Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Исторические типы мировоззрения. «Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово»




«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и способ понимания мира, характерный для первобытного родового общества.

Отличительными особенностями мифического мышления (мировоззрения) являются:

- эмоционально-образная форма очеловечивания природы;

- отсутствие различий между природным и социальным миром (синкретизм);

- преобладание коллективных представлений над индивидуальными;

- утилитарная направленность;

- убежденность древнего человека в правильности мифических представлений.

В духовной жизни первобытного общества миф выступал как единая, синкретичная, универсальная форма общественного сознания. В мифе всегда сочетаются вымысел, вера и знание, но сущность мифа не сводится ни к одному из них. Сущность мифов заключается в объективировании субъективных представлений, переживаний и впечатлений, при которых порождения фантазии принимаются за подлинную реальность.

В ходе общественного развития миф постепенно изживал себя, уступая место религии и философии. Однако некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и до сих пор.

В первобытном сознании миф и религия тесно взаимосвязаны. Связующим звеном между ними является, во-первых, деятельность воображения; во-вторых, вера в созданные фантастические образы.

Однако вместе с тем, миф и религия отличаются друг от друга. Различие религии и мифа особенно ярко, когда мы сравниваем мифологию с монотеистическими религиями.

Для развитой религии характерно противопоставление «естественного» и «сверхъестественного». Религиозное сознание не синкретично, т.к. религия «разделила» мир на «мир божественный» и «мир природный» и таким образом, выделила человека из природы и наделила его душу божественными чертами. В мифе это противопоставление отсутствует (миф синкретичен). Если для религиозного сознания «мир божественный» является сверхъестественным, то для мифического сознания связи между природными и небесными явлениями не кажутся сверхъестественными, природа не обожествляется, а скорее одушевляется.

Источник религии – бессилие человека перед природными и социальными силами. Источником мифов, в отличие от религии,

является не только бессилие человека, но и мечта об овладении силами

природы.

Для развитой религии характерно нравственное отношение человека к божеству, т.е. представление, что бог выступает в роли законодателя человеческой жизни, обязывает человека соблюдать некоторые нормы поведения, нарушение которых осознается как грех. Бог в мировых религиях – это некий гарант и охранитель справедливости в мире, который, охраняя эту справедливость, в конечном счете, воздает всем по заслугам.

Для мифического сознания чуждо представление, что в мире есть «надчеловеческий», т.е. сверхъестественный гарантированный богом, этический миропорядок. В этом мире побеждает «самый сильный» или «самый умный». Силы природы, они же и боги, отнюдь не превосходят человека добродетельностью и не показывают примера добродетельной жизни.

Для религии характерно различение веры и знания. Содержание развитой религии – это не предмет некоторого доказуемого знания, а нечто такое, во что необходимо верить, преодолевая сомнения, вызываемые отсутствием фактических данных.

Для мифического сознания противопоставление знания и веры не характерно. Люди просто воспринимали мир в мифических образах, видя его как бы сквозь призму мифических представлений.

Мифическое сознание продолжает существовать и в наше время на основе подмены объективного отражения действительности различными стереотипами за счет обращения к эмоциональной сфере личности. Большинство современных мифов приобрело форму мифотворчества или утопии. Утопия, будучи видом сознания, удовлетворяющего определенные общественные потребности, как и миф, является конструированием фантастической реальности, восполняющей действительность.

Разница между мифом и утопией: 1) миф отнесен к прошлому, а утопия к будущему; 2) миф – продукт коллективного творчества народа, а утопия – произведение отдельной личности или группы людей (идеологов).

Утопия, как и миф, направлена не на познание действительности, а на воспроизведение иной реальности. Таким образом, мифология не кончилась, она продолжает функционировать как антитеза научному познанию и в наши дни. В силу этого мифология – как наука о мифах, является весьма актуальной не только в плане изучения культурного прошлого человечества, но и в плане исследования событий сегодняшнего времени.

Таким образом, изучение мифа и религии, как исторически ранних

типов мировоззрения общества, теоретически значимо для понимания философии, как более зрелого и иного исторического типа мировоззрения. Раннюю философию с мифом и религией связывает

единство проблематики.

Философское мировоззрение – это теоретическая форма осмысления мира и человека. Философия, таким образом, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме. Вместе с тем философия является средством формирования осознанного взгляда на мир и место человека в нем в рационально-понятийной форме.

Философия подходит к осмыслению мира с позиций рационального (логического) понимания, она берет вещи таковыми, какими они являются на самом деле, не привнося в их содержание никаких фантастических, обожествленных образов. Философия стремится определить явления как таковые, выявить их отношения с другими явлениями в пространстве и во времени. При помощи этого она выявляет закономерные связи между явлениями и с их помощью стремится проникнуть в суть вещей. Это научный образ мышления, что во многом объясняет единство философии и науки. На ранних стадиях своего существования философия представляла собой, ни что иное, как научное познание действительности, т.к. синтезировала в эпоху античной цивилизации все знания о мире.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты