КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законы диалектики
Эволюция и развитие
План
1. Идея развития
2. Холизм и развитие
3. Понятие эволюции
4. Законы диалектики
5. Модели и законы развития
6. Органическая эволюция на Земле
В этой лекции мы вкратце коснемся философских вопросов развития и эволюции.
1. Идея развития
Понятие развития – одно из фундаментальных в философии. По большому счету, в философском смысле Развитие есть то же, что Время, поскольку Время мы определили как Рост Пространства, а Пространство – это максимум совместимого в онтологии в некоторый момент времени. Развитие есть тот же Рост Пространства, Рост Бытия, в котором идет переход от меньшего бытия к большему, от менее совместимого бытия к более просторному и ёмкому. Итак, в философском смысле Развитие есть то же, что Время. Если вспомнить, что Пространство в философском смысле охватывает и внешний мир, и внутренние миры некоторой онтологии, то можно говорить о двух основных видах развития – Внешнем Развитии как росте внешнего пространства и Внутреннем Развитии как росте пространства внутренних миров. Рост Внешнего Пространства выражается, например, в переходах от элементарных частиц к атомам, от атомов – к молекулам, далее к клеткам, органам, организмам… Растет даже геометрическое пространство, если следовать принятой сегодня в физике теории Большого взрыва и расширяющейся Вселенной. Возможно, меняются и сами физические законы, переходя от меньших ко все более глубоким симметриям… Аналогично растет и Внутреннее Пространство, поскольку постоянно во времени усложняются внутренние миры всех живых существ. Например, в лестнице развития от одноклеточных к многоклеточным, от растений к животным и человеку происходит не только усложнение материальных тел этих форм жизни, но и все более сложными становятся их внутренние миры. По-видимому, у простейших форм жизни, например, у бактерий, если бы мы заглянули в их внутренние миры, то обнаружили бы там чрезвычайно примитивную организацию – простейшие переживания и ощущения, выражающиеся вовне в простейших стремлениях (таксисах – хемо-, фототаксисах и т.д.), возбудимости и раздражимости. У животных мы найдем во внутренних мирах уже гораздо более сложную организацию – они обладают не только мгновенными простейшими ощущениями, но и уже все более сложными восприятиями, организованными во времени и пространстве. У них появляются способность существовать во внутреннем мире не только в исчезающее мгновение настоящего, но и обладать памятью, строить прогнозы будущих событий. Параллельно временной интеграции появляются интеграции пространства внутреннего мира – в один момент времени могут держаться в сознании множества впечатлений и желаний, различных образов и т.д. Наконец, во внутренних мирах людей мы находим еще более сложные организации пространства и времени, эмоций и мыслей, сложнейшие образы прошлого и будущего, системы языка, научные теории и т.д. Таким образом, идет рост не только внешних пространств, но и структур внутренних миров – Внутреннего Пространства. Итак, бытие постоянно растет – растет бытие внешнее, бытие материального мира, и растет бытие внутреннее, бытие внутренних миров живых существ. Так весь мир пронизывает развитие, ведущее мир от менее к более полному бытию и тем самым задающее последовательный ход времени мира.
2. Холизм и развитие
Одна из влиятельных и наиболее полных концепций развития – это учение холизма. Слово «холизм» происходит от греческого «холос» - целое. Таким образом, холизм – учение о целом. Основные понятия холизма – элементы, части, целое. Элементы объединяются в совокупности, вступают в отношения-взаимодействия, и наконец может возникнуть некая новая сущность, которая будет обладать новым качеством, отсутствующим у отдельных элементов. Такое качество целого, впервые возникающее у целого и отсутствующее у его элементов и частей, называютэмерджентным качеством (от англ. to emerge – появляться, впервые возникать). Холизм утверждает уровневую организацию бытия, когда элементы целого образуют более нижележащий уровень, а целые на этих элементах формируют более высокий уровень бытия. На целых как элементах нового уровня могут образовываться еще более интегральные целые – и так образование уровней может продолжаться все выше и выше. Целые разных уровней можно называть еще «холонами» - единицами целостности. Этот термин впервые использовал английский писатель и философ Артур Кёстлер в своей книге «Дух в машине», вышедшей в 1967 г. Холоны более низкого уровня входят как части в холоны более высокого уровня и включают в себя холоны более низкого уровня как свои части. Так образуется иерархия холонов – холархия. Например, элементарные частицы включаются в атомы, атомы – в молекулы, молекулы – в клетки, клетки – в организмы и т.д. Холоны развиваются, образуя стадии своего развития на разных уровнях холархии. Развитие холона выражается в продвижении вверх по уровням иерархии – холоны как бы «карабкаются» вверх по уровням, стремясь ко все большей интегральности. Современный американский психолог и философ Кеннет Уилбер также использует идеи холизма, выделяя такие параметры каждого холона, как глубина, объем и широта холонов. Глубина холона – это показатель того, сколько нижележащих уровней интегрирует в себе холон. Например, атомы обладают большей глубиной, чем элементарные частицы, молекулы – большей, чем атомы, клетки – еще большей, чем молекулы. Объем холона – это число холонов одного уровня, например, объем атома – число всех атомов, объем молекулы – число всех молекул и т.д. Наконец, широта холона – это число целых, частью которых является данный холон. Здесь можно отметить некоторые закономерности в соотношении указанных параметров холонов. Например, чем больше глубина холона, тем меньше его широта и тем меньше объем холона. Допустим, молекул меньше, чем атомов, клеток – меньше, чем молекул и т.д. Наверху холархии находится единственный холон с максимальной глубиной – это Вселенная в целом, вся полнота бытия. Внизу холархии находятся, наоборот, максимальное число холонов с минимальной глубиной (например, элементарные частицы). Каждый холон дифференцирует себя не только по вертикальным уровням развития, но и по измерениям внешнего и внутреннего мира. Иными словами, каждый холон обладает своим внутренним миром и своим внешним материальным выражением. Но холон в целом – это и не только внутреннее, и не только его материальное тело, это единство внутреннего и внешнего. Поэтому развитие холонов идет как во внешнем мире, так и во внутреннем мире, и в последнем также есть свои вертикальные уровни холархии, которые выражают стадии развития сознания и соответствуют внешним вертикальным уровням. В процессе развития последующее состояние холона полностью включает в себя предыдущее, дополняя его чем-то новым, - таков принцип превышающего включения, выражающий развитие как Рост Пространства. Таков критерий развития – превышающее включение в себя того, что уже было достигнуто в развитии, удержание всего положительного, и, кроме того, восполнение его еще чем-то новым, чего не было раньше. Описанная холистическая структура развития может быть вкратце представлена следующим образом – см. рис.1.
Рис 1
На рисунке изображен некоторый холон (выделенный синим цветом круг), который включает в себя холоны-части (белый кружок внутри синего круга) и входит в состав более высоких целых (прозрачный овал, включающий в себя синий круг). Справа изображены уровни холархии, и на одном из них холон образует свою стадию. Это означает, что холон достиг этого уровня развития. Позднее холон перейдет на более высокий уровень, образовав новую стадию. Таким образом, холон в развитии будет менять свои стадии, оставаясь собой на некотором более глубоком вневременном уровне своего бытия. Ниже холона изображены области внутреннего (правая желтая половина) и внешнего (правая зеленая половина) мира, в которых также дифференцирует себя холон, образуя свои внутреннее и внешнее измерения. Итак, холоны «карабкаются» по вертикальным уровням развития и дифференцируют себя во внешнем-внутреннем мирах, проходя этапы развития как во внутреннем (развитие сознания), так и во внешнем мире (развитие тела).
3. Эволюция
Теперь обратимся к еще одному важному понятию нашей темы – понятию эволюции. В общем случае описанная выше схема развития характерна для мира в целом, реализуясь на уровне всей полноты мирового пространства. Что же касается разного рода частей мира (как внешних, так и внутренних), то здесь интегральная схема развития может более или менее не выполняться. Такая отклоняющаяся от интегральной динамика может быть названа эволюцией. Чтобы понять эту логику, можно вспомнить ситуацию с энтропией в термодинамике. Хотя для системы, которая включает в себя и среду, и живой организм, энтропия растет, в рамках самого живого организма энтропия может уменьшаться. Говорят так, что хотя локально энтропия может падать, глобально она по-прежнему растет, удовлетворяя второму закону термодинамики. Подобную же логику мы встречаем и в нашем случае, только в отношении к развитию как Росту Пространства. На глобальном уровне Мировое Пространство всегда растет, в то время как локально, в тех или иных частях мирового пространства, всегда могут происходить те или иные отклонения от глобального роста. Подобная локальная динамика частей мирового пространства, которая способна более или менее отклоняться от развития всей мировой системы, и может быть определена как эволюция. Эволюция таким образом может как воспроизводить параметры развития в своей области онтологического пространства, так и более-менее отклоняться от них. Такие факторы отклонения локальной эволюции от глобального развития можно называть девиантными факторами (девиация - отклонение). Приведем примеры наиболее распространенных девиантных факторов.
o Замедление развития. Эволюция на своем уровне может выступать как замедление скорости развития. Например, кто-то из вас мог не сразу поступить в университет. В первый год поступал – не получилось. Во второй год поступил. Таким образом, развитие произошло, но оно замедлилось. Так и локально процесс может выражать рост своего локального пространства, но более медленного, чем рост мирового пространства.
o Возникновение разного рода обратимостей. Здесь уже происходит возврат назад в изменении локального пространства, когда после некоторого периода роста, оно обращается назад и начинает уменьшаться, увеличивая локальную несовместимость своей части бытия. Таковы примеры разного рода инволюций, например, деградации или вымирания биологических видов, разрушения государств, болезни и смерти живого организма. Повторим, что хотя такие процессы могут происходить на локальных уровнях Мировой динамики, но на самом глобальном уровне Мирового Пространства по-прежнему будет происходить Рост, чтобы обеспечить ход Мирового Времени.
o Еще один возможный механизм отклонения эволюции от развития может быть назван гипостазированием дополнения. Мировое Пространство только растет, переходя от меньшего к большему. Здесь предыдущее Мировое Пространство («тезис») полностью включается в последующее («синтез»), дополняясь чем-то новым. Что же касается множества примеров эволюции в изместных нам процессах, то, как это было описано Гегелем, такое изменение идет через промежуточную стадию «антитезиса», которое представляет собой отделившееся от тезиса дополнение, замкнувшееся в себе и отрицающее тезис. Такое дополнение-антитезис как бы «гипостазируется», приобретая самостоятельность и автономность («гипостазированием» в философии называется процесс приобретения самостоятельности некоторым ранее зависимым началом). Это можно изобразить на рисунке – см. рис.2.
Рис 2
Вверху изображен процесс развития как переход от тезиса сразу к синтезу (рост пространства). Ниже показан отклоняющийся от такой динамики процесс с возникновением промежуточной стадии «антитезиса», который представляет собой отделившееся от тезиса дополнение до синтеза (более светлое кольцо в большом круге справа), получившее статус самостоятельной стадии, которая, однако, не является ростом пространства относительно предыдущей стадии (тезиса), а выступает только его отрицанием. Здесь таким образом нарушается закон развития как роста пространства. Чем более эволюция некоторой части мира отклоняется от развития мира в целом, тем более эта часть мира оказывается отличной от мира-целого, и наоборот, чем более в части мира воспроизводится время как рост пространства, тем более эта часть подобна целому. На уровне частей мира могут действовать факторы отклонения от глобального роста пространства, и возникает вопрос о некотором основании таких отклонений. Почему девиации локального от глобального возможны? Каково основание таких возможных отклонений? Это примерно тот же вопрос, что и вопрос о некотором основании локального устойчивого отклонения термодинамики живой системы от закона роста энтропии. Как известно, ответом на этот вопрос явилось создание неравновесной термодинамики (синергетики), где формулируются новые законы, дающие основание устойчивого локального отклонения от глобального закона. По-видимому, и в нашем случае основанием локального отклонения динамики некоторых частей мира от его глобальной динамики Роста Пространства является некоторый новый принцип, который не вполне – хотя и локально – вписывается в Закон Роста Пространства. Это означает, что глобальное пространство, от которого можно локально отклониться, является не вполне глобальным (вездесущим) – назовем его Пространством-1, и необходимо ввести еще более глобальное пространство (Пространство-2), которое включит как свои части и первое глобальное пространство, и разного рода локальные его части, которые способны отклониться от него (от Пространства-1). Отклоняясь от первого пространства, локальные девиации уже перестают быть отклонениями от второго глобального пространства. Так возникает более глубокий и труднопостижимый смысл разного рода факторов девиации – отклонения от глобального роста пространства. В некотором более глубоком смысле, отрицая Развитие-1 (как рост Пространства-1), девиации продолжают выражать Развитие-2 (как рост Пространства-2). Проводя аналогии этой более глубокой логики с термодинамикой, мы обнаруживаем, что неравновесная термодинамика так обобщает классическую, что согласует в себе как закон роста энтропии изолированных систем, так и разного рода локальные отклонения от этого закона в неравновесных системах в рамках более общего закона. Эту же ситуацию можно понять и на примере отклонения от идеала разного рода его реализаций. Например, у вас есть мечта, в которой ваше развитие выглядит быстро и красиво. Но когда вы пытаетесь эту мечту реализовать в жизни, все получается не так быстро и не так красиво, как мечталось. И все же даже горький опыт жизни имеет смысл, поскольку он содержит не только реализацию некоторой части мечты, но и развивает саму мечту, делает ее более зрелым и реалистичным проектом, дополняя-развивая незрелую мечту (мечту-1) до более глубокой идеи-замысла (мечты-2). Так возникает смысл в том, что показалось бы бессмысленным для первоначальной мечты – обретают смысл и элементы отрицания этой незрелой мечты. Но такой смысл возникает не с точки зрения самой мечты, а того более зрелого проекта, который приходит ему на смену в порою горьком опыте жизни. Так развитие-1, как идеальное развитие, сменяет себя развитием-2 – более реалистичным и глубоким образом развития. Отклонения жизни от мечты окажутся положительным выражением более зрелого отношения к жизни. Нечто подобное можно перенести и на отношения Пространства-1 и Пространства-2 в мировом развитии. Пространство-1, от которого можно отклониться локально, подобно более идеалистичной картине мира («мировой мечте»), в то время как Пространство-2 можно сравнить с более глубоким постижением жизни, в котором отклонения от Пространства-1 не будут таковыми относительно Пространства-2. Как говорят в дзен-буддизме, «Дао, которое можно не выполнить, - это не настоящее Дао». Факторы девиации теперь могут быть представлены двояко – они способны как ослаблять развитие-1, так и порождать нечто, выходящее за границы развития-1 и дополняющее развитие-1 до развития-2 – см. рис.3.
Рис 3
Здесь Развитие-1 включено в более глубокое Развитие-2, и эволюция (факторы девиации) символизируется красным овалом, который, в меру пересечения с Развитием-1, предстает как ослабление Развития-1 (в форме задержек, например), а в силу выхода вовне Развития-1 (допустим, в виде разного рода инволюций) выступает как расширение Развития-1 до Развития-2.
Законы диалектики
Обычно в качестве законов развития рассматривают известные законы диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и закон двойного отрицания. Интересно отметить, что эти законы оказываются не столько законами Развития-1, сколько законами эволюции. Посмотрим с этой точки зрения на каждый из трех законов.
4. Закон единства и борьбы противоположностей. Здесь факторы девиации выражены в борьбе противоположных начал (антагонизме тезиса и антитезиса), т.е. в их высокой несовместимости, что снижает величину Пространства-1.
5. Закон перехода количественных изменений в качественные. В этом законе полярностями выступают количество и качество, и они также оказываются несовместимыми, проявляя период чисто количественных изменений как состояние количества-без-качества, а качественный скачок – как состояние качества-без-количества.
6. Наконец, как уже отмечалось, появление самостоятельной стадии антитезиса («гипостазирование дополнения») лежит в основе трех стадий эволюции «тезис – антитезис - синтез», что и составляет содержание закона двойного отрицания.
Таким образом, все три закона диалектики могут быть представлены как проявления факторов отклонения от Развития-1, и в их основе лежит механизм усиления несовместимости полярностей тезиса и антитезиса. Такой вариант диалектики можно было бы назвать антитетикой или антитетической диалектикой. Выявляя антитетический характер законов диалектики, можно было бы поставить проблему и более гармоничного их представления – в рамках определений Развития-2. Такой вариант диалектики можно было бы называть гармонической диалектикой. В рамках своей гармонизации законы диалектики могли бы звучать следующим образом:
7. Если гармонизировать отношения между тезисом и антитезисом, то они будут выступать не столько в состоянии борьбы, сколько взаимной дополнительности – так возникает закон дополняющих полярностей, утверждающий, что в основе всякого бытия лежат взаимно дополняющие полярные начала.
8. Гармонизация и сближение полярностей количества и качества должны привести к более тесному взаимопроникновению количественного и качественного моментов развития, приводя к закону единства количества и качества. Здесь уже каждое количественное изменение будет связано и со своим качественным скачком, а крупные качественные скачки проявят и свою количественную структуру. Можно будет говорить только об относительных масштабах качественных скачков, которые будут локальны для количественных изменений и более глобальны для крупных скачков.
9. Наконец, закон двойного отрицания предстанет как более антитетическое проявление лежащего за ним закона перехода тезиса в синтез, когда антитезис потеряет такую автономную несовместимость в отношении к тезису, и будет восстановлен прямой рост Пространства-2.
Основой такого более глубокого гармонического представления внешне антитетических законов будут более глубокие основания совместимости полярных начал, приводящие к их взаимопроникновению друг в друга и реализации голографического принципа «всё во всём».
|