КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные виды и формы бытия. Проблема бытия имеет огромное значение для философии
Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Впервые понятие «бытие» в философии было использовано Парменидом. У Парменида бытие однородно и неподвижно. Однако у других философов понятие бытия трактуется иначе. Данная категория всегда была проблемой дискуссионной. Это объясняется ее сложностью и неоднозначностью понимания. Почему эта проблема была и остается наиболее актуальной для философии? Чтобы ответить на это вопрос, необходимо выявить значение этой проблемы для повседневной жизни человека. Человек, живущий в реальном мире, мало задумывается над тем, что этот мир существует реально, что он есть. Проблема бытия возникает тогда, когда человек начинает рассуждать по поводу этого вопроса. Размышления о бытии предполагают ответы на некоторые взаимосвязанные вопросы: Существует ли мир? Где он существует? Как долго он существует? Как долго существуют отдельные вещи? Философы, отвечая на эти вопросы, выяснили, что мир существует, что он неоднороден в существовании бытия. Вместе с тем они установили, что бытие мира неотделимо от отдельных вещей. При этом мир в целом и все, что существует в нем, есть действительность, которая развивается и изменяется. Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует. Однако философия фиксирует не просто существование вещи (человека, идеи или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть (существует) в мире. Эти связи фиксируются с помощью категории бытия. С помощью категории бытия интегрируются основные идеи о существовании мира: 1) мир есть и существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов. Обобщенный характер понятия бытия является средством философских размышлений. Понятие бытия помогает развивать особые способности человеческого ума: способность выявлять и изучать связи, предельно общие для каждой области действительности и для действительности в целом. Эти способности нужны не только для теоретизирования, но и для повседневной практической жизнедеятельности. Изучая характеристики бытия, философия учитывает и то, как существует единичное. Выявляя способы существования единичного, философы объединяют эти единичности в группы, которым присуща общность формы бытия. Целесообразно выделить следующие взаимосвязанные основные формы бытия. 1. Бытие вещей, процессов, которое подразделяется на: а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого; б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком. 2. Бытие человека, которое подразделяется на: а) бытие человека в мире вещей; б) специфически человеческое бытие 3. Бытие духовного (идеального), которое делится на: а) индивидуализированное духовное; б) объективированное (внеиндивидуальное) духовное. 4. Бытие социального, которое делится на: а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории); б) бытие общества. Бытие вещей является условием и основой существования человеческой деятельности. Вещи, процессы, состояния природы (так называемая, первая природа) возникли и существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей. Однако, по мере развития человеческого общества возник целый мир вещей и процессов (второй природы), не существовавших ранее в природе. О бытии первой природы можно утверждать, что ее вещи (процессы, состояния, ее целостность) существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа объективно реальна и первична в том смысле, что без нее невозможны жизнь и деятельность человека. Без первой природы не могла бы возникнуть и существовать «вторая природа», произведенная человеком. По типу, форме своего бытия «вторая природа» сходна с первой, но обладает рядом важных особенностей. Большинство окружающих нас вещей произведены человеком. Их часто называют окружающей средой, а в философии «второй природой». Вторая природа создается на основе материала первой природы и потому воплощенный во второй природе материал первой природы является объективной и первичной реальностью. Вместе с тем в предметах второй природы воплощены труд и знания человека. Отличие бытия второй природы (или как ее еще называют предметно-вещного мира культуры) от бытия природных вещей связано с тем, что бытие второй природы есть социально-историческое, цивилизованное бытие. Вещи второй природы, живя природной жизнью, занимают особое место в бытии человеческой цивилизации. При сравнении первой и второй природы обнаруживаются не только их взаимосвязь и единство, но и различия. Первая природа – безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим моментом. Вторая природа в целом – бытие, тесно связанное со временем и пространством человеческого существования, с бытием социального. Бытие людей представляет собой особую форму бытия, обладающую специфическими и уникальными чертами. Тело человека – это тело природы, что обусловливает его смертность. После своей смерти телесный человек переходит в другие состояния первой природы. Из того обстоятельства, что человек существует как тело в мире вещей, вытекает ряд следствий, которые вынуждены учитывать люди в своей жизнедеятельности. Человек, как и все другие живые существа, нуждается в пище, защите от холода, в самосохранении. Существование человека, таким образом, зависит от удовлетворения базовых потребностей. Однако бытие человека – это бытие не только телесное, но и духовное. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них – с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа зависит от здоровья человеческого тела. Недаром пословица утверждает, что в здоровом теле – здоровый дух. Однако, зависимость, устанавливаемая в пословице не столь однозначная: здоровье человека очень сильно зависит от состояния духа. Существуя телесно, человек в своем бытии подчиняется законам существования и развития преходящих тел. Вместе с тем законы развития не однозначно воздействуют на бытие человека. Так, например, человек удовлетворяет свои потребности в формах, определяемых не условиями природы, а в формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Люди не просто существуют в мире, но способны влиять на мир и на самих себя. Они способны познавать собственное бытие и испытывать тревогу за судьбы своего и общечеловеческого бытия. Поэтому человек должен осознавать свою роль в системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Человек несет ответственность не только за свою жизнь, за судьбы своих родных и близких, но и за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации. Проявления ответственности человека должны иметь рациональное обоснование, отражать духовное величие и разумность людей. Духовное бытие – это комплекс бессознательных и осознанных процессов, включающий знания и представления человека об окружающем мире. Специфика существования сознания заключена в том, что бытие процессов, протекающих в сознании индивида, скрыто от внешнего наблюдения. Однако люди обсуждают с другими свои мысли, чувства, состояния. Именно это является основой человеческого общения и культуры. Культура основана на внутреннем опыте человека, который осмысливается и передается с помощью различных средств другим людям. Особую роль в структуре духовного играют ценности и идеалы,. которые существуют в виде индивидуализированного и объективированного духовного. Индивидуализированные ценности определяют духовную структуру личности. Объективированные духовные ценности являются характеристиками времени и общества в целом. Исследование форм существования бытия является предпосылкой осмысления единства мира. Чтобы изучить проблему единства мира во всей ее полноте необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся таких форм бытия, как материя, пространство, время.
|