КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. 2. Бэлл Э.Т. Творцы математики: Предшественники современной матема-тики./ ПерСтр 1 из 113Следующая ⇒ 1. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. ― М.: Наука, Физматлит, 1998 и последующие издания. 2. Бэлл Э.Т. Творцы математики: Предшественники современной матема-тики./ Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1979. 3. Бурбаки Н. Очерки по истории математики \ Пер. с франц. – М.: Издательство иностранной литературы, 1963. 4. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии: В 2-х томах. Т.1 / Пер. с нем. – М.: «Наука», 1989. 5. Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа. 11 кл.: Учебник для обще-образовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2004. 6. Математический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Ю.В.Прохоров, – М.: Сов. энциклопедия, 1988. 7. Молодший В.Н. Основы учения о числе в XVIII и начале XIX века. ― М.: Учпедгиз, 1963. 8. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления. T. 1. – СПб.: Главн. редакция физ–мат. литературы, 1996 и последующие издания. 9. Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике. – М.: Айрис-пресс, 2003 (и последующие издания). 10. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике, вып.2. Пространство, время, движение. – М.: Издательство «Мир», 1965.
[1] Киселёв Андрей Петрович (1852 – 1940) – выдающийся педагог – математик; автор самых популярных отечественных учебников по алгебре и геометрии для средней школы, издававшихся с 1884 по 1972 годы. [2] Колягин Юрий Михайлович (родился в 1927 году) – заместитель директора Московского педа-гогического НИИ, доктор педагогических наук, профессор.
[3] Эйлер Леонард (Euler Leonhard, 1707–1783) – математик, механик и физик, один из крупнейших учёных XVIII века. Действительный член (академик) Петербургской АН, он жил и работал в Санкт-Петербурге с 1727 по 1741 год, а затем с 1766 года до конца жизни; самый плодовитый математик всех времён и народов. [4] Нью́тон Исаак (Newton Isaac, 1643 – 1727) – английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного тяготения, разработавший (наряду с Лейбницем) дифференциальное и интегральное исчисления. Формулу бинома для целых значений показателя степени знали ещё древние китайцы, но названа она в честь Ньютона, поскольку он первый решился на исследование бинома для дробных и отрицательных показателей степени. [5] Комплексный – (от латинского complexus – связь, сочетание) – совокупный, представляющий собой группу чего-либо. [6] Фе́йнман (Feynman) Ричард Филлипс (1918 – 1988) – американский физик-теоретик, один из основателей квантовой электродинамики.
[7] Ещё в середине прошлого столетия по тому, как человек произносит прилагательное в сочетаниях «действительные числа» или «вещественные числа», можно было отличить выпускника петербургской математической школы Пафнутия Львовича Чебышёва (читается Чебышёва с ударением на последнем слоге [6; с. 761]) от выпускника московской математической школы Николая Николаевича Лузина.
[8] От латинскогоdisccriminans – ‘различающий, разделяющий’. [9] Комплексный [от латинского complexus – связь, сочетание] – совокупный, представляющий собой группу каких-либо объектов. [10] Рене́ Дека́рт (фр. René Descartes, лат. Renatus Cartesius — Картезий, 1596 - 1650) — француз-ский философ и математик, заложивший основы аналитической геометрии. [11]Обозначения Re и Im – соответственно от латинских reales – действительный, реальный и imaginarius – воображаемый, мнимый. [12] Любой многочлен с комплексными коэффициентами имеет корень на множестве комплексных чисел. Это означает, что любое уравнение n-ой степени имеет ровно nкорней не обязательно различных; или, что то же самое, любой многочлен n-ой степени с комплексными коэффициентами можно представить произведением n линейных сомножителей.
[13] Муа́вр Абраха́м де (Moivre Abraham de, 1667 – 1754) – английский математик французского происхождения (его родители бежали из Франции по причине религиозных гонений на гугенотов – приверженцев кальвинизма).
[14] Как указывалось во Введении, строгое доказательство этой формулы даётся в последующих двух параграфах с помощью средств, требующих элементарных представлений по теории функций комплексной переменной с использованием сведений из курса степенных рядов и курса дифференциальных уравнений.
[15] Макло́рен Ко́лин (Maclaurin Colin, 1698 – 1746) – шотландский математик, который, будучи с 1719 года секретарём Лондонского королевского общества, имел главной обязанностью отстаивание приоритета Ньютона перед Лейбницем по части открытия дифференциального и интегрального исчислений. [16] Архимед Сиракузский (Αρχιμηδης , ок. 287–212 до н. э.) – древнегреческий учёный, математик и механик. [17] В практических расчётах в древнем Египте и древнем Вавилоне дроби применялись уже за две тысячи лет до н. э. [18] Пифагор Самосский (Πυθαγoρας, ок. 570 – ок. 500 до н.э.) – древнегреческий философ и математик. [19] Диофант Александрийский (Διοφαντος.) – древнегреческий математик. [20] Руффи́ни Пао́ло (Ruffini Paolo, 1765–1822) – итальянский математик. [21] А́́бель Нильс Хе́нрик (Abel Niels Henric, 1802 – 1829) – норвежский математик, впервые исследовавший область сходимости биномиального ряда для комплексных значений переменных [22] Га́усс Карл Фридрих (Gauss Carl Friedrich, 1777–1855) – выдающийся немецкий математик, внёсший фундаментальный вклад не только в математику, но также в астрономию и геодезию; иностранный член-корреспондент (1802) и иностранный почётный член (1824) Петербургской АН. [23] Карда́но Джерола́мо (Иеронимус) (Cardano Girolamo, 1501–1576) – итальянский математик, философ и врач. [24] Бомбе́лли Раффаэ́ле (Bombelli Raffaele, ок. 1530–1572) – итальянский математик и инженер. [25] Открытие такой зависимости было неожиданностью для самого Эйлера. Великий математик, искренне верящий в сверхъестественные силы, на полях своей рукописи написал: «O, mein Gott! Meine Feder ist kluger als ich! (О, мой Бог! Моё перо умнее меня!)» [26] Д’Аламбе́р Жан Леро́н (D’Alembert Jean Le Rond; 1717 – 1783) – французский математик и философ, работавший с 1751 года вместе с Д.Дидро над созданием «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». [27]Лагранж Жозеф Луи (Lagrange Joseph Louis, 1736–1813) – французский математик и механик, иностранный почётный член Петербургской АН (1776). [28] Берну́лли Якоб (Bernoulli Jacob, 1654–1705) – профессор математики Базельского университета, старший из братьев Бернулли, с которых началась большая семья выдающихся швейцарских учёных [29]Лапла́с Пьер Симо́н де – французский ученый (Laplace Pierre Simon, 1719 – 1827). [30] Карно́ Лазар Никола́ Маргери́т (Carno Lasare Nicola Marguerite, 1753–1823) – французский математик, государственный и военный деятель. [31] Ве́ссель Каспа́р (Wessel Caspar, 1745–1818) – датский математик. [32] Арга́н Жан Робе́р (Argand Jean Robert, 1768–1822) – швейцарский математик, работавший в Женеве и в Париже. [33] Коши Огюстен Луи (Cauchy Augustin Louis; 1789 – 1857) – французский математик, основоположник современной теории пределов, иностранный почётный член Петербургской АН (1831). [34] Вейерштрасс Карл Теодор Вильгельм (Weierstraß Karl Theodor Wilhelm; 1815 – 1897) – немецкий математик, иностранный чл.-корр. (1864) и иностранный почётный член (1895) Петербургской АН. [35] Га́мильтон Уи́льям Ро́уан (Hamilton William Rowan, 1805–1865) - ирландский математик и астроном, иностранный чл.-корр. Петербургской АН (1837). [36] Это слово образовано от латинского quaterni – ‘по-четыре’. [37] Гиперкомплексные числа не являются темой настоящего обзора, поэтому здесь о них лишь упоминается.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 5 1. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»................................................................................. 8 СЕМИНАР 1.................................................................................................. 8 1.1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление...................................................................................................... 8 1.2. Темы докладов............................................................................... 9 1.3. Вопросы для самопроверки........................................................ 9 1.4. Справочные статьи и основные понятия................................... 9 2. СЕМИНАР 2.......................................................................................... 22 2.1. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии…………………………………….22 2.2. Темы докладов............................................................................ 23 2.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 24 2.4. Справочные статьи и основные понятия............................... 24 3. СЕМИНАР 3.......................................................................................... 33 3.1. Мировая культура...................................................................... 33 3.2. Темы докладов............................................................................ 35 3.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 36 3.4. Справочные статьи и основные понятия................................ 37 4. СЕМИНАР 4.......................................................................................... 58 4.1. Отечественная культура............................................................ 58 4.2. Темы докладов............................................................................ 61 4.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 61 4.4. Справочные статьи и основные понятия................................ 62 5. СЕМИНАР 5.......................................................................................... 78 5.1. Религия и культура..................................................................... 78 5.2. Темы докладов............................................................................ 80 5.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 80 5.4. Справочные статьи и основные понятия................................ 81 6. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ....................................................... 103 7. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ 7.1. Рекомендации для докладчика............................................... 107 7.2. Правила произнесения речи перед публикой...................... 108 8. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ 8.1. Требования к реферату............................................................ 114 8.2. Оформление реферата.............................................................. 114 8.3. Рекомендации по структуре реферата................................... 115 9. КЛЮЧ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ............................... 116 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 116 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"........ 117
ВВЕДЕНИЕ В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты изучают учебную дисциплину «Культурология». Термин «культурология» вошел в научный оборот в первой половине ХХ в. Его возникновение связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта. Он считал, что это наука, имеющая самостоятельное значение, не совпадающая ни с социологией, ни с психологией. Культурология отличается от других дисциплин, во-первых, синтетическим характером, она, как и философия, охватывает всю совокупность выработанного человечеством духовного опыта и актуализирует его в соответствии с потребностями и интересами сменяющих друг друга поколений; во-вторых, культурология характеризуется непосредственной гуманистической направленностью, она обращена к внутреннему миру личности, испытывающей потребность в духовном совершенствовании. Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Именно недооценка культуры, гипертрофия «объективных» экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной (возможно, решающей) степени явились причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной России. Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества. Решение проблем демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности и реализация ее творческого потенциала, преодоление ограниченности, да и просто невежества людей, воспитание в человеке ответственного отношения к труду, воспитание умения общаться – невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса. В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира, активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, помогать взаимопониманию, общению представителей различных культур. В изучении культурологии выделяются следующие блоки: 1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. 2. Исторический. Он включает два раздела – историю мировой и отечественной культуры, в том числе и своего края. В изучении первого раздела главное внимание уделяется европейской культуре. Вместе с тем студенту важно увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур. На этом фоне становится возможным выявление своеобразия и уникальности европейской (античной) культуры. В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность, разумеется, в сравнении с западной. Задача исторического блока – обогащение внутреннего мира студента как личности историко-культурными ценностями, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. Поэтому предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека в социокультурном процессе. Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Художественная культура открывает широкие возможности понимания студентами универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастья, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания на духовном творчестве человека в области науки, техники. Проблемный. В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века. Среди них выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурных последствий НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной культуры. При изучении культурологии главной целью является изучение студентами теории и истории культуры. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины; иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях; уметь охарактеризовать формы и типы культур и цивилизаций, основные этапы развития мировой культуры; знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации; приобрести опыт использования культурного наследия в республике, крае, области, районе и уметь ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике, вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к интеллигентной и профессионально грамотной личности. Кафедра истории Отечества и культурологии УГАТУ подготовила учебное пособие, которое включает в себя планы семинаров, справочные статьи и основные понятия, темы докладов. Для самостоятельной работы студентов к семинарам предложена литература, которая имеется в библиотеке УГАТУ в Уфе и в филиалах. Учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические и исторические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов исследовательские навыки и повысить культуру мышления.
1. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
|