значительным углом к вертикали. Такое равновесие она ищет и, когда находит, ощущает в нем свое самовыражение.

Что касается взаимоотношений с внешним миром, то, опять-таки, здесь человека волнуют тонкости. Мир он воспринимает как грандиозную загадку, которую в каждый момент времени надо разгадывать, которая не очевидна, и всегда есть точный поворот ключа, который надо подобрать, и тогда откроется что-то новое и необычайное. Он воспринимает свою жизнь как постоянное, безостановочное творчество. И он ощущает с миром сильную взаимную заинтересованность. Внешний мир в нем всегда заинтересован – так же, как он сам заинтересован во внешнем мире.

Когда я был молодой, одна опытная женщина наставляла меня примерно таким образом: женщины любят тех мужчин, которые любят их. Так это или не так, однозначного мнения на этот счет у меня нет до сих пор: есть женщины, которые мужчин вообще не любят, есть женщины, которые любят определенный род мужчин, есть женщины, которые любят мужчин разных – но что касается интегрированной личности, ее схема именно такова. Мир заинтересован в ней в той мере, в которой она заинтересована в мире. А она в мире сильно заинтересована, поэтому и мир сильно заинтересован в ней.

В жизни этого человека все время возникают ситуации, когда он кому-то нужен. Это, кстати, на тему об одиночестве и эгоизме. Если человек говорит, что он одинок, то, скорее всего, за этим стоит его твердое нежелание что-либо делать для мира. И через это перейти невозможно: мир же это чувствует и реагирует соответственно! И становится заинтересованным в человеке в той мере, в которой может от него отъесть кусок. Что реально и происходит.

А у интегрированной личности с внешним миром идет постоянное сотворчество на всех планах – от физического до атманического. И по этому поводу я могу вам предложить такую чисто астрологическую идею. Вам известно, что такое транзитная карта: на ней изображено положение планет на данный момент времени. Основная идея предсказательной астрологии заключается в том, что человек характеризуется своей натальной картой, то есть положением планет в момент его рождения, и натальная карта реагирует на транзитные планеты. Но давайте подумаем о том, что соотношение двух карт – это всегда синастрия. Что же такое транзитная карта? Можно сказать, что это текущее настроение планетарного Логоса. Вы родились в каком-то его настроении, вы это запомнили, и всю жизнь это настроение в себе несете. Если так смотреть, то планетарный Логос характеризуется транзитной картой, а вы характеризуетесь своей натальной картой. Значит, положение транзитных планет в вашей карте означает не что иное, как влияние Логоса на вас лично. Причем это влияние меняется медленно. Сколько по натальному дому идет Солнце? Месяц, примерно. Но можно же посмотреть на эту ситуацию и другими глазами, и для интегрированной личности этот другой взгляд совершенно естественен. Она думает не только о том, как Логос действует на нее: она в равной мере думает, как она воздействует на Логос. Как это выглядит с астрологической точки зрения? Можно посмотреть, как планеты моей карты попадают в дома транзитной карты, то есть посмотреть проекцию натальной карты на транзитную. Как эту проекцию следует понимать? Это то, чего в данный момент планетарный Логос ждет от меня. Это то, как я на него влияю. Например, если мое Солнце идет по транзитному асценденту, то в этот момент моя воля исключительно сильно влияет на планетарный Логос. Я могу что-нибудь вытворить, какую-нибудь инициативу проявить, и Он меня в этот момент услышит. Если смотреть на эту проекцию, то темпы значительно убыстряются: транзитная-то карта крутится быстро. В течение двух часов мое Солнце проходит по одному дому планетарного Логоса, а через два часа он меня воспринимает уже по другому своему дому.

Насколько я знаю, такой интерпретацией астрологи никогда не пользуются, а зря. Она, я думаю, может дать очень много – если человек интересуется тем, как мир воспринимает его. Проекция моих натальных планет на транзитную карту – это то, как мир воспринимает меня, и если я этим действительно обеспокоен, то мне надо смотреть именно эту проекцию. (Большинство людей обеспокоены, наоборот, тем, как они воспринимают мир, но для психолога важно и то, и другое в равной мере.)

Отношения с эгрегорами. Я вам уже рассказывал, что зрелая личность – это эгрегориальная номенклатура, ее связи с эгрегорами очень устойчивы и человека сильно закрепощают. У интегрированной личности ситуация легче. Этот человек выходит в тонком мире в область, находящуюся выше, по крайней мере, средне-жестких вибраций всех эгрегоров, и общается с ними на тонком уровне. Для жестких вибраций он в основном прозрачен.

Я читал, что был такой американец, который до такой степени боялся своего государства, что прожил жизнь, не будучи никак зарегистрирован властями. У него не было ни паспорта, ни водительского удостоверения. Короче говоря, государственная власть его никогда никак не фиксировала – что, видимо, не очень мешало ему жить.

И у интегрированной личности что-то похожее. Она умеет взаимодействовать с любым эгрегором, как бы формально ему подчиняясь, но в том, что для нее существенно, она поднимается выше эгрегора и просматривает свою ситуацию в той степени, в которой это ей нужно. Если она работает с эгрегорами, то ее основная тема – это их окультуривание, поднятие на более высокий уровень эволюционного развития.


Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 6; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЮНОШЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ 8 страница | Вопрос 1. Теория государства и права в системе обществен­ных наук
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.067 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты