Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СЕМИНАР 2




2.1. Развитие представлений о культуре в отечественной
и зарубежной культурологии

Вопрос 1. Расово-антропологическая школа. Эволюционизм.

Список литературы

1) Тайлор, Э. Первобытная культура. – М.: Политиздат, 1989.

2) Культурология / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (Раздел 1.3).

3) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопросы 6, 7).

 

Вопрос 2. Психоанализ.

Список литературы

1) Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998; М.: Высш. шк., 2005. – С.257–261.

2) Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Гл. 2 §4-5).

3) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 13).

 

Вопрос 3. Структурализм, семиотика и символизм.

Список литературы

1) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 14).

2) Культурология / отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Гл. 2 §8).

3) Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1,2. – СПб.: Университетская книга, 2001.

 

Вопрос 4. Философия истории.

Список литературы

1) Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества // Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1998; М.: Высш. шк., 2005. –
С.244–246.

2) Кадыров, А. М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 42–52.

3) Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина,
М. С. Кагана. – М: Высшее образование, 2005. (Глава 3.2).

 

Вопрос 5. Культурология в России.

Список литературы

1) Бердяев, Н. А. Философия неравенства // Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян.
– М.: Высш. шк., 1998; М.: Высш. шк., 2005. – С.246–247.

2) Трубецкой, Е. Н. Умозрение в красках // Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян.
– М.: Высш. шк., 1998; М.: Высш. шк., 2005. – С.355–358.

3) Флоренский, П. А. Христианство и культура. – М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2001.

4) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф.
Г. В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопрос 27).

5) Мамонтов, С. П. Культурология: учебник. – М.: Олимп,
Инфра-М, 2005. (Гл. 3).

 

Темы докладов

1. Э. Тайлор – создатель школы эволюционизма.

2. З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм – представители психоанализа.

3. Марксизм и культура.

4. Основные идеи О. Шпенглера о культуре.

5. Философия всеединства и культура.

6. Игровая концепция культуры.

7. Культурология П. А. Флоренского

8. Креационистский подход к культуре.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое эволюционизм?

2. В чем смысл психоаналитического подхода к культуре?

3. Каковы основные идеи структурализма?

4. Каковы основные идеи семиотики?

5. В чем сущность символизма?

6. Каков вклад русской философии в понимание культуры?

7. Каковы принципы марксистской культурологии?

8. Как связаны культура и культ по П. А. Флоренскому?

9. Что такое креационизм?

10. Чем отличаются культура и цивилизация с точки зрения О. Шпенглера?

11. В чем смысл игровой концепции культуры?

 

Справочные статьи и основные понятия

Этапы становления культурологического познания.Развитие культуры сопровождалось становлением его самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся догадки и идеи, выражающие стремление осознать, понять и оценить культуру как единый процесс. Такое развитие и выражение духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре можно назвать становлением культурологии.

Донаучный этап. Он содержит в себе ранние стихийные догадки и представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса. Окончание этого этапа связано с возникновением науки Нового времени.

Научно-исторический этап. Он продолжался до середины
XIX века. На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление ученых понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.

Научно-философский этап. В XIX–XX веках стали складываться основные культурологические концепции. Исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, и становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы совпадают с результатами их деятельности. На этом этапе анализ культуры ведется в связи с воззрениями людей на историю, на культуру, на самих себя; устанавливается зависимость состояния культуры от этих воззрений, от состояния человека в культуре.

Основные культурологические концепции XIX–XX вв.

Биологическое направление.Основной тезис или идея – замена изучения исторических факторов развития культур биологическими. При рассмотрении этого направления в исследовании культур отмечалась тенденция к отождествлению развития «организма» и культуры. В рамках биологического направления изучения культур ставился и исследовался важнейший для культурологии в целом вопрос соотношения природно-биологического и социокультурного в обществах, а также соотношения врожденного и приобретенного. Была также сформулирована проблема о наследуемости (или ненаследуемости) культурных стереотипов, моделей поведения. Также было высказано предположение о частичной наследуемости общеродового культурного опыта человечества.

Богословский подход. Культура объясняется с духовных позиций. Этот подход нашел отражение в произведениях религиозных философов, историков, других мыслителей таких как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, князья Трубецкие, С. Л. Франк,
И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Г. В. Флоровский, П. А. Флоренский и другие мыслители. В рамках богословской традиции сам термин «культура» восходит к «культу», к вере, высшему смыслу бытия, заданному Вседержителем.

Эту позицию отстаивал П. А. Флоренский (1882–1943) – выдающийся представитель русской культуры «серебряного века». Его называли «Леонардо да Винчи XX века», так как это была многогранная личность, совмещавшая в себе ученого физика, математика, инженера, философа, искусствоведа, священника, богослова и не только, он владел в совершенстве латинским и греческим языками, основными европейскими, а также языками народов Кавказа, Ирана, Индии. Жизненной задачей Флоренского стал поиск путей к цельному мировоззрению, основанному на гармонии разума и веры, философии и богословия, искусства и науки. Труды по математике, физике и др. предвосхитили многие идеи семиотики.

По его утверждению, культура возникла из культа. Культовые формы (т.е. совокупность способов организации религиозного опыта) включают в себя священные ритуалы, церемонии, литургические (богослужебные) действия, молитвенную практику и т.д. Из включенности в эти культурные формы возникло и осмысление суждений о мире и человеке, о бренном и вечном. По Флоренскому, культ – это бутон культуры, из которого она прорастает. Вся система культурных ценностей, согласно такой трактовке, производна от культа, задана религиозным действием и сакральным (священным) текстом. «Вера определяет культ, а культ миропонимание, из которого следует культура».

П. А. Флоренский разделял культуру и религию. С его точки зрения, разница состоит в том, что культура – это, созданное самим человеком, плод и развитие земных усилий человека, включая создание материальных предпосылок жизни, нравственных, интеллектуальных ценностей. П. А. Флоренский отрицал культуру как единый во времени и пространстве процесс. Религия – это то, что дано человеку свыше, она питается из вечности, и ее цель заключается в достижении непосредственной связи с божественной сущностью.

Известный современный религиозный мыслитель А. Мень утверждал, что вера в высший смысл Вселенной сегодня, как и в древности, является стержнем, который придает внутреннее единство любой культуре.

Марксизм и культура.К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит концепция культуры, созданная в XIX в. в рамках рационалистических теорий культуры. Ставится цель – создание системы научного знания о человеке и его мире.

Марксизм основывается на следующих методологических принципах. 1) Материализм. Материалистическое понимание истории предполагает признание определяющим способ производства материальных благ. Культура, как и другие духовные явления, носит вторичный, производный характер. Культура – это надстройка над экономическим базисом, отражение и выражение социальной действительности. История – это смена общественно-экономических формаций. Каждому историческому типу общества прямо соответствует вытекающий из определенных социально-экономических и политических отношений тип культуры: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Принцип детерминизма признает существование в культурно-историческом процессе причинно-следственных связей. 2) Принцип исторической закономерности – признание действия в культурно-историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся связей и отношений между людьми и результатами их деятельности. 3) Принцип единства человечества и, следовательно, единства культурно-исторического процесса. 4) Принцип прогресса. Культурно-исторический процесс – это поступательное развитие общества. Каждая последующая стадия культуры была прогрессивнее предыдущей и должна была давать более «высокие» в ценностно-смысловом отношении образцы культуры. В реализации принципа прогресса наиболее наглядно проявился принцип классового подхода к культуре. Пролетарская (социалистическая) культура представлялась высшей стадией развития мировой культуры. 5) Наиболее сильной стороной марксистской культурологии является деятельностный подход. Он трактует культуру как способ жизнедеятельности человека. Культура совершенно справедливо понимается как деятельность, процесс и его результат реализации человеческих потенций. Культура выступает как концентрированный, организованный опыт человечества.

Психоанáлиз.Психоанализ (гр. psychě – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – 1) разработанный З. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболеваний;
2) комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных. Эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей.

Семиóтика.Семиотика (гр. sěmeiotikě – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и прагматика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.

Социально-психологическое направление.Большую роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых — представителей социально-психологического направления в изучении культур Г. Лебона (1841–1931) и Г. де Тарда (1843–1904). Основная направленность работ Г. Лебона «Психологические законы эволюции народов» (1894) и «Психология толпы» (1895) – анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах. Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействия Г. Тард. Он выделил три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение, подражание. Наиболее важные работы Г. Тарда – «Законы подражания» (1890) и «Социальная логика» (1895), посвященные этим аспектам функционирования культур. Главная задача автора – показать, как появляются изменения (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам. В начале XX в. в изучении культуры возникло новое явление – психоаналитическая концепция культуры.

За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией – мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур.

Структурализм.Структурализм (лат. structura – строение) – направление в гуманитарном знании, сформировался в 1920-е гг. и связан с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории. Объект исследования структурализма – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле – научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение – генетический структурализм Л. Гольдмана). Одним из направлений структурализма является структуралистское литературоведение, в нем выделяются два основных раздела: структурная лингвистика, структурная поэтика.

Эволюционизм.Эволюционизм – направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках эволюционизма принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопределенной бессвязной гомогенности к относительно более определенной согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению.

Этологический подход. Этология (< греч. ethos- обычай, нрав, характер + ...логия) – биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. Обширные сведения о поведении животных были накоплены биологами в XVIII–XIX вв. Значительное влияние на становление этологии оказали работы Ч. Дарвина. Создатель этологии Э. Геккель использовал термин «этология» как синоним экологии. Современная этология возникла в
30-е гг. XX в. благодаря работам австрийского зоолога К. Лоренца и датского биолога И. Тинбергена. В настоящее время этологи
К. Лоренц, Н. Тинберген, К. фон Фриш выдвинули гипотезу, получившую название «Инстинктивные основы человеческой культуры». Ученые перенесли наблюдения, накопленные в этологии, на человека и человеческое общество. Суть этологического подхода заключается в сравнительном описании различных форм поведения, выяснении их приспособительного значения, определении роли врожденных и приобретенных элементов поведения, в выявлении значения форм поведения для сохранения и эволюции вида.

Функциональный подход. Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача – разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур.

 

Антропогенéз (гр. antrôpos – человек + genos – рождение) –
1) процесс эволюционно-исторического формирования человека;
2) раздел антропологии – учение о происхождении человека.

Герменевтика (лат. – объяснение, сведение к понятному) – искусство толкования, объяснения текстов (классических), учение о принципах их интерпретации.

Диалéктика (гр. dialektikě (techně) – искусство вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положи­тельного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях;
2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.

Знак – фиксированное в объективированной форме (предметной, жестовой, интонационной и пр.) сходство между вещами, ситуациями, переживаниями. Знак выполняет функцию указания на внешнее и внутреннее сходство сравниваемых объектов культуры, не имея прямого сходства с обозначаемым.

Игра– культурная форма свободного самовыражения человека, не связанного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе. Игровое познание мира есть первая форма человеческого знания, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Теоретический интерес к игре как форме познания проявился в ХХ в. как вопрос о судьбе различных культур. И. Хейзинга рассматривает игру как критерий оценки различных культурных явлений.

Иррационалúзм (лат. irationalis – неразумный) – направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслительные аспекты духовной жизни. На практике иррационализм фиксируется формулой «хотели как лучше, а получилось как
всегда».

Категóрия (греч. katěgorein – высказываться) – понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира в целом (материя, время, про­странство, движение, причинность, качество, количество и т. д. – категории философии) или его частей, изучаемых отдельными науками (материальное, духовная культура, социальное исследование, ценность, традиции и т. д. – категории культурологии).

Контéкст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. д.

Креативность (лат. creative – творческий) – термин, введенный Дж. Гилфордом. Обозначает характерную черту творческой личности, проявляющуюся в способности осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства и т.д.

Креационизм(лат. creatio – творение) – научная теория, объясняющая происхождение мира, в том числе и человека, актом сверхъестественного творения. Ученые-креационисты – физики, математики, биологи, астрономы и др. представители точных, естественных наук. Креационизм активно развивается на Западе, в Соединенных Штатах Америки. Концепция креационизма противостоит эволюционизму. С точки зрения креационистов, возраст Земли составляет 7,5 тысяч лет. (См.: Моррис, Г. Сотворение мира: научный подход. 3-е изд. испр. – Калифорния, Институт креационных исследований, 1990. С.52–54).

Псúхика (гр. psychikos – душевный) – 1) функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и прочего; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека; высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, – человеческое
сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.

Рационалúзм (фр. rationalisme, лат. rationalis – разумный) – 1) философское на­правление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) направление в архитектуре XX в., представители которого используют современные строительные материалы и индустриальные методы строительства для создания наиболее рациональных (т. е. целесообразных, экономичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте), конструктивных, планировочных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.

Символúзм (фр. simvolisme, от гр. simvolon – символ, знак) – европейский интегральный стиль культуры кон. XIX–нач. XX в., связавший воедино философию, религию, искусство. Его основой был символ, выражающий связи объектов и явлений. Отсюда следует ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

Текст –(лат. textum – связь, соединение) – 1) авторское сочинение или доку­мент, воспроизведенные на письме или в печати; 2) основная часть печатного набора – без ри­сунков, чертежей, подстрочных примечаний и т. п.; 3) слова к музыкальному сочинению (опере, романсу и т. д.); нотный текст – музыкальный материал произведения в нотной записи; 4) в семиотике и лингвистике – последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки – лингвистики текста.

Теóрия (гр. theôria – наблюдение, исследование) – 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общест­ва; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства; 3) совокупность научных положений, учение о каких-либо явлениях, фактах; система взглядов по какому-либо вопросу; 4) отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность.

Цивилизáция (лат. civilis – гражданский) – многозначное понятие, появилось в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Употребляется как 1) синоним культуры; 2) в культурно-исторической перио­дизации, принятой в науке XVIII–XIX вв., – третья ступень общественного развития, следую­щая за варварством (первая ступень – дикость), введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом; 3) особый тип органической целостности, являющийся симптомом упадка культуры (О. Шпенглер). Современный уровень цивилизации характеризуется, прежде всего, научно-техническим прогрессом. Основные признаки цивилизации – урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность и др.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты