КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюция городских пешеходных пространствСтр 1 из 2Следующая ⇒ Отмечая магнетизм пешеходной улицы в историческом центре, нельзя не сказать о характере пространства, образованного старинной застройкой. Это гармоничное, соответствующее масштабам человека, пространство, габариты которого (отношение высоты домов к ширине улицы) находятся в пределах от 1:1 до 1:3. Исследования А.И. Урбаха, М.Т. Лина, В.Л. Глазычева, П. Велева дают представления о древних городах античности как о небольших, соответствующих параметрам человека, регулярных пространствах, ограниченных городскими стенами. Длина маршрутов в городском пространстве определялась дальностью пешеходных перемещений. Однако наиболее крупные города, такие как Рим и Карфаген, начинают формировать пространства, исключающие движение транспорта. П. Велев приводит такой пример: «Форум в Помпеях представлял собой обширное пешеходное пространство, образованное семью тупиками. Огромные барьеры из каменных плит, поставленные у входов, препятствовали проезду тяжелых повозок через пешеходные пространства» [4]. В книге «Мир архитектуры. Лицо города» авторы, говоря о главных чертах городов Средневековья и эпохи Возрождения, отмечают роль площадей как мест общественных контактов и неизменную перпендикулярность уличной сети, унаследованную от римских предков. И только в XV в. неожиданно возникают новые идеи в отношении городского пространства, разработанные Микеланджело и его последователем Доменико Фонтана. Были найдены способы взаимодействия пространств, благодаря которым основные достопримечательности приобретали особое значение: незамкнутые площади, отдельно стоящие от зданий монументы, уличные связи, подчиненные формированию общественных пространств и т. д. [2]. В XIV – XVI вв. архитектурные доминанты в виде соборов, палаццо, появившись в Италии, изменили облик городов, наполнили их индивидуальностью и неповторимостью. В период Возрождения и барокко (XV – XVII вв.) формируется ряд градостроительных принципов, согласно которым оси складываются как маршруты, ведущие к целям (центры притяжения населения, привлекательные функциональной насыщенностью или особенностями природного ландшафта). Целевое пространство (как правило, площадь с собором) обозначается ориентирами и остается открытым; улицы плотно застраиваются. Приобретая форму, они становятся перспективами, начало и конец которых формируются как узловые фрагменты городского пространства. Выраженное противопоставление «площадь – улица» становится ключевым условием среди прочих, сформировавшихся в дальнейшем как законы градостроительного искусства. В Риме II в.н.э. – XVI в. н.э. определяется как период формирования городов, подчиненных пешеходным коммуникациям. Характеризуется невысокой, 2-3-этажной застройкой, соответствующей человеческому масштабу. Исключения составляют культовые здания. Приоритет уличного движения всецело принадлежит пешеходам (рис.1, 2).
Начало глобальных изменений в градостроительном укладе историки относят к Новому времени (XVII – XVIII вв.). В исследованиях М.Б. Михайловой речь идет о градостроительных изменениях, связанных со сдвигами в сфере экономики и меняющимся укладом жизни населения в результате разложения феодальной основы государственной власти [5]. Резко возросшая численность населения привела к высокой степени заселенности (даже перенаселенности) городов. Беспорядочность, высокая плотность застройки, искривленные тесные улочки, затрудненный доступ становятся причиной стихийных бедствий (пожары, эпидемии). В этот период улучшение жизненных условий осуществляется за счет обновления планировочной сети и застройки, пробивки, спрямления и благоустройства улиц. Вторая половина XVIII – первая половина XIX в. характеризуются крупными переменами «улучшенного» города. Эпоха Просвещения и связанные с нею процессы потребовали оптимального общественного устройства и среды, способствующей раскрытию способностей человека. В большом количестве стали появляться архитектурные сооружения общественного назначения: административные здания, банки, театры, суды, биржи, учебные заведения, ботанические сады, тюрьмы. В этот период столицы мощнейших европейских держав Англии и Франции интенсивно меняют облик, придерживаясь принципиально разных путей городского развития. Французские зодчие действуют по тщательно разработанному генплану, на основе теоретической модели. Эта модель формулировалась философами, архитекторами и учеными (Р. Декарт, Ф. Блондель, Ж.А. Мансар, К. Перро, А. Ленотр и др.) и базировалась на гуманистических идеалах эпохи Просвещения. За основу модели были приняты градостроительные принципы, заложенные итальянскими мастерами Возрождения. Англичане, напротив, отказываются от генплана, так как, по их мнению, подобная система подавляет свободу личности, в ней общее превалирует над частным. Несмотря на проблемы, запутанность и уплотненность Лондона, власти избирают другой путь развития. Застройка прямоугольниками становится ключевым направлением в формировании города. Square в переводе с английского означает «площадь» или «квадрат». Периметр этого квадрата с регламентированными размерами застраивается домами. Парадные фасады обращены наружу, а все необходимое для жизни обитателей располагается внутри. Внешним коммуникациям между скверами не уделялось особого внимания, хотя они имели достаточную ширину как для проезда транспорта, так и для санации (проветривания) территорий. К началу XIX столетия формируются две принципиальные схемы урбанизации, вариации на тему которых распространяются по городам Европы: французская, характеризуемая жесткостью каркаса генерального плана и последовательным выполнением намечаемых изменений, и английская, сутью которого является ячеистая структура, основанная на взаимодействии автономных градостроительных единиц. Специальные органы муниципалитета отвечают за благоустройство городских территорий: реконструируются и отлаживаются системы водопровода, канализации, освещения улиц. Поднимается вопрос об озеленении города. Если в Париже природа намеренно подчиняется искусственности городского организма: расположение и форма парков, аллей и фонтанов соответствовали рисунку планировки (рис. 3, 4), то в Лондоне культивируется естественный ландшафт: бывшие королевские угодья, нередко заполняющие промежутки между участками застройки, становятся общественными парками. Контраст между рукотворным и природным началами в городском окружении воспринимается англичанами как многомерность жизни.
Лондонский тип градостроительной основы, безусловно, выигрывает за счет способности к принятию изменений, интеграции архитектурных наслоений исторических эпох (рис. 5, 6). Лондон неоднократно переживал кризисы, связанные с хаотичным нерациональным подходом к городскому устройству, но каждый раз возрождался. Например, в ответ на переуплотнение и загрязнение производствами Лондона XIX в. возникает теория города-сада Говарда. В 1863 г. появилось метро. На основе разработок английских инженеров осуществилась возможность многоэтажного строительства и т. д.
Индустриальная эпоха XX в. значительно ускоряет процесс роста городов, которые становятся гипертрофированными, техногенными, антигуманными. Часто в городах под удар попадают культурно-исторические слои. В.Л. Глазычев по этому поводу писал: «Все города расширяются за свою черту, осваивая и подминая под себя пригороды. Все города как-то изыскивают средства, чтобы поддержать славу старинных зданий и возводить новые» [1]. В статье Е.А. Вагнер подробно рассматривается эволюция пешеходных пространств в Европе на протяжении XX в. [6]. В таблице показаны основные градостроительные изменения, связанные с ростом автомобильного движения. Этапы развития пешеходных пространств в Европе в XX столетии *
* Таблица составлена по материалам Е.А. Вагнер [6] В первой половине века общество приспосабливает среду для транспортного движения. Массовое производство автомобилей и огромный спрос на них заставили изменить городскую среду, которая очень скоро оказалась в подчинении автотранспорта. С 80-х гг. ведутся активные поиски идеальных пропорций пешеходного и транспортного движения в городах, и до конца столетия городские территории совершенствуются, ориентируясь на приоритет пешеходного движения. В начале второй половины XX в. появляется пешеходная улица как попытка возвращения традиционных типов городского досуга, а также сохранения исторической застройки. В исследованиях М.И. Белова [8] появление пешеходной улицы было названо «кульминационным моментом в культурной жизни города», что, по сути, явилось рефлексивным движением в сторону общечеловеческих ценностей послевоенного периода. В исследованиях А.И. Урбаха, А.В. Иконникова, П. Велева пешеходная улица представлена относительно своей обусловленности и воспроизводимости функций в городской среде в течение 1930–1980-х гг. В 70-е гг. формирование пешеходных улиц обусловлено социально-экономическими и функционально планировочными факторами. В результате пешеходные улицы стали спасительным средством для сохранения исторического ядра города, способствуя при этом развитию социальных контактов и увеличению числа организаций сферы обслуживания [3].
Сегодня масштабность автомобилизации городов заставляет рассматривать пешеходную улицу как бестранспортную зону, обеспечивающую безопасное движение, экологическую и психологическую разгрузку в условиях приоритета автотранспорта. Пешеходная улица синтезирует не только разнообразные функции и формы досуга, но и виды деятельности по организации территории. Поэтому современные исследования [8] обращаются к особенностям организации предметно-пространственной среды, которые трактуются как «тотальный синтез» дизайна с различными видами проектно-художественной деятельности: архитектурой, градостроительным, ландшафтным, графическим и монументально-декоративным искусством. Сегодня европейские проектировщики все чаще обращаются именно к ландшафтному дизайну, поскольку недостаток природы в городском окружении ощущается особенно остро. Сохранившиеся зеленые фрагменты нуждаются в поддержании природного баланса путем природоохранных технологий и количественного распространения ландшафтных форм в городской среде. Современная трактовка ландшафтного дизайна как «эстетически ориентированного, природно-восстанавливающего подхода к формированию ″веархитектурных″ пространств с использованием широкого набора средств интерпретации материалов природы» [9] позволяет использовать его принципы для построения интерьера улицы с учетом потребности человека в эмоциональности, образности, выразительности городского пространства.
Примеры из зарубежной практики показывают, насколько широк потенциал объединения творческих методов и направлений в дизайне. Данный подход помогает комплексно решать разнообразные проблемы: от безопасности городской среды до развития творческого потенциала общества. Сегодня пешеходная улица, являясь городской территорией с одной стороны, и интерьерным пространством – с другой, становится платформой для средовых экспериментов в отношении интеграции природных элементов, апробации технологических новинок, совместимости истории и современности.
|