КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци
Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.
Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение -антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.
Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.
Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: антропософская.
По основному фактору развития: биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.
По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая. По типу управления: система «репетитор» + система малых групп
По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные +групповые, дифференциация.
По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога.
По преобладающему методу: игра + диалог + творчество.
По категории обучаемых: все категории, без селекции.
Целевые ориентации
• Воспитание призвано сформировать целостную личность:
• стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);
• открытую для восприятия нового опыта;
• способную на осознанный и ответственный выбор в разнообраз ных жизненных ситуациях.
• Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН - ЗУН + СДП).
• Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).
Концептуальные положения
• Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.
• Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.
• Свобода как средство воспитания.
• Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.
• Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.
• Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности. • Экология здоровья, культ здоровья.
• Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.
• Подражание как средство обучения.
• Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.
• Единство развития ума, сердца и руки.
• Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).
• Школа для всех.
• Единая жизнь педагогов и учеников.
Особенности содержания
• Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практическитрудового аспектов образования.
• Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).
• Межпредметные связи.
• Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).
• Большая роль отводится трудовому воспитанию.
Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам» : Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;
I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;
II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;
III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;
IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;
V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;
VI: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание:
VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье:
VIII: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;
IX: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело:
X: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика; XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;
XII: история культуры, импровизация во всех сферах.
Особенности методики
• Педагогика отношений, а не требований.
• Метод погружения, «эпохальная» методика.
• Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).
• Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).
• Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.
• Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).
• Коллективное познавательное творчество на уроке.
• Обучение самостоятельности, самоконтролю.
• Много игры (учеба должна приносить радость).
• Отрицание отметки. Позиция ученика.
- Ребенок в центре педагогической системы.
- Право выбора всего: от формы урока до его плана.
- Право ребенка на ошибки.
- Свобода выбора.
- Право на свободный творческий поиск.
- Отношения ответственной зависимости с коллективом. Позиция учителя.
- Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.
- Учитель - старший товарищ.
- С детьми к предмету, а не с предметом к детям.
- Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.
- Ожидание созревания сил, заложенных природой.
- Не говорить ребенку «нет», «нельзя».
- Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).
- Не ставить плохих отметок.
- Не оставлять на второй год.
- Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).
Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках. Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.
Примечания. Современные аналоги «Свободной педагогики».
В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».
Московская свободная вальдорфская школа (научный руководитель А.А.Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.
Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.
Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.
Школа Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:
• воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодо творно, незаконно, невозможно;
• воспитание портит, а не исправляет людей;
• чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.
В последний период жизни Л.Н.Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму с религиозным оттенком.
Л.Н.Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.
В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого. Школа свободного воспитания З.М.Агишевой (Зоя Михайловна Агишева - учитель начальных классов, г. Йошкар-Ола). Приоритеты — забота о здоровье, свобода выбора для ребенка, проживание вместе с детьми их детства, дети - лучшие учителя.
Литература
1. Ахмаваора У. Обучение письму и чтению в пггайнеровских школах // Част ная школа. -
1995. -№б.
2. Вентцеяь К. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М., 1995.
3. Гейдебранд К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы // Частная школа. - 1997.-№2.
4 . Иена-план профессора Петерсона // Частная школа. - 1994 - № 4, 1995 -№1.
5. Черкасова О. В. Педагогические основы вальдорфской школы. - Самара: СГУ. 1995
6. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. - М.: Арснфаль, 1994.
|